Просмотр содержимого документа
«Урок-творческая мастерская по русскому языку в 5 классе "Мой дом"»
Грунина Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «ШКОЛА №54 Г.О.ДОНЕЦК»
Творческая мастерская «МОЙ ДОМ». 5 класс. Лексикология. Лексическое значение слова.Слова однозначные и многозначные. Синонимы
Цель:
Научить учащихся использовать имена существительные с учётом условий речевой ситуации.
Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве. Воспитывать любовь к дому, семье, доброе отношение к близким .
Задачи:
Предметные УУД:
- научить объяснять лексическое значение слова без помощи толкового словаря;
- определять синонимы и оперировать ими в речи;
- определять сущность понятий «семья», «дом»;
- формировать нравственные ценностные ориентации (отношение к семье, к родителям).
Метапредметные УУД:
Познавательные: идентифицировать понятия, проводить аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать и свободно выражать собственные мысли и чувства в процессе общения, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; адекватно самостоятельно оценивать свои достижения на основе наблюдений за собственной речью.
Личностные:положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе; способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование:выставка рисунков учеников «Окна моего дома», презентация «Мой дом», аудиозапись песни «Крыша дома твоего» (Сл. М.Пляцковского , муз. Ю. Антонова).
Ход урока
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Лев Толстой)
1.Актуализация знаний.
- Ребята, прочитайте слова Л.Толстого.
-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о доме)
Сегодня у нас необычное мероприятие – творческая мастерская «Мой дом».
-Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое тёплое слово, которое согревает сердце, душу.
-Запишите это слово.
- Прочитайте, что записали. Если вам понравились слова одноклассников, запишите их себе.
2.Ассоциации к слову ДОМ.
-Запишите слово ДОМ, а ниже в столбик напишите слова, которые связаны с воспоминаниями, мыслями о доме. Зачитайте их.
Дом - это семья, родина, любовь, дети, счастье, мама и папа, брат, сестра…
3. А теперь послушайте стихотворение А. Барто « Дома»( читает ученик).
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное-
Домой так и тянет меня.
-Да, в хорошем, тёплом, светлом доме можно спокойно смотреть сквозь окно.
4. Выставка рисунков «Окна моего дома» на стенде.
А какие окна вашего дома? – Посмотрите на замечательные рисунки наших ребят.
5.А теперь попробуйте закончить предложения, используя слова-синонимы.
Мой дом…
Я в доме…
Дома мне интересно…
Я люблю, когда дома…
Я хочу, чтобы в нашем доме…
-Прочитайте что записали.
6. Совместная деятельность в парах (обсуждение), формулирование собственных мыслей.
-Выскажите и обоснуйте свою точку зрения о том, как вы понимаете словосочетания ХОЛОДНЫЙ ДОМ и ТЕПЛЫЙ (ИДЕАЛЬНЫЙ) ДОМ. (высказывания учащихся с использованием слов-синонимов).
-Да, семья - это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтобы он оберегал и защищал своих родных…
-Давайте послушаем стихотворение о семье (читает ученик).
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- А сейчас подумайте и обсудите в парах, от кого из членов семьи зависит создание такого дружного и крепкого дома. (высказывания учеников)
7. А теперь перед вами лист бумаги, на котором изображено солнышко с лучиками. - Запишите на его лучах всех, кого вы возьмёте в свой идеальный дом. А главного человека в вашем доме запишите внутри солнышка. -Назовите их.
8. Перечитайте все слова и выберите главное слово. (звучит музыка)
-Напишите его на своём листе с заглавной буквы. Это и есть тема нашего сочинения.
9.Написание сочинений «Дом» обучающимися. (Пожелания вашему дому).
10.Рефлексия.
-Ребята, сегодня наша мастерская «была первым кирпичиком» для закладки вашего дома. Мы с вами готовим встречу с родными «Час сердечного общения. О своих родных с любовью», а для этого мы продолжим работу по закладке дома, будем оформлять сочинения и готовить проекты о семье.
Звучит песня «Крыша дома твоего» (Сл. М.Пляцковского , муз. Ю. Антонова).
11.Итоги
А теперь закончим урок пожеланием вашему дому.
Руки над головой, пальцы соединены - крыша идеального дома.
Руки скрещены на груди – много света в доме.
Глаза вверх - мир дому.
Глаза вниз - покой дому.
Глаза вправо – добро дому.
Глаза влево – любовь дому.
Глаза прямо – свет дому.
Инсталляция (высказывания учащихся размещаются на доске или стенде)
Идеальный дом - это дом, в котором никому ни для кого ничего не жалко, где все любят друг друга и делятся радостью и горем, где все дружны. Идеальный дом должен быть у каждого на свете, как и у меня.
-Свою семью я называю сокровищем! Я самая счастливая девочка во всём мире. Я считаю, что там, где в семье царит мир, согласие, взаимопонимание, любовь к своим детям, а детей к своим родителям - это бесценное богатство.
-Для меня семья - это место, куда я всегда буду с нетерпением возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят.
-Моя семья - это моя опора. Моя семья - это моя крепость.
-Ближе людей, которых я называю своей семьёй, уже никого не найти. Я ею дорожу, её люблю и уважаю. Она для меня самая лучшая.
-В нашей семье дружелюбная атмосфера, каждый готов прийти друг другу на помощь. И она много значит для меня.
-Мне хочется быть всегда дома и возвращаться домой, где меня всегда ждут.