Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по русскому языку «Позвольте пригласить вас…»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 5»
г.Курчатова Курской области
Урок внеклассного чтения
по русскому языку
«Позвольте пригласить вас…»
(по книге В.Е. Гольдина «Речь и этикет»)
Подготовила
Дорохова С.А.,
учитель русского языка
и литературы
г. Курчатов
2017 год
Тема урока “Позвольте пригласить вас…”
Цель:
расширять знания обучающихся об этикетных средствах речи, продолжить работу по формированию интереса к чтению, изучению русского языка;
развивать культуру речи обучающихся, творческие ,познавательные способности детей, навыки сотрудничества и взаимопомощи;
воспитывать потребность в совершенствовании своей речи, бережное отношение к родному языку.
Оборудование: книга В. Е .Гольдина “Речь и этикет”, презентация, видеоролик “Уроки хороших манер” (Бибигон, выпуск 55).
Предварительная подготовка
1.Класс заранее делится на 3 группы, придумывает название своей группе, делает краткий обзор отдельных глав книги “Речь и этикет”, готовит интересное задание для других групп.
2.Ученик-“лингвист” работает со словарями: толковым, этимологическим, этики, определяет лексическое значение слов “ этикет “ , “ фамильярный”, “вежливость” и др.
3.Индивидуальное сообщение о жизни В .Е .Гольдина, мини-исследование “ Использование этикетных формул приветствия и прощания в речи одноклассников”
Наша речь- важнейшая часть не только нашего
поведения, но и нашей души, ума.
Д.С.Лихачёв
1.Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня на уроке. У вас радостные лица, сияющие глаза и хорошее настроение.
Что же происходит? (слайд 1)
-Здравствуйте! -поклонившись, мы друг другу сказали.
-Здравствуйте!- что особо тем мы друг другу сказали.
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего на капельку радостней сделалась жизнь?
2.Беседа. Сколько вопросов задал нам писатель Владимир Солоухин!
И мы должны с вами сегодня обязательно найти ответы на эти вопросы .
Что же за волшебное слово прозвучало в начале урока?
-Почему мы называем его волшебным?
-А какие ещё волшебные слова вы знаете?(слайд) Что они обозначают? Обратимся к этимологическому словарю. Слово лингвисту нашего класса Наталье Воробьёвой(слайд)
-А как вы думаете, зачем их придумали люди? Нужны ли они человеку или без них можно обойтись?!
-Конечно, вы правы. Эти слова приносят в нашу жизнь и теплоту, и дружбу, и улыбку. От них становится ярче и радостнее всем. Ведь поздороваться, поблагодарить, пожелать добра и счастья – это подарить кому-то капельку солнца, радости. Вот и сегодняшний урок, как вы думаете, чему мы посвятим?
-Да, мы посвятим его добрым, волшебным словам, будем учиться правильно употреблять их в речи. А помочь овладеть этикетными формулами речи поможет нам книга Валентина Евсеевича Гольдина “ Речь и этикет “.
3. Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете.
Запишите тему урока, эпиграф. В словах литературоведа, историка культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва заключена целевая установка не только нашего урока, но и всей жизни каждого человека. (слайд)
-А что такое этикет? (Ответ ученика-“историка ”: “ Слово « этикет» французского происхождения, на одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек- “этикеток” –и произошло слово этикет. Историю этикета принято отсчитывать где-то с 16 века. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал. В России первый свод правил гражданина был изложен в 17 веке в книге “Домострой”. Домострой учил “ не красть ,не лгать , не завидовать, не осуждать, не помнить зла.” Находим мы в Домострое такое “золотое” правило: “ Чего сам не любишь, того и другим не делай”. При Петре 1 для молодых дворян была издана книга Юности честное зерцало. В этой книге давались советы молодым дворянам ,как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и свете. В русский язык слово “этикет” вошло в 18 веке. Оно означает совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (слайд).
-О речевом же этикете повествует книга Валентина Евсеевича Гольдина . Автор книги-известный филолог (индивидуальное сообщение о жизни В.Е.Гольдина).(слайд)
-А сейчас я предоставляю слово творческим группам. Они получили задание сделать обзор отдельных глав книги “Речь и этикет”, придумать название своей группе и подготовить интересное задание своим товарищам.
-Итак, слово предоставляется творческой группе “Знатоки этикета”(слайд)
Обзор главы “Что такое этикет”
(слайд”Средства этикета”+слайд “фамильярный”)
Обзор главы “Почёт почёту рознь”
Обзор главы “О чувстве дистанции”(слайд”Местоимение ты используется “+слайд “Местоимение вы используется” ).
Задание группам: обратитесь с вопросом “Который час?”
“Знатоки этикета” – к незнакомому человеку.
“Языковеды”- к учителю.
“Исследователи” к соседу по парте.
Запишите предложение. Объясните, почему именно так вы обратились.
-Учитель: А сейчас давайте послушаем отчёт творческой группы
“Языковеды”(слайд)
Обзор главы “Cоблюдаем условия “(слайд “Формы приветствий”)
Обзор главы “Вежливость”(слайд)
-Подберите синонимы к слову “вежливость”(“ лингвист” говорит лексическое значение слов: корректность, деликатность, любезность, галантность, куртуазность и др.)
Запишите эти слова, проверьте написание (слайд)
Задание творческим группам: Какие пословицы о правилах речевого этикета вы знаете? Объясните, как вы их понимаете.
-Комментированное письмо.
От учтивых слов язык не отсохнет.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Хорошее слово-половина счастья.
Учитель: Слово предоставляется творческой группе “Исследователи”
Обзор главы “Здравствуйте”
-Какими формулами речевого этикета вы пользуетесь? Запишите
“Знатоки этикета” формулы приветствия.
“Языковеды” формулы прощания.
“Исследователи” формулы просьбы.(слайды)
Учитель: Ребята! Анастасия Малышева приготовила для вас сюрприз. Она провела мини-исследование “ Использование этикетных формул в речи одноклассников” (слайд-диаграмма)
Обзор главы “ Знакомимся с обращениями”
Задание творческим группам: вашему вниманию будет представлен диалог двух одноклассников- Вольки и Гоги – из книги Лазаря Лагина “ Старик Хоттабыч”. Обратите внимание на общение одноклассников. Правильно ли они обращаются друг к другу ? (слайд).
…Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:
-Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?
-Не старикашка, а старик. Это папин знакомый… из Ташкента.
-А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э-эк расскажу про твои художества на экзамене!
Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!
-Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!
Самый настоящий псих! (Ответы обучающихся)
Учитель: А сейчас посмотрите видеоролик (Бибигон, выпуск 55).
Скажите , соответствует ли правилам этикета речь Василия.
-Рефлексия. Друзья, вернёмся снова к эпиграфу, ещё раз прочитаем его, вдумаемся. Как вы его понимаете?(слайд)
Учитель: Можно изменить причёску, полностью обновить гардероб, а собственная речь, её индивидуальные особенности останутся с нами всегда. Речь человека- точный показатель его человеческих качеств культуры, умственных способностей, образованности. Говорить правильным, чистым и красивым языком- нести в мир радость, свет, добро и любовь. Научиться этому нам сегодня помогла книга Валентина Евсеевича Гольдина “ Речь и этикет “
Подходит к концу наш урок. Вы все сегодня очень хорошо работали.
Ваши отчёты действительно получились творческими. Все выступающие сегодня заслуживают только отличных отметок. Откройте дневники, запишите домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса пословицу о речевом этикете.(слайд)
А ещё хотела бы вам напомнить, что выражением доброго отношения к людям бывают не только формулы вежливости, этикетные средства речи, но и жесты, улыбка. Часто добрая улыбка становится символом человечности и согласия. И было бы очень хорошо , если бы она стала символом внимательности и вежливости для всех нас. Вот что сказал писатель Антуан де Сент- Экзюпери об этом: “Cамое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное .Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь…”(звучит песня “От улыбки хмурый день светлей”) (слайд)