Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы, формы | Результат взаимодействия |
Мотивация 3 мин. | Приветствие обучающихся. Информация об особенностях написания слова «офлайн» | Подготовка к работе, настрой на урок. | С | Подготовка к дальнейшей деятельности, психологический настрой. |
Актуализация знаний 5 мин | Помочь учащимся сформулировать тему и цель данного урока. | Формулирование темы и целей урока. Самооценка своего ответа. | Словесные формы | Отработка правописания приставок |
Изучение нового 15 мин. | Создать условия для дальнейшей исследовательской деятельности | Наблюдение над теоретическим материалом. Вывод. Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий. | Практический метод. Работа в тетради. | Выработка целенаправленного усвоения материала |
Физкульт- минутка 2 мин. | Объяснение задачи | Выполнение упражнения | Игровой прием. | Переключение деятельности |
Актуализация новых знаний 11 мин. | Объяснение задания. Организация деятельности по применению новых знаний. | Выполнение заданий, самостоятельной работы, решение тестовых заданий. | тестовые задания, самостоятельная работа, самооценка, самоконтроль. | Отработка правила «З,С на конце приставок» |
Домашнее задание 2 мин. | Организовать деятельность обучающихся для применения новых знаний | Работа по применению новых знаний | Выбор уровня заданий. | Формулирование цели дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) |
Рефлексия 2 мин. | Организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности на уроке | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия | Заочная беседа | Умение оценивать себя, результат учебной деятельности. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Цель: мотивация обучающихся к учебной деятельности 3 мин. | Доброе утро. Прикроем глаза и мысленно скажем: «Я внимателен (-льна), сосредоточен(-а), сообразителен ( -на), уверен (-а) в себе. Буду усердно работать на уроке. Пожелаем всем успеха!» У нас сегодня урок офлайн. Как правильно писать: с одной Ф или с ФФ? Офлайн – англ. оffline, отключенный от сети. Термин обычно применяется в Интернете в качестве противоположному к «онлайну». Заимствованные слова не всегда сохраняют графику оригинала, и это, в частности, касается слова «офлайн». Именно в такой форме оно занесено в орфографические словари, хотя до сих пор в сети встречается вариант «оффлайн». Давайте доверять СЛОВАРЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: офшор, офсайд, офлайн. А вы когда-нибудь задумывались, почему наши родные слова «РАССВЕТ» и «РАССКАЗ» пишутся с двумя С? А почему в слове «РАЗГОВОР» приставка раз-, а не рас-? Новая встреча с приставками. | Проговорить мысленно установку. Запись числа, нового слова «офлайн» с краткой информацией о нем. Записывают и запоминают правописание. Запись слов, анализ их морфемного состава: выполнение разбора по составу слов рас-свет, рас-сказ, раз-говор |
Сообщение темы урока 1 мин. | - Ребята, как вы считаете, какова тема нашего урока? Попробуйте сформулировать цель урока. | Варианты детей (тема названа, цель: познакомиться с новой орфограммой, научиться правильно писать слова с ней). |
Актуализация знаний мин | Вы сможете точнее сформулировать правило правописания, если проведете исследовательскую работу. Запишите в 2 столбика, учитывая согласную в приставке: безграничный, известить, бескрайний, разбросать, рассказать, испортить, вздыхать, вспомнить - выделить приставки; - подчеркнуть согласную, на которую оканчивается приставка и двумя чертами согласную, с которой начинается корень; - сравнить написание приставок 1 и 2 столбиков; - какой вывод можно сделать? Сверим наши мысли ( учебник на стр. 32) | 1 столбик: безграничный, известить, разбросать, вздыхать. 2 столбик. бескрайний, рассказать, испортить, вспомнить Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными. Знакомство с формулировкой , которую предлагают авторы учебника ( на стр.32). |
Изучение нового (Этап первичной проверки понимания изученного). 15 мин. | Презентация. 1 слайд. Стихотворение о приставках, изучаемых на уроке. 2 слайд. Алгоритм действий по выбору буквы. 3 слайд. Тренировочное упражнение: вставить букву с учетом глухой/ звонкой в корне. 4 слайд. Исправить ошибки Пети Ошибкина. 5-7 слайды. Тестовое задание с самопроверкой. Критерии оценивания: 5-6 правильных ответов – «5»; 3-4 правильных ответов – «4»; 1-2 правильных ответов - «3» Орфографическая сказка. Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок! А.С.Пушкин В некотором царстве, орфографическом государстве жили-были согласные: звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили, но однажды… заспорили З и С, кто главней. Кому стоять на конце приставок. З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него не обойтись. Чуть не подрались! А ведь не будет добра, коли меж своими вражда! Обратились к мудрецу, который все на свете знал и даже писал правила для жителей государства. Повелел мудрец: писать приставки на З перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными. И наступил мир и лад в орфографическом государстве. Рассчитать- расчетливый- расчет Простое слово «РАССЧИТАТЬ»: в нем надо нам две СС писать, в словах «РАСЧЕТЛИВЫЙ», «РАСЧЕТ» напишем мы наоборот ( только одну С!). | Работа с содержанием презентации. Можно просто вдумчиво наблюдать, можно пробовать свои силы, записывать, проверять правильность. На полях в тетради выставление самооценки. Чтение орфографической сказки. Осмысление правила. Заучивают зарифмованный трудный случай правописания |
Физкультминутка 2 мин. | Лингвофизкультминутка. Каждому слову задать определенное движение рук, мимики: бескрайний, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, расписаться, безграничный, разбежаться, расщедриться, разговорчики, сбежать. | Выполнение движений на каждое слово ( с творческим подходом). |
Создание проблемной ситуации Цель: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений в решении проблемы Изучение нового материала Актуализация новых знаний. 11 мин. | Сбежать. -Подчиняется ли правилу коварная С? -Ошибкоопасная С! Маленькая, легко ускользает, иногда оказывается перед звонким согласным, напоминая фонетический процесс озвончения. Наша задача: не поддаваться на провокации! Сбежать, сговориться, сделать, сжать, сработать, сгнить, свинтить, сгибать. Вывод: как бы звонко ни звучала приставка С- перед звонкими согласными, надо помнить, что пишется всегда одинаково! Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой З: здесь, здание, здоровье. - А есть ли здесь приставка? Буква входит в корень! Об этих словах и однокоренных от них (здешний, здороваться и т.д.) следует всегда помнить, чтобы нечаянно не сбили вас с толку и не перепутали их со словами на приставку С-. Выполнение упражнения № 480. | Запись слова, выделение приставки и корня (с-беж-а-ть) Запись слов, в каждом выделяется приставка С-. Запись слов, выделение корня ( приставки в этих словах нет) Выполнение упражнения 480, распределение слов по трем группам ( по заданию к упражнению) |
Этап информации о домашнем задании. 2 мин. | 1 уровень, на оценку «3». Выполнить упражнение № 477. 2 уровень, на оценку «4». От данных существительных с предлогом образовать однокоренные прилагательные с приставкой, похожей на предлог, и подобрать к ним подходящее по смыслу существительное ( должно получиться словосочетание!) без заботы, без крыльев, без дома, без края, без конца, без цели, без толка, без хозяйства, без работы, без совести. 3 уровень, на оценку «5». Найти в художественном произведении А Платонова «Никита» 10 слов на орфограмму «Буквы З,С на конце приставок», графически представить орфограмму в каждом найденном слове). Пойдет вам впрок нехитрая наука О тех, кто буквам роли раздает! "3" или "С"? Зависит всё от звука, Который за приставками поет! Как этот материал излагается на сайте «Школьный помощник»? | Выбор уровня домашнего задания. Выполнение домашнего задания. Познакомиться с материалами сайта «Школьный помощник», сделать необходимые записи в рабочей тетради. |
Рефлексия 2 мин. | Рассуждение: - Что нового узнал (-а)? - Какие трудности появились в процессе работы? -Как их удалось преодолеть? Нарисуй цветной кружочек – сигнал: зеленый – я понял материал урока; желтый – у меня остались вопросы; красный – хочу проработать эту тему заново. Спасибо вам, ребята, за урок! | Ответы на вопросы (устное рассуждение) Ставят сигнал. |