kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ И ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ Русский язык (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ И ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ Русский язык (7 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ И ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ Русский язык (7 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. ДУБОВКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ







УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ И ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ

Русский язык (7 класс)

















ПОДГОТОВИЛА:

МАТВЕЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ











г. ДУБОВКА
2014 г.




Тема: Использование деепричастных и причастных оборотов в художественной прозе Н.В. Гоголя

Цели:

  1. Учащиеся должны увидеть: насколько активно Н.В.Гоголь использует причастные и деепричастные обороты в повести «Тарас Бульба»;

  2. Уметь отличать причастные от деепричастных оборотов

  1. Вступительное слово учителя

На уроках литературы мы познакомились с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», просмотрели и обсудили фильм «Тарас Бульба». А сегодня наш взгляд на это произведение будет иным. Язык художественного произведения – это прежде всего русский язык – носитель тех грамматических норм и категорий, которые мы с вами изучаем. С какими частями речи мы работаем на уроках?

Задача нашего урока: понаблюдать, насколько активно Н.В.Гоголь использует причастные и деепричастные обороты в повести «Тарас Бульба». Что придают речи эти конструкции. На уроке мне будет помогать консультант.

  1. Исследовательская работа на уроке.

  1. Художественное иллюстрирование.

  • С помощью художественного иллюстрирования перенесемся в мир гоголевских героев.

Перед вами картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Она близка повести Н.В. Гоголя. Она как бы помогает войти в неё, заговорить с её героями. Эти два произведения дополняют друг друга, обогащают представление о могучих запорожцах, их слитности в чувстве любви к Родине, родной земле.

  • На каких героев Н.В. Гоголя похожи персонажи картины Репина? Докажите.

Эти гордые, свободолюбивые люди одинаково дороги и Репину и Гоголю.

  • Оформим записи в тетрадях и запишем это предложение.

Задание: найти в предложении прилагательные, указать сходство и различие с причастиями.

Цель: учащиеся должны знать отличительные признаки прилагательных и причастий

  1. Работа с текстом №1(Приезд сыновей из бурсы)

Обратимся к тексту повести «Тарас Бульба»

Задание: найти по тексту, как Н.В. Гоголь знакомит нас с Тарасом, говоря о его характере;

выписать причастные обороты со словами, к которым относятся причастные обороты

Цель: учащиеся должны знать определение причастного и деепричастного оборота.

  • Мы прочитали только одно предложение. Сколько в нём причастных оборотов! Н.В. Гоголь – мастер слова. Синтаксис очень труден, предложения насыщены. Обратите внимание на лексику. Найдите слова, которые ассоциируются у вас с чувством свободы. Докажите!

Индивидуальное задание: исследование причастий (оставленная, опустошена, выжжена)

( Проверку осуществляет консультант.)

  1. Работа с текстом №2(Разговор Тараса с сыновьями)

  • Посмотрите на рисунок П.Соколова в учебнике (встреча Тараса с сыновьями).

  • С помощью чего художник добивается результата своей работы?

  • Найдите диалог Тараса с сыновьями. Выразительно прочитайте по ролям.

Найдите в тексте просторечные слова, объясните их значение, для чего они введены в текст? Докажите, почему нет причастных оборотов? Найдите и выпишите деепричастные обороты со словами, к которым они относятся.

Цель: учащиеся должны уметь выразительно читать диалогическую речь.

  • С помощью чего добивается писатель результата своего творчества?

Необыкновенный язык наш…

В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он живой как жизнь,-

язык, который сам по себе уже поэт…

Н.В.Гоголь

Индивидуальная работа: исследовать деепричастия из текста

( Проверку осуществляет консультант.)

  1. Работа с текстом №3(Описание степи)

  • А как Н.В.Гоголь описывает красоту степи!

Задание: определить стиль речи в отрывке, найти средства выразительности речи, перестроить простое предложение с причастным оборотом в сложноподчинённое. (Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их)

  • Почему Н.В. Гоголь использует простые предложения с причастным оборотом

Цель: учащиеся должны знать средства художественной речи, стили речи, уметь конструировать предложения.

  • Степь для человека - символ Родины, свободы.

Какая кисть, широкая, размашистая.

Чёрт вас возьми, степи, как хороши вы у Н.В.Гоголя (В. Белинский)

Когда В.Белинский прочитал этот отрывок, он был восхищён.

Индивидуальная работа: сделать синтаксический разбор предложения:

«Тарас Бульба» - это поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам.

( Проверку осуществляет консультант.)

  1. Работа с текстом №4 (Речь Тараса перед товарищами)

Цель: учащиеся должны знать группы предложений по интонации и цели высказывания.

  • Н.В.Гоголь умело сочетает художественный стиль с публицистическим. Примером ораторского искусства писателя может служить речь Тараса. Послушаем грамзапись, читает артист Плях.

  • Каких больше предложений по цели высказывания. Почему? Докажите.

  • Почему нет предложений с деепричастными и причастными оборотами?

Задание: найдите и запишите слова, с которыми ассоциируется у вас чувство гордости за родную землю; отметьте в них изученные орфограммы; определите части речи.

Индивидуальная работа: составить схему предложений с обращениями; объяснить правописание не с различными частями речи

( Проверку осуществляет консультант.)

  • В самое сердце вошла речь Тараса, и началась страшная битва. Как львы дерутся казаки. Против каждого -десятеро. Тарас появляется в самый нужный момент. Он хочет отстоять родину. В этом сама его жизнь, его подвиг. Радуется за своих сыновей, когда видит в них отважных воинов. Поэтому-то и встречает их шутливым кулачным боем в начале повести.

  1. Работа с текстом №5(Казнь Тараса)

  • Обратимся к тексту где автор восхищается последним подвигом Тараса. Он схвачен врагами, пламя лижет его ноги (иллюстрация учебника), а он смотрит на уходящих казаков, думает о родине, людях, о могуществе русской земли, призывает встать на борьбу с врагами.

Задание: найдите предложение, в котором отражена основная мысль произведения.

Цель: учащиеся должны знать определение темы и идеи художественного произведения.

  • Повесть написана в 1835 году. Почему же она притягивает читателей до сих пор? Звучит лейтмотив долговечности повести. Н.В.Гоголь, когда писал «Тараса Бульбу», вчитывался в украинские исторические песни, которые называл живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописью.



  1. Обобщение по теме.

  1. Музыкальная пауза.

Послушайте музыкальное произведение «Идёт казак на войну», а дома сделайте письменную зарисовку картин народной жизни, употребив предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Цель: учащиеся должны иметь навыки написания мини-сочинений.

  1. Подведение итогов урока.

  • Рефлексия

На уроке я узнал…

Мне было трудно…

Я смог…

Мне понравилось…

  • Объявление результатов исследовательской работы







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ



Литература:

1. В.Я. Коровина. Учебник для общеобразовательных учреждений. Литература. 7 класс. М «Просвещение 2010»

2. М.Т. Баранов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. М «Просвещение 2010»

Интернет-источник

  1. Н.В. Гоголь как историк Украины (http://www.pravoslavie.ru/)

  2. Российский исторический иллюстрированный журнал (http://www.istrodina.com/)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Матвеева Елена Евгеньевна

Дата: 05.05.2016

Номер свидетельства: 324382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства