Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина "Интересный русский язык"»
Урок-викторина для 5 класса
Тема викторины: «Интересный русский язык»
Цель:
Проверить качество полученных знаний;
способствовать развитию интереса к предмету и получению новых знаний.
Задачи: расширять кругозор учащихся; развивать логическое мышление и повышать интеллектуальный уровень; воспитывать любовь к слову и речевой культуре; способствовать сплочению коллектива, а также самовыражению личности; учить ребят работать в команде.
Технологии:
-информационно-коммуникативные технологии;
-технология развития «критического мышления;
-исследование в обучении;
-игровые технологии: обучающие игры;
-обучение в сотрудничестве (в парах, в группах);
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Разминка команд.
4.Конкурс смекалистых.
5.Конкурс знатоков.
6.Конкурс капитанов.
7.Вопросы-шутки.
8.Подведение итогов.
1.Члены жюри и обе команды занимают свои места.
2.Здравствуйте, ребята! Я приветствую участников урока-викторины и всех членов жюри. Сегодняшний урок русского языка мы посвятим родному языку. Наша викторина будет состоять из нескольких этапов. У нас две команды, у каждой команды есть капитан, придумано название, девиз, эмблема. Состав жюри – учащиеся 10 класса. Давайте же поскорее начнём! В добрый путь от игры к знанию!
«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки».
3.Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Звучит приветствие команд.
Начнём мы нашу викторину с разминки команд:
Команды должны назвать загаданные в шарадах слова:
Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог,
И, разгадав загадку до конца,
Получим выражение лица. (Ми-на)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пи-рог)
4.Конкурс смекалистых. Каждая команда получает по два вопроса.
1 команда.
1.Нужно ли в сочетаниях букв чн, чк, нщ писать мягкий знак? Почему? 2.Ученик Миша рассуждал так: « Если в словах ночь, дочь, мощь пишется ь, то он должен писаться и в словах ночка, дочка, мощный». Прав ли Миша? Почему?
2 команда.
1.Нужно ли в сочетаниях букв рщ, нч, нщ писать мягкий знак? Если нет, то почему?
2.Ученица Люба рассуждала так: «Если в словах фонарь, камень пишется ь, то он должен писаться и в словах фонарщик, каменщик». Права ли Люба? Если нет, то почему?
5.Конкурс знатоков. Из каждой команды по пять человек.
А)Игра «Кто быстрее?» Подобрать по десять фразеологизмов с общим для них словом (существительным).
-язык, нос
Задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, …
Язык проглотил, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается…
Б) Заменить фразеологические обороты словами – синонимами: в час по чайной ложке (медленно), рукой подать (близко), кривить душой (лгать), повесить нос (грустить, опечалиться), себе на уме (хитрый), гонять лодыря (бездельничать), во все лопатки (быстро), раз, два и обчёлся (мало, немного), куры не клюют(много), кожа да кости(худой).
Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
6. Конкурс капитанов.
Произнести слова в обратном порядке:
лён – ноль
лей – ель
лоб – пол
люк – куль
ток – кот
шёл – ложь
шей – ешь
куб – пук
Вопросы:
1.Чем заканчивается день и начинается ночь? ()
2.Что стоит посреди земли? (м)
3.Чем заканчивается лето и начинается осень? (о)
4.Какое русское слово состоит из 3 слогов и указывает на 33 буквы алфавита? (азбука)
5.Назовите два слова, начинающихся с 4-х согласных. (взгляд, всплеск и др.)
6.Какие корни не нужны растениям? (корни слов)
7.В каком слове 40 гласных? (сорока)
7.Конкурс "Алфавит-аукцион"
Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы.
А - река? (Амур)
Б - дерево? (береза)
В - дикое животное? (волк)
Г - гриб? (галерина, гигроцибе)
Д - имя девочки? (Диана)
Е - ягода? (ежевика)
Ж - насекомое? (жук)
3 - певица? (Земфира)
И - государство? (Индия)
К - спортивный снаряд? (копье)
Л - птица? (ласточка)
М - орудие труда? (молоток)
Н - рыба? (налим, нарвал, неон обыкновенный)
О - огородное растение? (огурец)
П - поэт? (Пушкин)
Р - школьная принадлежность? (ручка)
С - родственница? (сестра)
Т - писатель? (Толстой, Тургенев)
У - профессия? (учитель)
Ф - первый книгопечатник на Руси?(Иван Федоров)
Х - артист? (Харламов)
Ц - строительный материал? (цемент)
Ч - единица измерения времени? (часы)
Ш - учебное учреждение? (школа)
Щ - сказочная рыба-волшебница? (щука)
Э - его можно услышать в горах? (эхо)
Ю - игрушка? (юла)
Я - фрукт? (яблоко)
9. Конкурс «Отгадай загадку».
1. На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)
2. Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно, Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. (Книга)
3. Я то в клетку, То в линейку, Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать... Что такое я? (Тетрадь)
4. Я фигурка небольшая, Точка подо мной большая. Коль спросить что соберешься, Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак)
5. Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица. Этим клювиком она Сеет - сеет семена Не на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
6.Есть, друзья, такая птица: Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья. (Пятерка.)
Вопросы:
Назови, одним словом и запиши его:
- исконный житель России (рус…кий)
- документ об окончании школы (ат…естат)
- группа дружных детей (кол…ектив)
- сотрудник газеты (кор…еспондент)
- помещение, где идет урок (класс…)
10.Конкурс: Расставьте ударения
1 команда
2 команда
Баловать
Звонит
Каталог
Квартал
Облегчим
Повторим
Средства
Хозяева
Феномен
Обеспечение
Досуг
Приговор
вы правы
На выборах
Августовский
Кухонный
Завидно
Исчерпать
Щавель
Столяр
Ходатайствовать
партер
11. Конкурс: Составьте пословицу из разбросанных слов.
Подведение итогов.
Наша викторина завершена. Я поздравляю выигравшую команду и с удовольствием вручаю им приз. Проигравшая команда получает поощрительные призы. Что нас объединяло на этом уроке-викторине? Общее желание много знать и уметь. А это главное на пути к знанию.