Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Приставка"»
Тема: Приставка
Цель: расширить знания детей о приставке слова
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: исследование.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная и др.
Задачи:
- образовательная: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.
-развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы; обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания,развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля
- воспитательная: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с составом слова. Все побудем в роли исследователей родного языка.
- Какая часть слова считается самой значимой?
Дети. Корень.
Учитель. Почему?
Дети. Корень есть в каждом слове. Без корня не может быть слова. От корня образуются однокоренные слова.
Учитель. Сегодня в орфографической минутке мы вспомним правописание безударной гласной в корне. Что нужно делать, чтобы не ошибиться в её написании?
Дети. Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне его нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Если не удалось сделать проверку, безударную гласную надо запомнить.
На экране слова с пропущенными гласными. Дети у доски записывают слова. Объясняют правописание. Выделяют корень.
Учитель. Какую ещё часть слова мы можем выделить в словах.
Дети. Приставку.
Учитель Что такое приставка?
Дети. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Выделяют приставки
3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
Слайд 2
Учитель. Ребята, а вот англичанин Том изучающий русский язык утверждает, что в его родном языке приставок нет. Приставки, по его мнению, не столь уж необходимы, без них вполне можно обойтись, ведь главное значение несёт в себе корень слова.
Учитель. Что можно ответить этому человеку? Прав он или заблуждается
Дети. ( ответы)
Учитель. Итак, из ваших ответов я могу сформулировать гипотезу:
Слайд 3
Приставка влияет на значение слова.
Учитель. Что это значит: приставка влияет на значение слова? Как вы понимаете эту мысль?
Дети. ( ответы)
Учитель. Ребята вы догадались, что мы будем сегодня исследовать?
Дети. Мы будем исследовать приставки.
Учитель. Совершенно верно, цель нашей сегодняшней работы и основной исследовательский вопрос: изучить как можно больше слов русского языка с приставками, обратив внимание на то, какое влияние оказывает приставка на значение слова.
Учитель. Давайте покажем руками какие действия выполнял Бом.
Дети. ( машут руками)
Учитель. Слова обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?
Дети. Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие.
Учитель. Запишите в тетради выделенные слова, выделите в них приставку.
Дети. ( Записывают слова в тетрадь)
Слайд 5.
Проверка работы.
Прилетел, пролетел, залетел, полетел, слетел.
Учитель. Сейчас мы будем работать самостоятельно.Каждый получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить:
Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники - помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания.
Образованные слова запишите в тетрадь.
1 ученик (от ) вязать, вести, ломать, ехать, мыть,
Учитель. Вы готовы поделиться своими наблюдениями? ( на доске записывают свои слова. Выделяют приставки.)
5. Сообщение результатов исследования.
Учитель. Ребята готовы давайте их послушаем.
1.Я исследовал слова с приставкой от- и заметил, что приставка в словах показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета ( отвести, отъехать).
Я исследовал слова с приставкой про- и заметил, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие
( прочитать, прописать, прозвенеть).
Слайд 6
Подклеить, подремонтировать, поднести, подъехать.
Учитель. Что можно сказать о значении приставки в словах на экране. Обратитесь к справочнику помощнику.
Дети. Движение к чему-то.
Учитель. Какое слово оказалось общим во всех группах?
Дети. Ехать
Учитель. Какая часть слова уточняет действие. В каком направлении ехать? Каким образом?
Дети. Приставка.
Учитель. Что вы заметили общего в написании приставок
Дети. В приставках пишется гласная о.
Учитель. Написание этих приставок нужно запомнить. Буква о это орфограмма.
6. Формулировка выводов.
Учитель. Какой вывод можем сделать из проделанной работы?
Дети. Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова.