Урок: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии». Структура текста-рассуждения.
Урок: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии». Структура текста-рассуждения.
Урок развития речи
Тема: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии».
Структура текста-рассуждения.
Цель: продолжить знакомить учащихся с видами текстов, их особенностями; дать понятие о структуре текста-рассуждения; учить понимать прочитанное, осмысливать тему, раскрывать основную мысль высказывания, выявлять причинно-следственные отношения, оформлять свои мысли в определённом типе речи - рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждений; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать чуткое отношение к людям, нуждающимся в помощи; коррегировать произношение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии». Структура текста-рассуждения.»
Урок развития речи
Тема: Текст-рассуждение. Работа с текстом А. Гранина « О милосердии».
Структура текста-рассуждения.
Цель: продолжить знакомить учащихся с видами текстов, их особенностями; дать понятие о структуре текста-рассуждения; учить понимать прочитанное, осмысливать тему, раскрывать основную мысль высказывания, выявлять причинно-следственные отношения, оформлять свои мысли в определённом типе речи - рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждений; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать чуткое отношение к людям, нуждающимся в помощи; коррегировать произношение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
1 Речевая зарядка.
- У каждого из вас есть друг. Какие черты его характера вам нравятся?
Доброта, честность, щедрость, весёлость…
- А какими из этих качеств обладаете вы?
- Подобрать синоним к слову милосердие.
- Сегодня мы будем говорить о положительных качествах характера человека. А работать будем с текстом А. Гранина « О милосердии». Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?
2. Актуализация опорных знаний.
- Что такое текст?
- Какие типы текстов вы знаете?
- Что такое текст-описание?
- Что такое текст - повествование?
- Что такое текст-рассуждение?
3. Изучение нового материала.
- Сегодня мы разберёмся, чем отличается текст - рассуждение от других текстов.
- В тексте-рассуждении даётся объяснение какому-либо явлению или факту.
- Текст отвечает на вопрос « почему?» и имеет характерную структуру:
ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ( объяснение) – ВЫВОД.
- Что мы называем тезисом? ( высказывание, которое требует доказательства).
- А как доказать тезис? ( привести аргументы и факты).
- В процессе доказательств используются определённая лексика. Предложения, содержащие доказательства, начинаются с фраз:
- Я думаю, что…
- Я считаю, что…
- Я предполагаю, что…
- Я точно знаю, что..
- я думаю, что, во-первых…, во-вторых…, в третьих… и , наконец, я уверен, что…
В ходе доказательства можно использовать слова - «мостики»: « потому что», « так как», « поэтому».
Текст - рассуждение заканчивается выводом ( заключением). Автор подводит итог всему сказанному в главной части. В выводе может содержаться и какая-то новая мысль о предмете рассуждения. Вместе с тем, заключение может вобрать в себя оценку главной мысли с моральной, нравственной, общественной позиции пишущего.
- О чем мы сегодня узнали?
4. Этап закрепления.
- А сейчас вы прочтёте текст и определите его тип.
Учащиеся читают текст « О милосердии». В прошлом году со мной случилась неприятность: я упал, упал неудачно. Я сломал нос, рука выскочила из плеча и повисла плетью. Случилось это часов в семь вечера в центре Москвы, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу. С большим трудом я поднялся и добрел до ближайшего подъезда. Я чувствовал, что держусь, потому что нахожусь в шоковом состоянии, и надо что-то срочно сделать. Я пытался унять кровь платком; боль накатывала все сильнее. И говорить я не мог — рот был разбит. ' Я решил повернуть домой. Шел я, как мне кажется, не шатаясь. Я хорошо помню этот путь метров четыреста. Народу было много. Мимо меня прошла какая-то парочка, женщина с девочкой, молодые парни. Хоть бы кто-нибудь мне помог. Все они смотрели на меня сначала с интересом, но потом отводили глаза. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи. Боль путала сознание, но я понимал, что если сейчас лягу на тротуаре, то люди будут просто переступать через меня. Я понимал, что надо обязательно добраться до дома. Мне так никто и не помог. Позже я думал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде нет. Но если бы даже и приняли, они же видели, что я весь в крови, что со мной что-то случилось — упал, ударили. Почему же они не спросили, не нужна ли мне помощь? Значит, пройти мимо, не ввязываться, «меня это не касается» стало обычным чувством. С горечью вспоминал я этих людей, злился на них, но потом я вспомнил о себе. Желание увернуться, уйти было и у меня. Уличив себя в этом, я понял, насколько стало это чувство привычным в нашей жизни. Я не собираюсь оглашать жалобу на порчу нравов. Но, однако, уровень снижения нашей отзывчивости заставил меня задуматься. Никто персонально не виноват. Видимых причин не нашел. Раздумывая, я вспоминал голодное фронтовое время. Тогда никого бы не прошел мимо раненого. Из твоей части, из другой ли — все помогали, тащили на себе, перевязывали. Никто не делал вид, что он ничего не заметил. Конечно, кто-то нарушал этот негласный закон, но ведь были и дезертиры, и самострелы. Но речь ведь не об отдельных людях, а о нравах той поры. Я не знаю, что нужно сделать для необходимого взаимопонимания, но я уверен, что только из общего понимания проблемы могут возникнуть какие-нибудь конкретные выходы. Один человек может только бить в колокол тревоги и просить всех подумать, что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. В чем вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»? Мне кажется, что причина «снижения нашей отзывчивости» в том, что люди думают в первую очередь о себе, а уж потом о других. С одной стороны, это понятно. Ведь жизнь в нашей стране всегда была нелегкая, а в последние время она для многих стала просто настоящим испытанием, поэтому люди думают только о том, как получить выгоду для себя. Но с другой стороны, такая позиция, конечно, неправильна, но изменить укрепившееся в сознании людей быстро нельзя. Отзывчивости надо учить с малолетства, и тогда, если каждый будет по-доброму относиться к прохожему, все будут помогать друг другу, и все будут счастливы.
- Что случилось с автором?
- Что его удивило?
- Что он вспомнил о себе?
- Какое время вспомнил автор?
В чем причина « снижения нашей отзывчивости»?
- Какой вывод делает автор?
- А как думаете вы?
5. Итог.
- Почему можно сказать, что это текст – рассуждение?
- Работу над текстом мы продолжим на следующем уроке. А для домашнего задания вам нужно узнать у членов своей семьи, случались ли с ними похожие ситуации. Запишите их, а на следующем уроке мы их обсудим.