Просмотр содержимого документа
«УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ И ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ Русский язык (7 класс)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. ДУБОВКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ И ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ
Русский язык (7 класс)
ПОДГОТОВИЛА:
МАТВЕЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
г. ДУБОВКА 2014 г.
Тема: Использование деепричастных и причастных оборотов в художественной прозе Н.В. Гоголя
Цели:
Учащиеся должны увидеть: насколько активно Н.В.Гоголь использует причастные и деепричастные обороты в повести «Тарас Бульба»;
Уметь отличать причастные от деепричастных оборотов
Вступительное слово учителя
На уроках литературы мы познакомились с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», просмотрели и обсудили фильм «Тарас Бульба». А сегодня наш взгляд на это произведение будет иным. Язык художественного произведения – это прежде всего русский язык – носитель тех грамматических норм и категорий, которые мы с вами изучаем. С какими частями речи мы работаем на уроках?
Задача нашего урока: понаблюдать, насколько активно Н.В.Гоголь использует причастные и деепричастные обороты в повести «Тарас Бульба». Что придают речи эти конструкции. На уроке мне будет помогать консультант.
Исследовательская работа на уроке.
Художественное иллюстрирование.
С помощью художественного иллюстрирования перенесемся в мир гоголевских героев.
Перед вами картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Она близка повести Н.В. Гоголя. Она как бы помогает войти в неё, заговорить с её героями. Эти два произведения дополняют друг друга, обогащают представление о могучих запорожцах, их слитности в чувстве любви к Родине, родной земле.
На каких героев Н.В. Гоголя похожи персонажи картины Репина? Докажите.
Эти гордые, свободолюбивые люди одинаково дороги и Репину и Гоголю.
Оформим записи в тетрадях и запишем это предложение.
Задание: найти в предложении прилагательные, указать сходство и различие с причастиями.
Цель: учащиеся должны знать отличительные признаки прилагательных и причастий
Работа с текстом №1(Приезд сыновей из бурсы)
Обратимся к тексту повести «Тарас Бульба»
Задание: найти по тексту, как Н.В. Гоголь знакомит нас с Тарасом, говоря о его характере;
выписать причастные обороты со словами, к которым относятся причастные обороты
Цель: учащиеся должны знать определение причастного и деепричастного оборота.
Мы прочитали только одно предложение. Сколько в нём причастных оборотов! Н.В. Гоголь – мастер слова. Синтаксис очень труден, предложения насыщены. Обратите внимание на лексику. Найдите слова, которые ассоциируются у вас с чувством свободы. Докажите!
Индивидуальное задание: исследование причастий (оставленная, опустошена, выжжена)
( Проверку осуществляет консультант.)
Работа с текстом №2(Разговор Тараса с сыновьями)
Посмотрите на рисунок П.Соколова в учебнике (встреча Тараса с сыновьями).
С помощью чего художник добивается результата своей работы?
Найдите диалог Тараса с сыновьями. Выразительно прочитайте по ролям.
Найдите в тексте просторечные слова, объясните их значение, для чего они введены в текст? Докажите, почему нет причастных оборотов? Найдите и выпишите деепричастные обороты со словами, к которым они относятся.
Цель: учащиеся должны уметь выразительно читать диалогическую речь.
С помощью чего добивается писатель результата своего творчества?
… Необыкновенный язык наш…
В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он живой как жизнь,-
…язык, который сам по себе уже поэт…
Н.В.Гоголь
Индивидуальная работа: исследовать деепричастия из текста
( Проверку осуществляет консультант.)
Работа с текстом №3(Описание степи)
А как Н.В.Гоголь описывает красоту степи!
Задание: определить стиль речи в отрывке, найти средства выразительности речи, перестроить простое предложение с причастным оборотом в сложноподчинённое. (Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их)
Почему Н.В. Гоголь использует простые предложения с причастным оборотом
Цель: учащиеся должны знать средства художественной речи, стили речи, уметь конструировать предложения.
Степь для человека - символ Родины, свободы.
Какая кисть, широкая, размашистая.
Чёрт вас возьми, степи, как хороши вы у Н.В.Гоголя (В. Белинский)
Когда В.Белинский прочитал этот отрывок, он был восхищён.
Индивидуальная работа: сделать синтаксический разбор предложения:
«Тарас Бульба» - это поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам.
( Проверку осуществляет консультант.)
Работа с текстом №4 (Речь Тараса перед товарищами)
Цель: учащиеся должны знать группы предложений по интонации и цели высказывания.
Н.В.Гоголь умело сочетает художественный стиль с публицистическим. Примером ораторского искусства писателя может служить речь Тараса. Послушаем грамзапись, читает артист Плях.
Каких больше предложений по цели высказывания. Почему? Докажите.
Почему нет предложений с деепричастными и причастными оборотами?
Задание: найдите и запишите слова, с которыми ассоциируется у вас чувство гордости за родную землю; отметьте в них изученные орфограммы; определите части речи.
Индивидуальная работа: составить схему предложений с обращениями; объяснить правописание не с различными частями речи
( Проверку осуществляет консультант.)
В самое сердце вошла речь Тараса, и началась страшная битва. Как львы дерутся казаки. Против каждого -десятеро. Тарас появляется в самый нужный момент. Он хочет отстоять родину. В этом сама его жизнь, его подвиг. Радуется за своих сыновей, когда видит в них отважных воинов. Поэтому-то и встречает их шутливым кулачным боем в начале повести.
Работа с текстом №5(Казнь Тараса)
Обратимся к тексту где автор восхищается последним подвигом Тараса. Он схвачен врагами, пламя лижет его ноги (иллюстрация учебника), а он смотрит на уходящих казаков, думает о родине, людях, о могуществе русской земли, призывает встать на борьбу с врагами.
Задание: найдите предложение, в котором отражена основная мысль произведения.
Цель: учащиеся должны знать определение темы и идеи художественного произведения.
Повесть написана в 1835 году. Почему же она притягивает читателей до сих пор? Звучит лейтмотив долговечности повести. Н.В.Гоголь, когда писал «Тараса Бульбу», вчитывался в украинские исторические песни, которые называл живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописью.
Обобщение по теме.
Музыкальная пауза.
Послушайте музыкальное произведение «Идёт казак на войну», а дома сделайте письменную зарисовку картин народной жизни, употребив предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Цель: учащиеся должны иметь навыки написания мини-сочинений.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
На уроке я узнал…
Мне было трудно…
Я смог…
Мне понравилось…
Объявление результатов исследовательской работы
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература:
1. В.Я. Коровина. Учебник для общеобразовательных учреждений. Литература. 7 класс. М «Просвещение 2010»
2. М.Т. Баранов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. М «Просвещение 2010»
Интернет-источник
Н.В. Гоголь как историк Украины (http://www.pravoslavie.ru/)
Российский исторический иллюстрированный журнал (http://www.istrodina.com/)