kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обобщение «Имя прилагательное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

     Цель: обобщить и закрепить ЗУН по теме «Имя прилагательное»

            развивать логическое мышление; вырабатывать орфографическую зоркость;

            уметь использовать имена прилагательные в речи, делая ее более яркой, выразительной;

            воспитывать чувства любви и  бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник, сигнальные карточки, стикеры,  компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Психологический настрой на положительный результат.
  2. Целевая установка.
  3. Игра «Кто это?»

Родная, ласковая, заботливая.  (Мать)

Старенькая, седая, добрая. (Бабушка)

Горячая, нежная, материнская ( Любовь)

Отцовский, дедовский, строгий (Наказ)

Голубое, ясное, безоблачное (Небо)

            - Определите разряды прилагательных. А теперь подойдите к учительскому столу и выберите карточки: (качественные, притяжательные, относительные). По данным карточкам учащиеся объединяются в группы ( 3 рабочие группы).

          Итак, ребята, как вы поняли, мы сегодня обобщим тему «Имя прилагательное».

 II. Актуализация знаний по теме

      - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (используется метод Незаконченных    предложений, который указан на  слайде). Запишите свой ответ на стикеры, от каждой группы по 2 ученика озвучивают  вариант ответа.

 - Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?

- Прилагательное.

- Дайте характеристику предложения.

- Сложное.

- Молодцы, ребята. Три хлопка всем за работу.

-   У вас на партах лежат Листы оценивания. Посмотрите внимательно и поставьте себе оценку.

III. Работа с текстом. ( Объяснить орфограммы в словах с пропусками, переписать. Найти прилагательные, определить разряд прилагательных; указать краткую форму прилагательных; произвести морфологический раз бор выделенных слов)

  1.  группа.  Многоцветно ожерелье  ст…пей  великого континента: степи таврические, степи  донские, и пр…волжские, и оренбуржские. За Уралом- тургайские, алтайские, тувинские пошли и, конечно, наши- казахстанские.

    Просторы ее всегда сквозны и прозрачны.  Степь всегда св…тла и приветлива, как чаша полна воздуха и свободы, но всегда  чуть грустна  и печальна. 

  1. группа.  Есть в ней, то, что тревожит, наводит на мысли-дыхание ветра, цокот копыт, вековые напевы, перелитые в стари…ые песни – «Каратургай» и «Ямщик», полные душевности и простора.  Песни степей как сестры родные- с пр…вкусом боли и удали. Протяжные и раздольные, но есть с характером взрывным и горячим, и как птицы быстры, гладки, как мед,  и горьки, как полынь. Повествуют они о б…евых сражениях, о лихих скакунах, любви и разлуке, о преданности родной стороне.
  2. группа. Особенность есть у наших степей: куда б ни пошел, ни поехал, всюду ширь, ковыльные ее горизонты в типчаковых разливах, видны г…рбатые силуэты сине-далеких гор- на юге, на севере и на востоке. Но даже там,  где кончается проза равнин и где буйным припевом вздымаются горы, резвятся поэтичной строкой громогласные речки, степь там не кончается: стремительной птицей взлетает на горные кручи, по откосам она горным архаром бросается вниз или мягко, по-лисьи, как тень сб…гает в д…лины или же  беглою пленницей крадется  и прячется меж скалистых гор Казахского мелкосопочника. ( по Б.Щербакову).
  1. Выступление групп. Оценивание.
  2. Физкультминутка
  3. Лексико-орфографическая работа  (Работа в парах).

Задание 1. Составьте с данными словами словосочетания:

Кольцо (дорогое, золотое, мамино);

Шуба ( дорогая, норковая, мамина);

Следы (свежие, заячьи);

Походка ( небрежная, неторопливая, спортивная);

Солнце ( горячее, весеннее, огромное, ласковое);

Мама (любимая, родная, нежная, ласковая, добрая).

    Задание 2. Подберите к словам синонимы:

    Добрый, злой, красивый, красный, внимательный. (Оценивание учащихся)

Задание 3. Выпишите только те словосочетания, где прилагательные употреблены в     переносном значении ( проецируются на слайде).

 Ответы: острое слово, черная зависть, светлая мысль, прозрачный намек, сладкая речь, золотое сердце, стальной характер, живые цветы. (взаимопроверка пар).

  1. Распределительный диктант (выпишите в два столбика прилагательные с Н и НН, проецируются на слайде)
  2. Итог урока. Рефлексия:

  Сегодня на уроке    я:

1) узнал, открыл для себя…

2) научился, смог…

3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение «Имя прилагательное»»

Урок-обобщение «Имя прилагательное»

Цель: обобщить и закрепить ЗУН по теме «Имя прилагательное»

развивать логическое мышление; вырабатывать орфографическую зоркость;

уметь использовать имена прилагательные в речи, делая ее более яркой, выразительной;

воспитывать чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник, сигнальные карточки, стикеры, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Психологический настрой на положительный результат.

  2. Целевая установка.

  3. Игра «Кто это?»

Родная, ласковая, заботливая. (Мать)

Старенькая, седая, добрая. (Бабушка)

Горячая, нежная, материнская ( Любовь)

Отцовский, дедовский, строгий (Наказ)

Голубое, ясное, безоблачное (Небо)

- Определите разряды прилагательных. А теперь подойдите к учительскому столу и выберите карточки: (качественные, притяжательные, относительные). По данным карточкам учащиеся объединяются в группы ( 3 рабочие группы).

Итак, ребята, как вы поняли, мы сегодня обобщим тему «Имя прилагательное».

II. Актуализация знаний по теме

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (используется метод Незаконченных предложений, который указан на слайде). Запишите свой ответ на стикеры, от каждой группы по 2 ученика озвучивают вариант ответа.

- Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?

- Прилагательное.

- Дайте характеристику предложения.

- Сложное.

- Молодцы, ребята. Три хлопка всем за работу.

- У вас на партах лежат Листы оценивания. Посмотрите внимательно и поставьте себе оценку.

III. Работа с текстом. ( Объяснить орфограммы в словах с пропусками, переписать. Найти прилагательные, определить разряд прилагательных; указать краткую форму прилагательных; произвести морфологический раз бор выделенных слов)

  1. группа. Многоцветно ожерелье ст…пей великого континента: степи таврические, степи донские, и пр…волжские, и оренбуржские. За Уралом- тургайские, алтайские, тувинские пошли и, конечно, наши- казахстанские.

Просторы ее всегда сквозны и прозрачны. Степь всегда св…тла и приветлива, как чаша полна воздуха и свободы, но всегда чуть грустна и печальна.

  1. группа. Есть в ней , то, что тревожит, наводит на мысли-дыхание ветра, цокот копыт, вековые напевы, перелитые в стари…ые песни – «Каратургай» и «Ямщик», полные душевности и простора. Песни степей как сестры родные- с пр…вкусом боли и удали. Протяжные и раздольные, но есть с характером взрывным и горячим, и как птицы быстры, гладки, как мед, и горьки, как полынь. Повествуют они о б…евых сражениях, о лихих скакунах, любви и разлуке, о преданности родной стороне.

  2. группа. Особенность есть у наших степей: куда б ни пошел, ни поехал, всюду ширь, ковыльные ее горизонты в типчаковых разливах, видны г…рбатые силуэты сине-далеких гор- на юге, на севере и на востоке. Но даже там, где кончается проза равнин и где буйным припевом вздымаются горы, резвятся поэтичной строкой громогласные речки, степь там не кончается: стремительной птицей взлетает на горные кручи, по откосам она горным архаром бросается вниз или мягко, по-лисьи, как тень сб…гает в д…лины или же беглою пленницей крадется и прячется меж скалистых гор Казахского мелкосопочника. ( по Б.Щербакову).

  1. Выступление групп. Оценивание.

  2. Физкультминутка

  3. Лексико-орфографическая работа (Работа в парах).

Задание 1. Составьте с данными словами словосочетания:

Кольцо (дорогое, золотое, мамино);

Шуба ( дорогая, норковая, мамина);

Следы (свежие, заячьи);

Походка ( небрежная, неторопливая, спортивная);

Солнце ( горячее, весеннее, огромное, ласковое);

Мама (любимая, родная, нежная, ласковая, добрая).

Задание 2. Подберите к словам синонимы:

Добрый , злой, красивый, красный, внимательный. (Оценивание учащихся)

Задание 3. Выпишите только те словосочетания, где прилагательные употреблены в переносном значении ( проецируются на слайде).

Ответы: острое слово, черная зависть, светлая мысль, прозрачный намек, сладкая речь, золотое сердце, стальной характер, живые цветы. (взаимопроверка пар).

  1. Распределительный диктант (выпишите в два столбика прилагательные с Н и НН, проецируются на слайде)

  2. Итог урока. Рефлексия:

Сегодня на уроке я:

1) узнал, открыл для себя…

2) научился, смог…

3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …

































Средства выразительности
(таблица)

аллитерация (для того, чтобы читатель мог не только увидеть, но и услышать)

- повторение одинаковых согласных звуков.

- А воды уж весной шумят.

ассонанс (для усиления изобразительно-сти текста)

- созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.

анафора (для усиления, подчёркивания предшествующего слова)

- повторение одного и того же слова или выражения в начале каждого ряда. (Ст.Ф.)

Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.

антитеза (для усиления выразительности речи)

- резко выраженное противопоставление понятий или явлений. (Ст.Ф.)

Тут зима - бесконечная,
Лето – короткое.

гипербола (с целью преувеличения како-го-нибудь явления)

- художественное преувеличение. (Троп)

В сто сорок солнц закат пылал.

литота (сделать акцент на что-либо)

- художественное преуменьшение. (Троп).

Мальчик с пальчик.

метафора (для создания компактности, о многом можно сказать одним словом)

- скрытое образное сравнение. (Троп)

Сыплет черёмуха снегом.

сравнение (для создания особой вырази-тельности и эмоциональности речи)

- образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. (Троп)

Вдали он подобен цветным парусам корабля.

олицетворение (для создания образности, выразительности)

- наделение неживых предметов человеческими чув-ствами, мыслями, поступками. (Троп)

Синий колокольчик спит в тени берёз.

оксюморон (для выражения чувства раз-двоенности, необычности)

соединение двух понятий, противоречащих друг дру-гу. (Ст.Ф.)

Мёртвые души.
И горят снежинки золотым огнём.
Есть тоска весёлая в алостях зари.

метонимия (предельно краткое выражение мысли)

- сближение или сопоставление понятий по смежно-сти, когда явление или предмет обозначаются с по-мощью других слов. (Троп)

Кремль принял решение.
Весь пароход сбежался.

эпитет ( с целью сделать речь яркой и образной)

- художественное, образное определение. (Троп)

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

парафраза (с целью сделать изложение живым, лёгким для восприятия)

-замена названия лица, предмета или явления описа-нием их характерных черт.

Туманный Альбион (вместо Англия). 
Добытчики чёрного золота.

парцелляция (позволяют усилить смы-словые оттенки значений)

- членение предложения

Потом расскажу. При встрече.

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа

Лиса – аллегория хитрости

Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними:


  1. единственное число вместо множественного;

  2. множественное вместо единственного;

  3. часть вместо целого;

  4. родовое название вместо ввидвидового;

  5. видовое название вместо родового.




  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. М.Ю.Лермонтов.

  2. Мы все глядим в Наполеоны. А.С.Пушкин.

  3. Все флаги в гости будут к нам ( корабли разных стран). А.С.Пушкин.

  4. Ну что ж, садись, светило (солнце). В.В.Маяковский.

  5. Пуще всего береги копейку (деньги). Н.В.Гоголь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-обобщение «Имя прилагательное»

Автор: Габдуллина Шолпан Шакеновна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства