(программа С.И.Львовой, О. М. Александровой,
Л. М. Рыбченковой)
Учебный элемент, время | Деятельность учеников | Формы работы |
Организационный момент. (1 мин.) | | |
2. Актуализация (5 мин.) - терминологический диктант | Записывают слова под диктовку. Деепричастие, причастие, обособление, деепричастный оборот, зависимые слова, причастный оборот, определяемое слово | Фронтальн. |
| - Какой новый для вас термин есть среди записанных? - Можем ли мы дать определение этому термину? - Почему вы решили, что это верное определение? Учащиеся формулируют понятие «причастный оборот» по аналогии с понятием «деепричастный оборот» | Коллективная |
3. Тема урока, целеполагание (2 мин.) | - Теперь вы можете сформулировать тему урока. (Причастный оборот) - Даю дополнительную информацию: причастный оборот в предложении может обособляться, а может и не выделяться запятыми. - Итак, осмыслили новость. Теперь подумаем над задачами урока. Чему нам предстоит научиться сегодня? (помощь учащимся наводящими вопросами) Ожидаемые ответы: - находить ПО в предложении, - определять его границы, - выяснить, когда ПО обособляется, когда – нет Уточняем тему: Причастный оборот и пунктуация при нем. (Записывается на доске) | Коллективная |
4. Самостоятельная работа в группах по изучению нового материала (10 мин.) | 1 группа – работа с учебником: прочитать правило, выписать из текста примеры. Графически обозначить определяемые слова и причастные обороты. Объяснить постановку запятых. сравнить правила обособления деепричастного и причастного оборотов. рассказать группе условия обособления ПО 2 группа. По данным примерам, используя нужные слова-подсказки из терминологического диктанта, сформулировать условия, при которых обособляется / не обособляется ПО Кругом лежит снег, сверкающий на солнце. – Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют деревья, посеребренные инеем. – Дремлют посеребренные инеем деревья. Прижались к земле кусты, прикрытые пушистым снежным покрывалом. – Прижались к земле прикрытые снежным покрывалом кусты. 3 группа. Почему в 1-й группе предложений есть запятые при ПО, а во 2-й – нет? (подсказка в диктанте) Составьте инструкцию о том, как правильно расставлять запятые в предложениях с ПО. 1. Ветер, дувший с моря, все время усиливался. Мыс, возвышающийся над поверхность озера, был похож на утюг. Земля, размытая недавними сильными дождями, лопалась, чавкала, налипала комьями. 2. В огромном лесу стоял напоенный странными видениями туман. Только что покинувший свой костер охотник двигался вдоль реки. Он рассматривал свежий след направлявшегося к горам медведя. | Групповая |
5. Результаты самостоятельной работы (5 мин.) | 2-я группа сообщает об условиях, при которых ПО выделяется или не выделяется запятыми. 1-я группа повторяет правило и сравнивает его с правилом о ДО. 3-я группа предлагает инструкцию, которая записывается на доске: Выделить грамматическую основу Найти причастие в предложении Определить границы причастного оборота Найти определяемое слово и указать его место в предложении относительно ПО Выделить / не выделить запятыми ПО | Коллективная |
6. Закрепление нового материала (15 мин.) | Текст, одинаковый для всех, раздается каждому ребенку. Задание также одно: Записать предложения, найти в тексте ПО, выделить их графически, поставить, где нужно, знаки препинания. Не в тридевятом царстве, а в шестидесяти километрах от Москвы живут мастерицы прославившие русское искусство керамики. Они создали произведения выставленные в крупнейших музеях мира. В бело-синей этой красоте талая вода, голубое небо, бегущие к оврагу ручейки, детский смех, запах хлеба. Одуванчики, ромашки, знаменитая «гжельская» роза появляющиеся из-под рук мастериц – все синего цвета. Сделанные из глины игрушки похожи на смешные фигурки. Смотрят люди на пришедшую из давних времен сказку – белую с синим – и радуются. (Как правило, ребята из 3 группы справляются с заданием раньше всех, их работы проверяются, и, в случае отличной оценки, они помогают учителю в работе со слабыми учащимися в парах сменного состава). | Индивид., затем в парах сменного состава |
7. Итоги урока (3 мин.) | Что узнали? Чему научились? Какие трудности возникли? В каком пункте инструкции? Рефлективная деятельность. На полях тетради записать номер этапа, где возникли затруднения. Дома подумать, что нужно выучить (повторить, объяснить), чтобы усвоить тему. | Индивид. |
8. Домашнее задание | 1-я группа – упр. на закрепление пунктуационного навыка, 2 и 3 группы – задание на выбор: -составить предложения с данными в упражнении причастными оборотами, - сочинение-миниатюра по опорным словосочетаниям. | |