Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме"Фразеология"»
Урок русского языка в 6 классе по теме
« Фразеологизмы».
Цель урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Фразеология
Таблица 1
Таблица 2
Вопросы:
1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)
2) словарный запас одного человека ( лексикон);
3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);
4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);
6)слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);
7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);
8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).
Д.з -?
Задание 1 Работа с текстом. Найди фразеологические обороты
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт- Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!... Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Ответ на задание 1
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт- Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!... Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Задание 2
Найдите объяснение каждому фразеологизму
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.
Задание 3. Запиши предложение под диктовку.
Синтаксический разбор предложения.
Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.
Какое это предложение?
(А.П. Чехов)
Обстоятельство
Вывод: Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
История появления фразеологизма.
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
Задание 4 Дополни фразеологизм
Хитёр как лиса Труслив как заяц Голоден как волк Здоров как бык Изворотлив как уж Надут как индюк Нем как рыба Грязный как свинья Упрям как осёл Болтлив как сорока Колючий как ёж.
Задание 5. Работа с текстом
Найди фразеологизмы.
И выпиши их
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. - Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. - Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. - Отдай! - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! - Я машину чиню, - заплакал Саша. А бабушка: - Всему своё время. - Зачем молоток унесла? - Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать. Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: - Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )
Ответь на вопросы: Отвечай фразеологизмами
-- Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
Задание 6.
Я буду называть фразеологизмы, а ты назови их значение.
“Качать головой” (сомневаться);
“Взлететь на воздух” (взорваться);
“Затаив дыхание” (замереть от восторга);
“Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
“Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)
“Выбиться из сил” (устать, обессилить);
“Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
“Стоять как каменный” (неподвижно);
“Из угла в угол” (в разных направлениях).
На руках носить- ценить, любить.
-Золотые руки- мастер.
-Разводить руками- удивляться.
-Руки опускаются- без сил.
-Рукой подать- близко.
-Как без рук- беспомощный.
-Руки чешутся- хочется подраться.
Задание ОГЭ
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
2.
1) С ловкостью обезьяны лучница слезла пониже, повисла на ветке и, отпустив руки, спрыгнула на землю.
2) Неудивительно, что она знает лес как свои пять пальцев, стреляет из лука и лазит по деревьям не хуже мальчишки.
3) Он пригляделся: в кроне деревьев просвечивало небо, вокруг волновались и трепетали зелёные листья.
4) На мгновение Косте почудилось, что в листве осины, растущей неподалёку, мелькнул неясный силуэт.
(правильные ответы под номером 2)
Какие ещё ты знаешь средства выразительности?
Повторим!
Тропы
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Задание 7 Подбери эпитеты
Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга
Ответ:
День был солнечный, жаркий, но вдруг набежала синяя тучка. 2. Из неё посыпался частый дождь, а солнце продолжало светить. 3. Дождевые капли падали на землю,
Задание 8 Запиши предложение
«Месяц величаво поднялся на небо…»
-Почему автор использовал именно это слово? Что это за средство выразительности? (эпитет)
-Как называется приём, использованный в этом предложении? (олицетворение)
-Что такое олицетворение? (перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, наделение предметов признаками и свойствами человека),
Задание 8
- Найдите олицетворения:
1. Ты вел мечи на пир обильный
2. Как чайка, парус там белеет в вышине.
3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.
4. Улыбнулись сонные березки
5. Плачет дождь, воет вьюга.
6. Забормотал спросонок гром
(Ответ:4,5,6.)
Задание 9
Запиши предложение
-Какое средство выразительности иллюстрирует данный
В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)
-Что такое метафора? (перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).
Задание 10
Найдите метафору:
1.Солнце смеется.
2.Бродячая толпа облаков…
3.Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
4. В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
5.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
6. Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.
(Ответ:2,3,4,6. )
В предложении «В багрец и золото одетые леса» используются следующие средства выразительности:
Метафора. Лес наделяется свойствами человека — он тоже может одеваться.
Олицетворение. Неодушевлённые предметы наделяются качествами живых существ, что «оживляет» осенний пейзаж и помогает читателю лучше его представить.
Эпитет. Красочное определение, которое помогает сделать предмет или явление более выразительным. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.
В предложении «Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом» используется метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений