| Актуализация знаний | Разминка. Кроссворд. Беседа по вопросам. Самооценка «Линейка моих результатов». Работа со словарём. | Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания. Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока. Кроссворд. 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика. 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы. 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие. 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз. 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы. 6. Речь двух или нескольких человек. Диалог. 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог. 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия. 9. Речь одного человека. Монолог. 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис. 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая. 12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология. Какое слово получилось в результате? Фразеологизм. Так какова же сегодня тема нашего урока? А какую цель мы можем перед собой поставить? Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? Самооценка «Линейка моих результатов». Сравнительный анализ двух предложений: 1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока. 2.Все работали усердно. -Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? - Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»? - Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу. Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом. Определение синтаксической роли фразеологизмов - Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении? А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении. Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника. | Работа в паре. Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов. Формулируют тему и цель урока. Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат. | Регулятивные: выполняют необходимые действия Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Коммуникативные: планирование, прогнозирование, сотрудничество в поиске и выборе ответа | |
3 | Знакомство с новым материалом. | Сравнительный анализ двух предложений. Раскрытие сущности новых понятий. Эвристическая беседа. Работа со словарной статьёй учебника. Физминутка: Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять). -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие. | Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов. Сравнительный анализ двух предложений: 1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока. 2.Все работали усердно. -Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? - Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»? - Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу. Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом. Определение синтаксической роли фразеологизмов - Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении? А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении. Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника. Знакомство и работа с фразеологическим словарем Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма. 1. «Сизифов труд» 2. «Бить баклуши» 3. «Медвежья услуга» 4. «Заварить кашу» | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах. Дают оценку деятельности одноклассников. Читают определение, делают вывод. | Регулятивные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности, в общении. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения. | |
4. | Закрепление изученного материала | Эвристическая беседа. Работа с учебником. Выполнение упражнений учебника. Лингвистическая игра. | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов. (Группы «Альфа» и «Бета», «Омега», «Сигма» ) Задание: выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова, найдите фразеологические обороты и объясните их значение. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно, Примеры тут можно найти без труда. Возьмем хоть короткое слово вода. Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы праве сказать наперед: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет. А утки и гуси сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? Воды в рот набрал. Лентяй отдыхает, а время идет- Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Самооценка «Линейка моих достижений» Игра «Аплодисменты» золотые руки - золотые зубы медвежья берлога – медвежья услуга сбивать с толку – сбивать с дерева дрова разгорелись - глаза разгорелись горькая правда – горькое лекарство приходить в школу – приходить в голову «Кто быстрее?» | Работа в группах. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения. Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка. Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат. | Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. | |