Цель: познакомить учащихся с государственным природным заповедником «Большая Кокшага», с его флорой и фауной
Задачи урока
- формировать интерес учащихся к изучению о красоте и богатстве памятника природы Марийского края;
- развивать умение работать с текстом, с вопросами викторины, отвечать на вопросы, работать с таблицей, с тестом, свободно излагать материал, работать в группе;
- воспитывать любовь к родному краю, эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Класс: 11
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – путешествие
Методы обучения: эвристический, частично – поисковый, объяснительно - иллюстрированный
Форма обучения: индивидуальная, в парах, групповая.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация урока, карточки с вопросами теста, картина, О.И.Васюнина, Л.И.Рябинина, Г.А.Малинина. Марий йылме. 8 класс. Йошкар-Ола. 2016. Стр.42 (12).
(Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку)
2. Актуализация знаний. Проверка материала, пройденного на прошлых уроках. Прежде чем приступить к изучению новой темы предлагаю вам ответить на вопросы викторины. Первые буквы правильных ответов составят тему нашего сегодняшнего урока. (Учитель записывает первые буквы отгаданных слов на доске)
Задания викторины(на слайде).
1. Красная кислая ягода, растущая на болоте (клюква).
2. Самцы этих птиц называются селезнями (утка).
3. Насекомое, которое превращается в бабочку (гусеница).
4. Безобидная змея (уж).
5. В Марий Эл существует малая и большая (Кокшага).
6. Цветок, про который есть сказка (аленький)
7. Представитель рода свиней, хищное животное (кабан).
8. Что растет на соснах (шишки).
9. Птица, вьющая гнездо на крышах домов и на столбах (аист).
10. Жук, который есть навоз (навозник).
Итак, ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока. Где мы можем встретить этих животных, птиц и растений? (Учащиеся называют тему урока на марийском языке)
А ынде тетрадьым почына. Числам возена.
Урокын темыжым: «Кугу Какшан» заповедник
Ребята, давайте попробуем перевести тему урока. (Учащиеся: Большая Кокшага)
Правильно ребята, это заповедник «Большая Кокшага» - единственный государственный природный заповедник нашей Республики Марий Эл.
3. Изучение нового материала
А что такое заповедник? (Ответы учащихся).
Правильно. И сегодня на уроке мы с вами отправимся в заочное путешествие в государственный природный заповедник нашей республики «Кугу Какшан». Государственный природный заповедник «Большая Кокшага» создан на территории Килемарского и Медведевского районов. Заповедник представляет собой участок Марийской низменности. Значительная площадь его занята сосновыми борами и березняками
Поработаем с учебником. Откройте, пожалуйста, стр. 42 (12з-1абзац). Прочитайте предложение и попробуйте перевести текст на русский язык.
Марий Эл республикын Килемар ден Медведево район кумдыкышто, Кугу Какшан энер йогымо кундемыште, «Кугу Какшан» заповедник верланен. Айлыме кумдыкшо – коло тÿжем утла гектар. Заповедникым Марий Эл правительствын пунчалже почеш 1993 ийыште почыныт. Тысе вершӧр моткоч сылне да поян.
(Слайд 4-7). Ответьте пожалуйста, на такие вопросы: ( Устно, ответы находятся в тексте).
«Кугу Какшан» заповедник Килемар ден Медведево районлаште верланен.
4. Заповедникым айлыме кумдыкшо мыняр гектар?
Заповедникын айлыме кумдыкшо – коло тÿжем утла гектар.
На такой большой территории заповедника живут разные животные, птицы и растет множество растений. А как они звучат на марийском языке, мы сейчас с вами узнаем. (Чтение с доски и перевод)
Мутер паша
Оръенката - Венерин башмачок.
Шурманше – рысь
Куница – луй
Кабан – ирсӧсна
Какие же еще флоры и фауны есть в заповеднике?
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер,
У меня в ладони.
И тогда я понял.
Что прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем.
( Слайд 8). В заповеднике «Большая Кокшага» встречаются 46 видов разных животных. Среди них одно животное мы видим и на эмблеме заповедника – это медведь. А самое большое животное – это лось. Также встречаются кабаны, волки, рысь, белки, зайцы, лисы и другие животные. Подробнее о некоторых из них нам сейчас расскажут ребята.
(Слайд 9). Выступление первого ученика (сообщение о выхухоле)
Красная книга уже давно пополнена выхухолью. На протяжении длительного времени велась активная охота на этих небольших животных для получения мускуса и качественного теплого меха. Повсеместный отлов зверьков стал причиной почти полного их уничтожения. Только после принятия мер по охране животных этого вида их численность незначительно увеличилась.
(Слайд 10) Учитель: «Здесь живут более ста разных птиц. Это чернозобая гагара, черный аист, лебедь – кликун, скопа, змееяд, сапсан, серый журавль»
Выступление второго ученика (сообщение о птице « Серая цапля») «Весит примерно1,5 кг, но отдельные птицы достигают веса до 2 кг. Зимует на большей части Африки. Гнезда эти птицы устраивают на высоких деревьях, но если их нет, то на крупных кустарниках или в заломах тростника. Едят серые цапли разнообразную пищу. Поедают насекомых и их личинок, некрупных рыб, лягушек и головастиков, ящериц, змей и грызунов. Иногда добычей серой цапли могут служить и кроты»
(Слайд 11) Учитель: «Главной же достопримечательностью заповедника являются растения. В лесах и болотах произрастает более 700 видов растений».
Выступление третьего ученика (сообщение о растении «Венерин башмачок»).
«Венерин башмачок, чтобы выжить, наделен едким соком. И животное давно проведали – несъедобен. Не обладай он этим свойством, не уцелеть бы ему. Ведь его жизнеспособность очень мала. А как он красив! Никто не вправе рвать уникальный цветок – красу родного края! Его назвали, так потому, что его цветок напоминает красивый башмак, от прорастания семени до цветения этого удивительного растения проходит 15-17 лет.»
4. Первичная проверка усвоения. (Работа с учебником) Спасибо ребята за ваше выступление, а сейчас мы заполним таблицу, используя информацию учебника стр.42(12-2 абзац).
46 тÿрло янлык - влак
100 утла кайык - влак
700 утла кушкыл
маска
пембе
оръенката
шордо
шыжыгайык
пондашвал
ирссӧна
лого
Пальчато-коренник
пире
музо
ияшудо
ур
кÿдыр
шондашшудо
шурманше
3 тÿрлӧ сузо
кувшинка
меран
6 тÿрлӧ шиште
морошка
(Слайд 12) А какие животные, птицы и растения занесены в Красную книгу России и Красную книгу Марий Эл? (Ответы учащихся)
Оръенката, пондашвал, пальчатокоренник занесены в Красную книгу России.
Бурундук, хомяк обыкновенный, выдра, куница каменная, ночница усатая, ночница водяная, ушан, кожан-двухцветный, выхухоль занесены в Красную книгу Марий Эл.
Чернозобая гагара, черный аист, лебедь – кликун, скопа, змееяд, орлан – белохвост, сапсан, серый журавль, глухая кукушка, филин, серая цапля занесены в Красную книгу Марий Эл.
Венерин башмачок, бузульник сибирский, чилим плавающий, кувшинка белоснежная, любка зеленоцветковая, морошка, куманика, ива черничная занесены в Красную книгу Марий Эл.
Найдите, пожалуйста, стр.42 (12з -3 абзац), прочитайте текст и ответьте на вопросы.
(Слайд13-16).« Кугу Какшан» заповедникыште мом ышташ огеш лий? Что запрещается делать в заповеднике «Большая Кокшага»?
- шудывожым да шудым погаш;
- пушенгым эмгаташ;
- чодырам руаш;
- кÿтÿм кÿташ;
- тулотым ылыжташ;
- сонарлаш;
- колым кучаш;
- фотографироватлаш;
2.«Кугу Какшан» заповедник молан ышталтын? Для чего создан заповедник «Большая Кокшага»?
- пÿртÿс моторлыкым, кушкыл ден янлык-влакым, кайык ешым аралаш;
5.Закрепление изученного материала. Ну а сейчас мы с вами проверим насколько внимательными вы были на уроке. На ваших столах лежат тесты. Ваша задача, работая в паре ответить на вопросы теста. (Работа парами в течение 2-3 минут, взаимопроверка)
(Слайд 17)Итак ребята, время вышло. Давайте проверим ваши результаты (проверка ответов) Я вижу, что вы внимательно меня слушали. В нашем заповеднике настолько красивая природа, что она вдохновляла многих людей.. Предлагаю вашему вниманию картину из заповедника «Кугу Какшан». Работа с картиной. Сÿрет дене паша. Составьте (письменно) по картине маленький рассказ о природе заповедника. (Работа в группе – по четыре человека).
6. Подведение итогов урока.
Рефлексия. К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня побывали? Кому что понравилось? Какие флоры и фауны узнали? Для чего создаются заповедники?
Теперь вы знаете, как красив и богат наш природный заповедник «Большая Кокшага». Вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового. Надеюсь, что эти знания останутся у вас навсегда, потому что каждый из нас должен знать о природных богатствах нашего края. А для того, чтобы вы более подробно ознакомились с флорой и фауной заповедника, вашим домашним заданием будет составить кроссворд на 15 слов, с вопросами и ответами.
(Слайд18) А наш сегодняшний урок хочется закончить стихами: