kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии». Структура текста-рассуждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи                 

Тема:  Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии».

           Структура текста-рассуждения.

Цель: продолжить знакомить учащихся с видами текстов, их особенностями; дать понятие о       структуре  текста-рассуждения; учить понимать прочитанное, осмысливать тему, раскрывать основную мысль  высказывания, выявлять причинно-следственные отношения, оформлять свои мысли в определённом типе речи - рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждений; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать чуткое отношение к людям, нуждающимся в помощи; коррегировать произношение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии». Структура текста-рассуждения.»



Урок развития речи

Тема: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии».

Структура текста-рассуждения.

Цель: продолжить знакомить учащихся с видами текстов, их особенностями; дать понятие о структуре текста-рассуждения; учить понимать прочитанное, осмысливать тему, раскрывать основную мысль высказывания, выявлять причинно-следственные отношения, оформлять свои мысли в определённом типе речи - рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждений; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать чуткое отношение к людям, нуждающимся в помощи; коррегировать произношение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

1 Речевая зарядка.

- У каждого из вас есть друг. Какие черты его характера вам нравятся?

Доброта, честность, щедрость, весёлость…

- А какими из этих качеств обладаете вы?

- Подобрать синоним к слову милосердие.

- Сегодня мы будем говорить о положительных качествах характера человека. А работать будем с текстом А. Гранина « О милосердии». Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

2. Актуализация опорных знаний.

- Что такое текст?

- Какие типы текстов вы знаете?

- Что такое текст-описание?

- Что такое текст - повествование?

- Что такое текст-рассуждение?

3. Изучение нового материала.

- Сегодня мы разберёмся, чем отличается текст - рассуждение от других текстов.

- В тексте-рассуждении даётся объяснение какому-либо явлению или факту.

- Текст отвечает на вопрос « почему?» и имеет характерную структуру:

ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ( объяснение) – ВЫВОД.

- Что мы называем тезисом? ( высказывание, которое требует доказательства).

- А как доказать тезис? ( привести аргументы и факты).

- В процессе доказательств используются определённая лексика. Предложения, содержащие доказательства, начинаются с фраз:

- Я думаю, что…

- Я считаю, что…

- Я предполагаю, что…

- Я точно знаю, что..

- я думаю, что, во-первых…, во-вторых…, в третьих… и , наконец, я уверен, что…

В ходе доказательства можно использовать слова - «мостики»: « потому что», « так как», « поэтому».

Текст - рассуждение заканчивается выводом ( заключением). Автор подводит итог всему сказанному в главной части. В выводе может содержаться и какая-то новая мысль о предмете рассуждения. Вместе с тем, заключение может вобрать в себя оценку главной мысли с моральной, нравственной, общественной позиции пишущего.

- О чем мы сегодня узнали?

4. Этап закрепления.

- А сейчас вы прочтёте текст и определите его тип.

Учащиеся читают текст « О милосердии».
В прошлом году со мной случилась неприятность: я упал, упал неудачно. Я сломал нос, рука выскочила из плеча и повисла плетью. Случилось это часов в семь вечера в центре Москвы, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу.
С большим трудом я поднялся и добрел до ближайшего подъезда. Я чувствовал, что держусь, потому что нахожусь в шоковом состоянии, и надо что-то срочно сделать. Я пытался унять кровь платком; боль накатывала все сильнее. И говорить я не мог — рот был разбит. ' Я решил повернуть домой. Шел я, как мне кажется, не шатаясь. Я хорошо помню этот путь метров четыреста. Народу было много. Мимо меня прошла какая-то парочка, женщина с девочкой, молодые парни. Хоть бы кто-нибудь мне помог. Все они смотрели на меня сначала с интересом, но потом отводили глаза. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.
Боль путала сознание, но я понимал, что если сейчас лягу на тротуаре, то люди будут просто переступать через меня. Я понимал, что надо обязательно добраться до дома. Мне так никто и не помог.
Позже я думал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде нет. Но если бы даже и приняли, они же видели, что я весь в крови, что со мной что-то случилось — упал, ударили. Почему же они не спросили, не нужна ли мне помощь? Значит, пройти мимо, не ввязываться, «меня это не касается» стало обычным чувством.
С горечью вспоминал я этих людей, злился на них, но потом я вспомнил о себе. Желание увернуться, уйти было и у меня. Уличив себя в этом, я понял, насколько стало это чувство привычным в нашей жизни.
Я не собираюсь оглашать жалобу на порчу нравов. Но, однако, уровень снижения нашей отзывчивости заставил меня задуматься. Никто персонально не виноват. Видимых причин не нашел.
Раздумывая, я вспоминал голодное фронтовое время. Тогда никого бы не прошел мимо раненого. Из твоей части, из другой ли — все помогали, тащили на себе, перевязывали. Никто не делал вид, что он ничего не заметил. Конечно, кто-то нарушал этот негласный закон, но ведь были и дезертиры, и самострелы. Но речь ведь не об отдельных людях, а о нравах той поры.
Я не знаю, что нужно сделать для необходимого взаимопонимания, но я уверен, что только из общего понимания проблемы могут возникнуть какие-нибудь конкретные выходы. Один человек может только бить в колокол тревоги и просить всех подумать, что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
В чем  вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?
Мне кажется, что причина «снижения нашей отзывчивости» в том, что люди думают в первую очередь о себе, а уж потом о других. С одной стороны, это понятно. Ведь жизнь в нашей стране всегда была нелегкая, а в последние время она для многих стала просто настоящим испытанием, поэтому люди думают только о том, как получить выгоду для себя. Но с другой стороны, такая позиция, конечно, неправильна, но изменить укрепившееся в сознании людей быстро нельзя. Отзывчивости надо учить с малолетства, и тогда, если каждый будет по-доброму относиться к прохожему, все будут помогать друг другу, и все будут счастливы.

- Что случилось с автором?

- Что его удивило?

- Что он вспомнил о себе?

- Какое время вспомнил автор?

В чем причина « снижения нашей отзывчивости»?

- Какой вывод делает автор?

- А как думаете вы?

5. Итог.

- Почему можно сказать, что это текст – рассуждение?

- Работу над текстом мы продолжим на следующем уроке. А для домашнего задания вам нужно узнать у членов своей семьи, случались ли с ними похожие ситуации. Запишите их, а на следующем уроке мы их обсудим.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Гонтарь Алла Тимофеевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства