kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по русскому языку «Позвольте пригласить вас…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения

по русскому языку

«Позвольте пригласить вас…»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по русскому языку «Позвольте пригласить вас…»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 5»

г.Курчатова Курской области





Урок внеклассного чтения

по русскому языку

«Позвольте пригласить вас…»

(по книге В.Е. Гольдина «Речь и этикет»)

Подготовила

Дорохова С.А.,

учитель русского языка

и литературы

г. Курчатов

2017 год

Тема урока “Позвольте пригласить вас…”

Цель:

расширять знания обучающихся об этикетных средствах речи, продолжить работу по формированию интереса к чтению, изучению русского языка;

развивать культуру речи обучающихся, творческие ,познавательные способности детей, навыки сотрудничества и взаимопомощи;

воспитывать потребность в совершенствовании своей речи, бережное отношение к родному языку.

Оборудование: книга В. Е .Гольдина “Речь и этикет”, презентация, видеоролик “Уроки хороших манер” (Бибигон, выпуск 55).

Предварительная подготовка

1.Класс заранее делится на 3 группы, придумывает название своей группе, делает краткий обзор отдельных глав книги “Речь и этикет”, готовит интересное задание для других групп.

2.Ученик-“лингвист” работает со словарями: толковым, этимологическим, этики, определяет лексическое значение слов “ этикет “ , “ фамильярный”, “вежливость” и др.

3.Индивидуальное сообщение о жизни В .Е .Гольдина, мини-исследование “ Использование этикетных формул приветствия и прощания в речи одноклассников”

Наша речь- важнейшая часть не только нашего

поведения, но и нашей души, ума.

Д.С.Лихачёв

1.Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня на уроке. У вас радостные лица, сияющие глаза и хорошее настроение.

Что же происходит? (слайд 1)

-Здравствуйте! -поклонившись, мы друг другу сказали.

-Здравствуйте!- что особо тем мы друг другу сказали.

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?

От чего на капельку радостней сделалась жизнь?

2.Беседа. Сколько вопросов задал нам писатель Владимир Солоухин!

И мы должны с вами сегодня обязательно найти ответы на эти вопросы .

Что же за волшебное слово прозвучало в начале урока?

-Почему мы называем его волшебным?

-А какие ещё волшебные слова вы знаете?(слайд) Что они обозначают? Обратимся к этимологическому словарю. Слово лингвисту нашего класса Наталье Воробьёвой(слайд)

-А как вы думаете, зачем их придумали люди? Нужны ли они человеку или без них можно обойтись?!

-Конечно, вы правы. Эти слова приносят в нашу жизнь и теплоту, и дружбу, и улыбку. От них становится ярче и радостнее всем. Ведь поздороваться, поблагодарить, пожелать добра и счастья – это подарить кому-то капельку солнца, радости. Вот и сегодняшний урок, как вы думаете, чему мы посвятим?

-Да, мы посвятим его добрым, волшебным словам, будем учиться правильно употреблять их в речи. А помочь овладеть этикетными формулами речи поможет нам книга Валентина Евсеевича Гольдина “ Речь и этикет “.

3. Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете.

Запишите тему урока, эпиграф. В словах литературоведа, историка культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва заключена целевая установка не только нашего урока, но и всей жизни каждого человека. (слайд)

-А что такое этикет? (Ответ ученика-“историка ”: “ Слово « этикет» французского происхождения, на одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек- “этикеток” –и произошло слово этикет. Историю этикета принято отсчитывать где-то с 16 века. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал. В России первый свод правил гражданина был изложен в 17 веке в книге “Домострой”. Домострой учил “ не красть ,не лгать , не завидовать, не осуждать, не помнить зла.” Находим мы в Домострое такое “золотое” правило: “ Чего сам не любишь, того и другим не делай”. При Петре 1 для молодых дворян была издана книга Юности честное зерцало. В этой книге давались советы молодым дворянам ,как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и свете. В русский язык слово “этикет” вошло в 18 веке. Оно означает совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (слайд).

-О речевом же этикете повествует книга Валентина Евсеевича Гольдина . Автор книги-известный филолог (индивидуальное сообщение о жизни В.Е.Гольдина).(слайд)

-А сейчас я предоставляю слово творческим группам. Они получили задание сделать обзор отдельных глав книги “Речь и этикет”, придумать название своей группе и подготовить интересное задание своим товарищам.

-Итак, слово предоставляется творческой группе Знатоки этикета”(слайд)

Обзор главы “Что такое этикет”

(слайд”Средства этикета”+слайд “фамильярный”)

Обзор главы “Почёт почёту рознь”

Обзор главы “О чувстве дистанции”(слайд”Местоимение ты используется “+слайд “Местоимение вы используется” ).

Задание группам: обратитесь с вопросом “Который час?”

“Знатоки этикета” – к незнакомому человеку.

“Языковеды”- к учителю.

“Исследователи” к соседу по парте.

Запишите предложение. Объясните, почему именно так вы обратились.

-Учитель: А сейчас давайте послушаем отчёт творческой группы

Языковеды(слайд)



Обзор главы “Cоблюдаем условия “(слайд “Формы приветствий”)

Обзор главы “Вежливость”(слайд)

-Подберите синонимы к слову “вежливость”(“ лингвист” говорит лексическое значение слов: корректность, деликатность, любезность, галантность, куртуазность и др.)

Запишите эти слова, проверьте написание (слайд)

Задание творческим группам: Какие пословицы о правилах речевого этикета вы знаете? Объясните, как вы их понимаете.

-Комментированное письмо.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Хорошее слово-половина счастья.

Учитель: Слово предоставляется творческой группе “Исследователи”

Обзор главы “Здравствуйте”

-Какими формулами речевого этикета вы пользуетесь? Запишите

“Знатоки этикета” формулы приветствия.

“Языковеды” формулы прощания.

“Исследователи” формулы просьбы.(слайды)

Учитель: Ребята! Анастасия Малышева приготовила для вас сюрприз. Она провела мини-исследование “ Использование этикетных формул в речи одноклассников” (слайд-диаграмма)

Обзор главы “ Знакомимся с обращениями”

Задание творческим группам: вашему вниманию будет представлен диалог двух одноклассников- Вольки и Гоги – из книги Лазаря Лагина “ Старик Хоттабыч”. Обратите внимание на общение одноклассников. Правильно ли они обращаются друг к другу ? (слайд).

…Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

-Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

-Не старикашка, а старик. Это папин знакомый… из Ташкента.

-А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э-эк расскажу про твои художества на экзамене!

Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

-Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!

Самый настоящий псих! (Ответы обучающихся)



Учитель: А сейчас посмотрите видеоролик (Бибигон, выпуск 55).

Скажите , соответствует ли правилам этикета речь Василия.

-Рефлексия. Друзья, вернёмся снова к эпиграфу, ещё раз прочитаем его, вдумаемся. Как вы его понимаете?(слайд)

Учитель: Можно изменить причёску, полностью обновить гардероб, а собственная речь, её индивидуальные особенности останутся с нами всегда. Речь человека- точный показатель его человеческих качеств культуры, умственных способностей, образованности. Говорить правильным, чистым и красивым языком- нести в мир радость, свет, добро и любовь. Научиться этому нам сегодня помогла книга Валентина Евсеевича Гольдина “ Речь и этикет “

Подходит к концу наш урок. Вы все сегодня очень хорошо работали.

Ваши отчёты действительно получились творческими. Все выступающие сегодня заслуживают только отличных отметок. Откройте дневники, запишите домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса пословицу о речевом этикете.(слайд)

А ещё хотела бы вам напомнить, что выражением доброго отношения к людям бывают не только формулы вежливости, этикетные средства речи, но и жесты, улыбка. Часто добрая улыбка становится символом человечности и согласия. И было бы очень хорошо , если бы она стала символом внимательности и вежливости для всех нас. Вот что сказал писатель Антуан де Сент- Экзюпери об этом: “Cамое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное .Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь…”(звучит песня “От улыбки хмурый день светлей”) (слайд)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения по русскому языку «Позвольте пригласить вас…»

Автор: Дорохова Светлана Александровна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407302


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства