kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обобщение на тему: «Обособление определений и обстоятельств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение на тему: «Обособление определений и обстоятельств».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение на тему: «Обособление определений и обстоятельств»»

Урок русского языка в 8 классе


Тема: «Обособление определений и обстоятельств».

Тип урока: Систематизация и обобщение изученного.

Цели:

1.Наблюдение за употреблением обособленных членов предложения в художественной речи.
2. Собрать материал к сочинению «Береги и сохраняй родную природу».
3. Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся
4. На примерах текстов способствовать воспитанию бережного отношения к природе.


Эпиграф к уроку

Красота спасет мир

Ф.Достоевский.

I. Организационный момент.

Тема высказывания: береги и охраняй родную природу.

Оформление записей в тетрадях

Работа на уроке проходит в группах (6 групп, каждая группа имеет текст с заданием).

II. Практическая работа по теме урока.

1) Словарь Ожегова. Значение слова «красота».
2) Работа с эпиграфом. Учитель: Что в вашем представлении связывается со словом «красота»? Что вам вспоминается? (слайд №1)

Может быть, весь белый, запорошенный снегом лес, простор вспаханных полей, убегающих за горизонт, стайка синиц, проворных, быстрых, деловитых, доверчиво слетевшихся на твой подоконник утром и на весь день подаривших тебе ощущение радости?

А может быть, лицо человека, его глаза, улыбка, поступок товарища, достойный уважения?

Или встреча с искусством – картиной художника, стихотворением, музыкой?

На уроке каждый найдет для себя ответ.

Ведь нет такого человека, который бы не сказал другому: «Посмотри, как это красиво».

Какова будет тема высказывания на уроке?

И что бы вы ни связывали с понятием «красота», надо беречь и любить прекрасное, работать для него, создавать вокруг себя.

Послушайте пример гуманного отношения к природе как живому существу человека с большой буквы.
(на парте лежат карточки с текстами)

1 группа:

3) Текст «Береза». Чтение текста консультантом. Защита работы 1 группы.

Береза.

Рядом с березой, высокой, сучковатой, сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сетки с продуктами, сумки, рюкзаки. Когда внизу сучки пообломали, кто-то вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль, ржавый, с рваными краями.

Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. Оно ссутулилось и в разгар лета, сухое и горбатое, стояло над дорогой. Мимо шел человек в комбинезоне. Увидев березу, остановился, приложил ухо к стволу, послушал и ушел.
Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, а на израненный ствол табличку повесил: «Гвозди не бить. Живая».

Задания:

- Найти предложения с обособленными членами.
- Объяснить знаки препинания.
- Объяснить грамматическое значение суффиксов деепричастий.
- Выписать выделенное предложение.
- Перестроить предложения, заменив деепричастный оборот однородными членами.
- Определить идею текста.

Учитель: Мы все должны так относиться к природе, чтобы не перестали в России шуметь березовые рощи. А бывали ли вы когда-нибудь в березовой роще?


2 группа:

Картина Куинджи «Березовая роща»(слайд №2)

Задания:

- Написать мини-сочинение по картине, употребив предложения с обособленными членами
- Объяснить знаки препинания.

Учитель: Березами можно любоваться бесконечно. Трудно даже сказать, когда они красивее, зимой или летом, весной или осенью. Свет, излучаемый березой, может согреть озябшую душу. Вот почему нет для россиянина более прекрасного и любимого дерева, чем белоствольная березка.
Наши предки-славяне складывали о ней песни, дети, играя, водили хороводы.
С тех самых пор береза остается символом России, ее чистоты. В ней красота земли русской, а красота сама по себе – богатство.
По сей день сочиняют о ней песни, складывают стихи.

3 группа:

С. Есенин. «Береза».(слайд №3)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Задания:

1) Выразительное чтение стихотворения.
2)Определить идею стихотворения.
3) Найти предложения с обособленными членами
4Сделать синтаксический разбор предложения. Составить схему.

А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.4


Учитель: Природа беззащитна перед людьми. Перед злыми людьми она беззащитна вдвойне. Не проходите мимо черствости и жестокости, боритесь с равнодушием. Считайте святым делом охрану природы. Сохраняйте и умножайте богатства Родины. Защищайте зеленого друга.

4 группа: Работа с текстом. «Ёлочку спасли» (слайд №4)

- Чтение текста.

Механизаторы возвращались с работы в деревню поздним осенним вечером. Было тихо, так тихо, что отчетливо слышалось, как сорвавшийся с березы лист, падая, тревожно шелестел о другие листья.
Первым шагал мой хороший знакомый Василий Березин, внук деда Степана, Василий – коренастый, сильный человек с загорелым лицом и белесыми бровями. Лучший пахарь.
На широкой ладони Василия покачивалась… крошечная ёлочка. У необычной путешественницы был по-детски удивленный вид: куда несут? зачем несут?.. и что будет теперь со мной?
Василий, увидев удивление на моем лице, пояснил:
- Из-под самых гусениц трактора взял. Еще бы маленько – и-и… Из семечка выросла… Красивая, как, как скажи, юная балерина.
- Похожа.
- Вот и я говорю…
- Куда же ты её теперь?
- В своем палисаднике посажу. Будут с моим Виталием одногодки, - улыбнулся Василий.

Задания:

- Вспомните определение художественного образа.
- Найдите художественный образ в тексте. Какую мысль автор хотел донести до вашего сознания?
- Слова на какую орфограмму часто встречаются в тексте?
- Подберите синоним к слову «юная».
- Почему в тексте автор именно это слово употребил?
- Найдите предложения с обособленными членами

Учитель: А как часто мы вмешиваемся в природу, наносим ей большой вред своим грубым вмешательством.

5 группа: Работа с текстом.(слайд №5)

- Чтение текста.

На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих милых цветков под стать их красоте: купальницы, купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения!
Но вот на опушке с веселой стайкой купавок, согревавших этот уголок земли своей солнечной улыбкой, пришли из поселка две дебелые дачницы, бодрые и деловитые. Не спеша прошлись по полянке и в считанные минуты обобрали ее дочиста, выдрав едва ли не с корнем все до единой купавки. И оборвалась, едва начавшись, сказка, сотканная из лесной свежести и теплых солнечных лучей. И больше их тут не будет никогда, потому что без цветов нет семян и нет продолжения жизни.
Так на малом клочке земли, подходя от нечего делать, убили красоту.

Задания:

- Определить стиль речи. Доказать.
- Как можно озаглавить текст?
- Какими синонимами можно заменить слова: «миниатюрные», «дивные», «юные»?
- В каком значении даны слова: бодрые, деловитые?
- Найти слова, употребленные в переносном значении.
- Объяснить.
- Какие растения нашего края занесены в «Красную книгу»?

Учитель: Нужно разумно собирать дары природы, и тогда ваши ноги не перестанут бегать по зеленому лугу. А как удивительно хорошо бродить по полям, лесам, купаться в море, реке. Смотришь на цветок – радуешься общению с природой. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, рыб, зверей, птиц становится все меньше и меньше. Нарушено равновесие в природе. И если мы не остановимся, то через какие-то 10-20 лет нам грозит экологическая катастрофа.
Нужно не только любоваться природой, но и активно бороться за ее сохранение. Большая работа ведется по предотвращению экологической катастрофы не только в нашей стране, но и в масштабах всей планеты.
Друзья, спасите наш Байкал и красавицу Волгу, боритесь за чистоту воздуха в атмосфере, берегите леса, легкие планеты, сохраняйте уникальные виды животных, которым грозит исчезновение. Нельзя причинять даже маленький вред ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, тем самым обрекая их жизнь на мучения.
Проявите милосердие к обездоленным животным, помогите им выжить. Пусть примером для вас служит отношение поэта С.Есенина к животным. Вспомните его строки:
И зверье, как братьев
наших меньших,
никогда не бил по голове.

6 группа: Эта тема звучит и у Северянина «В парке плакала девочка».(слайд №6)

Задание:

- Чтение текста. Игорь Северянин. «В парке плакала девочка».

В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости.
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

- Найдите предложение с обособленными членами
- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Почему автор употребил слово «дочери» вместо «доченьке»?
- Подберите антоним к слову «грядущее».
- Проверка индивидуальной работы.
- Составьте предложения на тему «Забота о меньших братьях», употребив обособленные члены предложения.
- А был ли в вашей жизни подобный случай?
- Проверка работы.

Учитель: Ваша доброта по отношению к меньшим братьям вернется вам добротой всей природы, потому что в природе все взаимосвязано. Она мудро устроена.
Я хочу закончить наш урок чтением письма Горького к сыну: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут.
Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы.
Вот если бы ты всегда и везде оставлял после себя только хорошее, легка и приятна была бы твоя жизнь. Ты чувствовал себя нужным людям, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.
Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять».(слайд №7)

Подведение итогов урока.

Д/З. Систематизировать материал к сочинению «Береги и охраняй родную природу».

III. Рефлексия

Выскажите свое отношение к уроку, закончив следующие предложения:

На этом уроке меня порадовало...

Я похвалил бы себя за...

Сегодня мне удалось...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял, что... меня удивило...

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Сегодня я понял, что... пригодится мне в дальнейшей жизни.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-обобщение на тему: «Обособление определений и обстоятельств»

Автор: Матвеева Елена Евгеньевна

Дата: 05.05.2016

Номер свидетельства: 324381


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства