kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-творческая мастерская по русскому языку в 5 классе "Мой дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая мастерская «МОЙ ДОМ». 5 класс. ЛексикологияЛексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные.  Синонимы    

Цель занятия:

Научить учащихся использовать   имена существительные с учётом условий речевой ситуации.

Формировать   коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве. Воспитывать любовь к дому, семье, доброе отношение к близким.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-творческая мастерская по русскому языку в 5 классе "Мой дом"»

Грунина Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «ШКОЛА №54 Г.О.ДОНЕЦК»


Творческая мастерская «МОЙ ДОМ». 5 класс. Лексикология. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Синонимы

Цель:

Научить учащихся использовать имена существительные с учётом условий речевой ситуации.

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве. Воспитывать любовь к дому, семье, доброе отношение к близким .

Задачи:

Предметные УУД:

- научить объяснять лексическое значение слова без помощи толкового словаря;

- определять синонимы и оперировать ими в речи;

- определять сущность понятий «семья», «дом»;

- формировать нравственные ценностные ориентации (отношение к семье, к родителям).

Метапредметные УУД:

Познавательные: идентифицировать понятия, проводить аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать и свободно выражать собственные мысли и чувства в процессе общения, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

 Регулятивныепринимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; адекватно самостоятельно оценивать свои достижения на основе наблюдений за собственной речью.

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе; способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: выставка  рисунков учеников «Окна моего дома», презентация «Мой дом», аудиозапись песни «Крыша дома твоего»  (Сл. М.Пляцковского , муз. Ю. Антонова).

                                                                  Ход урока

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Лев Толстой)                              

1.Актуализация знаний.

- Ребята, прочитайте слова Л.Толстого.

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о доме)  

Сегодня у нас необычное мероприятие – творческая мастерская «Мой дом».

-Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое тёплое слово, которое согревает сердце, душу.

-Запишите это слово.

- Прочитайте, что записали. Если вам понравились слова одноклассников, запишите их себе.

2.Ассоциации к слову ДОМ.

-Запишите слово ДОМ, а ниже в столбик напишите слова, которые связаны с воспоминаниями, мыслями о доме. Зачитайте их.

Дом - это семья, родина, любовь,  дети, счастье,  мама и папа,  брат, сестра…

3. А теперь послушайте стихотворение А. Барто « Дома»( читает ученик).

 На улице дождь непрерывный,

 А дома тепло и светло.

 И можно на бурые ливни

 Спокойно смотреть сквозь стекло.

 Тут можно укрыться от зноя,

 Спастись от морозного дня.

 В хорошее место родное-

 Домой так и тянет меня.

-Да, в хорошем, тёплом, светлом доме можно спокойно смотреть сквозь окно.

4. Выставка рисунков «Окна моего дома»  на стенде.

А какие окна вашего дома? – Посмотрите на  замечательные рисунки  наших ребят.

5.А теперь попробуйте закончить предложения, используя слова-синонимы.                          

 Мой дом…

Я в доме…

Дома мне интересно…

Я люблю, когда дома…

Я хочу, чтобы в нашем доме…

-Прочитайте что записали.

6. Совместная деятельность в парах (обсуждение) , формулирование собственных мыслей.

 -Выскажите и обоснуйте свою точку зрения о том, как вы  понимаете  словосочетания ХОЛОДНЫЙ ДОМ  и  ТЕПЛЫЙ (ИДЕАЛЬНЫЙ)  ДОМ.    (высказывания учащихся с использованием слов-синонимов).

-Да, семья - это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день,  дышать каждую секунду,  и молить Бога каждое  мгновенье, чтобы он  оберегал и защищал своих родных…

-Давайте послушаем стихотворение о семье (читает ученик).

 Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

 Подарки, покупки, приятные траты.

 Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно!

 Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

 Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

 Какая хорошая Ваша семья!

- А сейчас подумайте и обсудите в парах, от кого из членов семьи зависит создание такого дружного и крепкого дома. (высказывания учеников)

7.  А теперь перед вами лист бумаги, на котором изображено солнышко с лучиками.  - Запишите на его лучах всех, кого вы возьмёте в свой идеальный дом. А главного человека в вашем доме запишите внутри солнышка.   -Назовите их.

8. Перечитайте все слова и выберите главное слово. (звучит музыка)

-Напишите его на своём листе с заглавной буквы. Это и есть тема нашего сочинения.

9.Написание сочинений «Дом» обучающимися. (Пожелания вашему дому).

10.Рефлексия.                                                                                                       

-Ребята, сегодня наша мастерская «была первым кирпичиком» для закладки вашего дома. Мы с вами готовим встречу с родными «Час сердечного общения. О своих родных с любовью», а для этого мы продолжим работу по закладке дома, будем оформлять сочинения и готовить проекты о семье.

Звучит песня «Крыша дома твоего» (Сл. М.Пляцковского , муз. Ю. Антонова).

11.Итоги

А теперь закончим урок пожеланием вашему дому.                     

Руки над головой, пальцы соединены - крыша идеального дома.

Руки скрещены на груди – много света в доме.

Глаза вверх - мир дому.

Глаза вниз - покой дому.

Глаза вправо – добро дому.

Глаза влево – любовь дому.

Глаза прямо – свет дому.

   Инсталляция (высказывания учащихся размещаются на доске или стенде)                           

Идеальный дом - это дом, в котором никому ни для кого ничего не жалко, где все любят друг друга и делятся радостью и горем, где все дружны. Идеальный дом должен быть у каждого на свете, как и у меня.



-Свою семью я называю сокровищем! Я самая счастливая девочка во всём мире. Я считаю, что там, где в семье царит мир, согласие, взаимопонимание, любовь к своим детям, а детей к своим родителям - это бесценное богатство.  


-Для меня семья - это место, куда я всегда буду с нетерпением возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят.  


-Моя семья - это моя опора. Моя семья - это моя крепость. 

-Ближе людей, которых я называю своей семьёй, уже никого не найти. Я ею дорожу, её люблю и уважаю. Она для меня самая лучшая. 


-В нашей семье дружелюбная атмосфера, каждый готов прийти друг другу на помощь. И она много значит для меня.


-Мне хочется быть всегда дома и возвращаться домой, где меня всегда ждут. 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-творческая мастерская по русскому языку в 5 классе "Мой дом"

Автор: Грунина Галина Николаевна

Дата: 08.08.2025

Номер свидетельства: 673086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства