Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение на тему: «Обособление определений и обстоятельств»»
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Обособление определений и обстоятельств».
Тип урока: Систематизация и обобщение изученного.
Цели:
1.Наблюдение за употреблением обособленных членов предложения в художественной речи. 2. Собрать материал к сочинению «Береги и сохраняй родную природу». 3. Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся 4. На примерах текстов способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Эпиграф к уроку
Красота спасет мир
Ф.Достоевский.
I. Организационный момент.
Тема высказывания: береги и охраняй родную природу.
Оформление записей в тетрадях
Работа на уроке проходит в группах (6 групп, каждая группа имеет текст с заданием).
II. Практическая работа по теме урока.
1) Словарь Ожегова. Значение слова «красота». 2) Работа с эпиграфом. Учитель: Что в вашем представлении связывается со словом «красота»? Что вам вспоминается? (слайд №1)
Может быть, весь белый, запорошенный снегом лес, простор вспаханных полей, убегающих за горизонт, стайка синиц, проворных, быстрых, деловитых, доверчиво слетевшихся на твой подоконник утром и на весь день подаривших тебе ощущение радости?
А может быть, лицо человека, его глаза, улыбка, поступок товарища, достойный уважения?
Или встреча с искусством – картиной художника, стихотворением, музыкой?
На уроке каждый найдет для себя ответ.
Ведь нет такого человека, который бы не сказал другому: «Посмотри, как это красиво».
Какова будет тема высказывания на уроке?
И что бы вы ни связывали с понятием «красота», надо беречь и любить прекрасное, работать для него, создавать вокруг себя.
Послушайте пример гуманного отношения к природе как живому существу человека с большой буквы. (на парте лежат карточки с текстами)
1 группа:
3) Текст «Береза». Чтение текста консультантом. Защита работы 1 группы.
Береза.
Рядом с березой, высокой, сучковатой, сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сетки с продуктами, сумки, рюкзаки. Когда внизу сучки пообломали, кто-то вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль, ржавый, с рваными краями.
Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. Оно ссутулилось и в разгар лета, сухое и горбатое, стояло над дорогой. Мимо шел человек в комбинезоне. Увидев березу, остановился, приложил ухо к стволу, послушал и ушел. Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, а на израненный ствол табличку повесил: «Гвозди не бить. Живая».
Задания:
- Найти предложения с обособленными членами. - Объяснить знаки препинания. - Объяснить грамматическое значение суффиксов деепричастий. - Выписать выделенное предложение. - Перестроить предложения, заменив деепричастный оборот однородными членами. - Определить идею текста.
Учитель: Мы все должны так относиться к природе, чтобы не перестали в России шуметь березовые рощи. А бывали ли вы когда-нибудь в березовой роще?
2 группа:
Картина Куинджи «Березовая роща»(слайд №2)
Задания:
- Написать мини-сочинение по картине, употребив предложения с обособленными членами - Объяснить знаки препинания.
Учитель: Березами можно любоваться бесконечно. Трудно даже сказать, когда они красивее, зимой или летом, весной или осенью. Свет, излучаемый березой, может согреть озябшую душу. Вот почему нет для россиянина более прекрасного и любимого дерева, чем белоствольная березка. Наши предки-славяне складывали о ней песни, дети, играя, водили хороводы. С тех самых пор береза остается символом России, ее чистоты. В ней красота земли русской, а красота сама по себе – богатство. По сей день сочиняют о ней песни, складывают стихи.
3 группа:
С. Есенин. «Береза».(слайд №3)
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Задания:
1) Выразительное чтение стихотворения. 2)Определить идею стихотворения. 3) Найти предложения с обособленными членами 4Сделать синтаксический разбор предложения. Составить схему.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.4
Учитель: Природа беззащитна перед людьми. Перед злыми людьми она беззащитна вдвойне. Не проходите мимо черствости и жестокости, боритесь с равнодушием. Считайте святым делом охрану природы. Сохраняйте и умножайте богатства Родины. Защищайте зеленого друга.
4 группа: Работа с текстом. «Ёлочку спасли» (слайд №4)
- Чтение текста.
Механизаторы возвращались с работы в деревню поздним осенним вечером. Было тихо, так тихо, что отчетливо слышалось, как сорвавшийся с березы лист, падая, тревожно шелестел о другие листья. Первым шагал мой хороший знакомый Василий Березин, внук деда Степана, Василий – коренастый, сильный человек с загорелым лицом и белесыми бровями. Лучший пахарь. На широкой ладони Василия покачивалась… крошечная ёлочка. У необычной путешественницы был по-детски удивленный вид: куда несут? зачем несут?.. и что будет теперь со мной? Василий, увидев удивление на моем лице, пояснил: - Из-под самых гусениц трактора взял. Еще бы маленько – и-и… Из семечка выросла… Красивая, как, как скажи, юная балерина. - Похожа. - Вот и я говорю… - Куда же ты её теперь? - В своем палисаднике посажу. Будут с моим Виталием одногодки, - улыбнулся Василий.
Задания:
- Вспомните определение художественного образа. - Найдите художественный образ в тексте. Какую мысль автор хотел донести до вашего сознания? - Слова на какую орфограмму часто встречаются в тексте? - Подберите синоним к слову «юная». - Почему в тексте автор именно это слово употребил? - Найдите предложения с обособленными членами
Учитель: А как часто мы вмешиваемся в природу, наносим ей большой вред своим грубым вмешательством.
5 группа: Работа с текстом.(слайд №5)
- Чтение текста.
На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих милых цветков под стать их красоте: купальницы, купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения! Но вот на опушке с веселой стайкой купавок, согревавших этот уголок земли своей солнечной улыбкой, пришли из поселка две дебелые дачницы, бодрые и деловитые. Не спеша прошлись по полянке и в считанные минуты обобрали ее дочиста, выдрав едва ли не с корнем все до единой купавки. И оборвалась, едва начавшись, сказка, сотканная из лесной свежести и теплых солнечных лучей. И больше их тут не будет никогда, потому что без цветов нет семян и нет продолжения жизни. Так на малом клочке земли, подходя от нечего делать, убили красоту.
Задания:
- Определить стиль речи. Доказать. - Как можно озаглавить текст? - Какими синонимами можно заменить слова: «миниатюрные», «дивные», «юные»? - В каком значении даны слова: бодрые, деловитые? - Найти слова, употребленные в переносном значении. - Объяснить. - Какие растения нашего края занесены в «Красную книгу»?
Учитель: Нужно разумно собирать дары природы, и тогда ваши ноги не перестанут бегать по зеленому лугу. А как удивительно хорошо бродить по полям, лесам, купаться в море, реке. Смотришь на цветок – радуешься общению с природой. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, рыб, зверей, птиц становится все меньше и меньше. Нарушено равновесие в природе. И если мы не остановимся, то через какие-то 10-20 лет нам грозит экологическая катастрофа. Нужно не только любоваться природой, но и активно бороться за ее сохранение. Большая работа ведется по предотвращению экологической катастрофы не только в нашей стране, но и в масштабах всей планеты. Друзья, спасите наш Байкал и красавицу Волгу, боритесь за чистоту воздуха в атмосфере, берегите леса, легкие планеты, сохраняйте уникальные виды животных, которым грозит исчезновение. Нельзя причинять даже маленький вред ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, тем самым обрекая их жизнь на мучения. Проявите милосердие к обездоленным животным, помогите им выжить. Пусть примером для вас служит отношение поэта С.Есенина к животным. Вспомните его строки: И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.
6 группа: Эта тема звучит и у Северянина «В парке плакала девочка».(слайд №6)
Задание:
- Чтение текста. Игорь Северянин. «В парке плакала девочка».
В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…» И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости. Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
- Найдите предложение с обособленными членами - Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Почему автор употребил слово «дочери» вместо «доченьке»? - Подберите антоним к слову «грядущее». - Проверка индивидуальной работы. - Составьте предложения на тему «Забота о меньших братьях», употребив обособленные члены предложения. - А был ли в вашей жизни подобный случай? - Проверка работы.
Учитель: Ваша доброта по отношению к меньшим братьям вернется вам добротой всей природы, потому что в природе все взаимосвязано. Она мудро устроена. Я хочу закончить наш урок чтением письма Горького к сыну: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде оставлял после себя только хорошее, легка и приятна была бы твоя жизнь. Ты чувствовал себя нужным людям, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять».(слайд №7)
Подведение итогов урока.
Д/З. Систематизировать материал к сочинению «Береги и охраняй родную природу».
III. Рефлексия
Выскажите свое отношение к уроку, закончив следующие предложения:
На этом уроке меня порадовало...
Я похвалил бы себя за...
Сегодня мне удалось...
Было интересно...
Было трудно...
Я понял, что... меня удивило...
Мне понравилось...
Мне не понравилось...
Сегодня я понял, что... пригодится мне в дальнейшей жизни.