Уроки-подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе
Уроки-подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе
Уроки(2) развития речи по русскому языку в 6 классе(КРО)
Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам с включением части готового текста «Стёпа дрова колет»
(интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ)
Место урока в учебном процессе: 4-5 уроки в теме «Глагол» после повторения безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения и знакомства с разноспрягаемым глаголами
Цели и задачи: подготовить учащихся к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам и данному началу
- познакомить учащихся с разными видами инструмента для колки и рубки дров и правилами использования топора-колуна;
- познакомить с новыми словами и их правописанием: полено, поленья, поленница, колун, тесло, секира;
- познакомить учащихся с памяткой « Правила безопасного ношения топора в походе и правильного использования топора»
- развивать устную монологическую речь учащихся - составление устного рассказа-инструкции «Как правильно рубить дрова», используя картинки и фотографии
Повторение: безударные гласные в корне слова, безударные окончания существительных и глаголов I и II спряжения
Приёмы и методы: словарная работа ( лексико- орфографическая) , историческо-этимологическая работа, задание типа «Проверь себя», объяснительный диктант, логическая задача с выбором ответа, редактирование текста( с подсказкой учителя- уровень класса), самостоятельная работа со словарём( интернет-словарём), самостоятельный поиск информации, групповая работа, индивидуальная
Уроки сопровождаются презентацией
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки-подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе »
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе(КРО)
Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам с включением части готового текста «Стёпа дрова колет»
(интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ)
Место урока в учебном процессе: 4-5 уроки в теме «Глагол» после повторения безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения и знакомства с разноспрягаемым глаголами
Цели и задачи: подготовить учащихся к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам и данному началу
- познакомить учащихся с разными видами инструмента для колки и рубки дров и правилами использования топора-колуна;
- познакомить с новыми словами и их правописанием: полено, поленья, поленница, колун, тесло, секира;
- познакомить учащихся с памяткой « Правила безопасного ношения топора в походе и правильного использования топора»
- развивать устную монологическую речь учащихся - составление устного рассказа-инструкции «Как правильно рубить дрова», используя картинки и фотографии
Повторение: безударные гласные в корне слова, безударные окончания существительных и глаголов I и II спряжения
Приёмы и методы: словарная работа ( лексико- орфографическая) , историческо-этимологическая работа, задание типа «Проверь себя», объяснительный диктант, логическая задача с выбором ответа, редактирование текста( с подсказкой учителя- уровень класса), самостоятельная работа со словарём( интернет-словарём), самостоятельный поиск информации, групповая работа, индивидуальная
Ход урока
Приветствие. Положительный настрой на успех. Сообщение целей и задач урока. Слайды 1-2
- Чтобы правильно, без фактических ошибок, написать такой рассказ, обратимся к словарям. Выполним лексико-орфографическую разминку. Слайд 4 На слайде появляются изображения бревна, полена, поленьев, поленницы. Дети записывают слова в тетрадь.
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание, сравнить с правильным написанием (подсказка на обратной стороне доски)(слабый ученик у доски)
3) Обращение к словарям. Знакомство со значение слова ДРОВА по словарю В. И. Даля и современному интернет-словарю Слайд 5
Учитель р. Я.:
- Итак, ребята, что же такое дрова?
- Это и брёвна, и полено, и поленья – всё дрова
4) Как правильно говорить: КОЛОТЬ ДРОВА или РУБИТЬ ДРОВА?
Слайд 6 Задание: вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить их.
КолЮт дрова колуном
РубЯт дрова топором
5) Слово учителю истории, технологии, ОБЖ. Учитель рассказывает о разновидностях инструментов для колки, рубки, пиления дерева и показывает, как выглядят инструменты, рассказывает историю создания топора. Слайды 7,8,9
Топор
Колун
Тесло
Пила
6) Учитель русского языка рассказывает о происхождении слов топор, секира, аргун ( обращение к литературе :Толкин «Властелин колец» Как звали героя повестей, главным оружием которого был боевой топор -АРАГОН)
Приложение №1Словарь
Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.
На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.
Топо́р — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.
Существует разновидность топора, называемое Тесло, в котором лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке
Историческая справка.
Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев.
В древности и в Средних веках топор являлся распространенным ручным холодным оружием, реже метательным.
Учитель РУССКОГО ЯЗЫКА
Слово топор является древним общеславянским, либо древним иранским заимствованием
Другое древнее славянское название топора — секира; в современном русском языке термин «секира» прилагается как архаизм к боевому топору.
Ещё в древности топор называли "аргун". Последнее название особенно характерно для древнего Владимирского княжества. Аргуном же нарекали и мастера по дереву, инструментом которого был преимущественно топор-аргун.
( Помните, как зовут одного из главных героев книги Толкина и фильма «Властелин колец» ?)
Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин — английский писатель, лингвист и филолог. Наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории — романа «Сильмариллион».
АРАГОН
Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.
На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.
Полено
ср. р.
1) Отпиленная или отпиленная и расколотая часть бревна для топки.
2) Название продолговатого, полуцилиндрического торта.
3) Волчий хвост (в речи охотников).
7)Как же правильно рубить дрова? Устный рассказ (д.з.)- подготовленный сильный ученик
8) ФИЗМИНУТКА:
А)Упражнение «Дровосек»
Б) Скороговорка – упражнение для речевого аппарата
На дворе трава, на траве дрова (А) У доски запись скороговорки с объяснением орфограммы - безударные окончания имён существительных и безударные гласные в корне слова)
Б) Тренировка в произношении скороговорки. Кто быстрее и без ошибок произнесёт скороговорку( два-три ученика)
III. 1)Рассказ по картинкам( устный)- инструкция «Как правильно рубить дрова» Слайд 9
Учитель русского языка:
- Какие ошибки совершил Стёпа, когда пытался колоть дрова?
2) Знакомство с понятием: КОМИКС . СЛАЙДЫ 10-11
Отгадайте слово. На слайде - изображение кома ваты и буквы икс – КОМИКС
Обращение к словарю – проверка домашнего задания (два варианта записей зачитать)
Слайд 12
3)Логическое и творческое упражнение: соотнесите надписи с картинками. – создайте свои комиксы.
- Какие надписи не взяли? Почему?
- Я вчера за полчаса все дрова переколол!
- Ах, какой я молодец!( хвалить себя пока не за что)
- Ну, давай, вытаскивайся!
- Ну иди ко мне, не бойся! ( топор - неживой предмет)
- Бац!!! А-а-а!!! ( резкий удар по зубам)
- Шмяк!!! (удар чего-то мягкого, не металлического)
4) Редактирование. Прочитайте примеры сочинений из интернета по двум разным началам. Найдите ошибки- речевые, пунктуационные
Вывод: 1)пользоваться бездумно сочинением из интернета нельзя, лучше создать своё сочинение, учась на чужих ошибках.
2) Удачное и правильное использование пословиц. (Принять к сведению).
IV.Итоги урока:
-Как прошёл урок? ( было интересно?)
-Что нового узнали? ( какие инструменты бывают, как правильно пользоваться топором, как пишутся словарные слова ПОЛЕНО, ПОЛЕНЬЯ, ПОЛЕННИЦА, ТОПОР, КОЛУН, СЕКИРА, ТЕСЛО)
-Будут ли полезны в вашей жизни эти знания?
- Оценим себя
V. Домашнее задание: написать сочинение по картинкам ( на черновик)
Урок 2.
Ход урока.
Сообщение целей и задач.
Лексико-орфографическийдиктант по картинкам. Слайд 25-27
Рассказ об устройстве топора – проверка полученных знаний Слайд 28
Вспомним схему рассказа (тетради для справок ведутся с 5 класса)
Составление цитатного плана ( по вариантам:I –к первому вступлению,II- ко второму вступлению. Сравнение с планом, предложенным учителем.
Редактирование текстов черновиков. Зачитываются 2-3 черновика. Исправляются речевые ошибки,ошибки в построении текста,в последовательности частей