kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Структурные особенности многочленных сложных предлоджений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока имеет экологическую направленность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Структурные особенности многочленных сложных предлоджений"»

Пояснительная записка

Тема разработки: Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Цели: формировать умения определять виды синтаксической связи между частями многочленного сложного предложения, составлять схемы многочленных сложных предложений; отрабатывать навыки постановки знаков препинания между частями сложных предложений разных типов; развивать орфографическую и пунктуационную грамотность; воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры подрастающего поколения

Задачи:

1) углубить представления учащихся о структуре сложного предложения;

2) отработать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

3) развивать аналитические способности; совершенствовать навыки самоконтроля учебной деятельности;

4) воспитать любовь к природе, вовлечь подрастающее поколение в природоохранную деятельность.

Программа:

Русский язык: 5-9 кл.: программа для общеобразовательных организаций/сост.Симонова И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А. – 3-е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017

Учебник:

Русский язык. 9 класс./Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2016

Раздел:

Сложное предложение с различными видами связи





















Тема: Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Класс: 9

Цели: формировать умения определять виды синтаксической связи между частями многочленного сложного предложения, составлять схемы многочленных сложных предложений; отрабатывать навыки постановки знаков препинания между частями сложных предложений разных типов; развивать орфографическую и пунктуационную грамотность; воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры подрастающего поколения

Задачи:

1) углубить представления учащихся о структуре сложного предложения;

2) отработать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

3) развивать аналитические способности; совершенствовать навыки самоконтроля учебной деятельности;

4) воспитать любовь к природе, вовлечь подрастающее поколение в природоохранную деятельность.

Формирование УУД:

Предметные: уметь определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; научиться производить синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с разными видами связи

Метапредметные: умение осознанно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, эмоций, переживаний

Личностные: формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание любви к литературе, стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Методы и приёмы: познавательный (слово учителя, беседа), проблемный, репродуктивный, иллюстративный, практический, критического мышления (приём инсерт, кластер)

Оборудование: дидактический материал (карточки с текстом), иллюстрации к творческой работе

Ход урока

Весь огромный мир кругом меня,

надо мной и подо мной

полон неизвестных тайн;

я буду их открывать всю жизнь,

потому что это самое увлекательное занятие в мире

В.Бианки

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

(Чтение и обсуждение сочинений (рекламных текстов) с использованием многочленных сложных предложений)

3. Работа по теме урока

1. Проблемное задание

- Ребята, вам предлагается сопоставить две схемы и выявить, в чём их сходство, а в чём различие.

Ученики сравнивают две схемы и делают выводы.

Сходство: оба эти предложения сложные, в них есть последовательное подчинение.

Различие: предложение №1 – сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными; предложение №2 – сложное предложение с различными видами связи (подчинение и бессоюзная связь).

2. Слово учителя

- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу урока. Это слова писателя Виталия Бианки. Что хотел сказать автор? Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? Обратите внимание на структуру эпиграфа. Какой это тип предложения?

(Сложное предложение с различными видами связи: бессоюзной и подчинительной)

- Начертите схему этого предложения ( [ ]; [ ], (потому что … ) )

3. Беседа

- Как вы уже догадались, темой сегодняшнего урока будет продолжение изучения предложений с различными видами связи.

- Скажите, как ещё называют такие предложения? (Многочленные сложные предложения, МСП)

- Назовите основные виды синтаксической связи в МСП

(Сочинительная и подчинительная;

сочинительная и бессоюзная;

подчинительная и бессоюзная;

сочинительная, подчинительная и бессоюзная).

- В текстах каких стилей распространены даны сложные предложения? (В текстах публицистического, научного, официально-делового стилей речи).

4. Приём ИНСЕРТ

- Прочитайте текст (текст раздаётся один на парту, Приложение 1). Выделите для себя четыре вида информации, расположив ей в виде таблицы:

«+» - «знаю»

«-» - «не знаю»

«?» - «хочу узнать подробнее»

«!» - «узнал новое».







- Найдите многочленное сложное предложение, определите в нём синтаксическую связь, начертите схему, выполните его синтаксический разбор.

Еще со школьной скамьи мы твердо запомнили, что «муравьи – санитары леса». Запомнили, но никогда не задумывались над тем, чем же именно занимаются эти крохотные, но необычайно трудолюбивые насекомые. На самом деле в их «обязанности» входит выполнение большого количества природосберегающих функций. В первую очередь, они избавляют лес от падали, уничтожая трупы животных и экскременты – эти отходы служат муравьям питанием. Кроме того, они поглощают насекомых и особенно их личинки, которые являются вредителями деревьев; муравьи спасают лес, разрыхляют отмершую древесину, способствуя ее быстрому гниению. Прорывая под землей замысловатые ходы, муравьи рыхлят почву, которая вследствие этого активнее насыщается кислородом. Натаскивая в свои подземные лабиринты различный корм для себя, органический и минеральный, они тем самым удобряют почву, делая ее более плодородной.

Муравьи любят порой полакомиться цветочной пыльцой, совершая при этом полезное дело опыления растений, а роняя по дороге в муравейник добытые семена растений, они попутно занимаются полезным делом распространения их на большие территории. Помимо этого маленькие насекомые служат деликатесом для ряда обитателей леса – птиц, барсуков, медведей и других.

(http://www.miond.de/malenkie-hozyaeva-lesnoj-chashhi/)

(Кроме того, они поглощают насекомых и особенно их личинки, которые являются вредителями деревьев; муравьи спасают лес, разрыхляют отмершую древесину, способствуя ее быстрому гниению.

МСП с подчинительной и бессоюзной связью. [ ], (которые … ); [ ] )

5. Графический диктант

(Предложения взяты из произведений русских писателей, в которых поднимаются экологические проблемы: Л.Леонов «Русский лес, В.Распутин «Прощание с Матёрой», В.Астафьев «Царь-рыба», Ч.Айтматов «Плаха»)

- Прослушайте предложения. Составьте к ним схемы и начертите их.

1. Вот и теперь посадили огороды - да не все: три семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные (В.Распутин).

2.  Где-то на правом берегу строился уже новый поселок для совхоза, в который сводили все ближние и даже не ближние колхозы, а старые деревни решено было, чтобы не возиться с хламьем, пустить под огонь (В.Распутин).

3. B какой-то критический момент так и получилось: с крутого, обнаженного ветрами каменистого откоса, что оказался по курсу полета, тронулась, дрогнув от звукового удара, небольшая осыпь и тут же приостановилась, как заговоренная кровь (Ч.Айтматов).

4.  В тот памятный денек припаривало с утра, живое стомилось по дождю, и, если не считать постукиванья колес по гребешкам задубеневшей колеи, в природе стояло совершенное затишье (Л.Леонов).

5. Они готовились к работе, ими двигало приподнятое чувство ожидаемой удачи, охотничьего чуда, но в зимней, одноликой и немой тундре даже удачный промысел не излечивает от покинутости и тоски (В.Астафьев).

1. [ ]: [ ], а [ ], (когда …), (что …)

2. [ ], (в который …), а [ …, (чтобы …) … ]

3. [ ]: [ …, (что …), … ]

4. [ ], [ ], и, (если …), [ ]

5. [ ], [ ], но [ ]

6. Творческое конструирование

- Из данных предложений составьте сложные с разными видами связи. (Предложения можно записать на доске).

1.Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде. Они живут, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях.

(Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара; они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. МСП с бессоюзной и подчинительной связью ).

2. По стволу дятлы передвигаются короткими скачками. В случае опасности не улетают. Сначала прячутся от врага с обратной стороны дерева и украдкой выглядывают из-за него.

(По стволу дятлы передвигаются короткими скачками, но в случае опасности они не улетают: сначала эти птицы прячутся от врага с обратной стороны дерева и украдкой выглядывают из-за него. МСП с сочинительной и бессоюзной связью )

3. Осина – распространенное дерево в России. Его ещё называют дрожащим тополем. Название это осина получила благодаря необычным листьям. Они округлые с ярко выраженными зубцами по краям. В серединке находятся длинные приплюснутые корешки.

(Осина – распространенное дерево в России, которое ещё называют дрожащим тополем; название это осина получила благодаря необычным листьям, потому что они округлые с ярко выраженными зубцами по краям, а в серединке находятся длинные приплюснутые корешки. МСП с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью).

4. Закрепление изученного материала

1. Приём КЛАСТЕР

- Ребята, обобщите информацию о видах синтаксической связи в сложных предложениях с различными видами связи в виде кластера. (Должна получиться такая схема, т.к. при всём многообразии сочетаний простых предложений в многочленных сложных комбинаций в них видов синтаксической связи четыре: сочинительная и подчинительная; сочинительная и бессоюзная; подчинительная и бессоюзная; сочинительная, подчинительная и бессоюзная)



2. Творческая работа. Работа по группам

- Вам предлагается написать небольшое эссе на тему «Экологические проблемы современности». В своей работе используйте многочленные сложные предложения. Класс получит три разных задания в соответствии с темой, которая дана в виде иллюстрации-картинки:

1 группа – о вреде полиэтиленовых пакетов;

2 группа – о незаконной вырубке лесов;

3 группа – о негативном влиянии заводов и фабрик на окружающую среду

(Класс можно разделить на три группы (по рядам). Картинки (три) вывешиваются на доску. Приложение 2).

5. Подведение итогов урока

- Какие предложения называются многочленными?

- Назовите комбинации видов синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

Рефлексия

–  Какая сквозная тема прослеживалась на нашем уроке?
–  Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?

Домашнее задание

Подготовить статью об экологических проблемах Земли. Найти в ней многочленное сложное предложение и выполнить его синтаксический разбор.





















































Приложение 1

Еще со школьной скамьи мы твердо запомнили, что «муравьи – санитары леса». Запомнили, но никогда не задумывались над тем, чем же именно занимаются эти крохотные, но необычайно трудолюбивые насекомые. На самом деле в их «обязанности» входит выполнение большого количества природосберегающих функций. В первую очередь, они избавляют лес от падали, уничтожая трупы животных и экскременты – эти отходы служат муравьям питанием. Кроме того, они поглощают насекомых и особенно их личинки, которые являются вредителями деревьев; муравьи спасают лес, разрыхляют отмершую древесину, способствуя ее быстрому гниению. Прорывая под землей замысловатые ходы, муравьи рыхлят почву, которая вследствие этого активнее насыщается кислородом. Натаскивая в свои подземные лабиринты различный корм для себя, органический и минеральный, они тем самым удобряют почву, делая ее более плодородной.

Муравьи любят порой полакомиться цветочной пыльцой, совершая при этом полезное дело опыления растений, а роняя по дороге в муравейник добытые семена растений, они попутно занимаются полезным делом распространения их на большие территории. Помимо этого маленькие насекомые служат деликатесом для ряда обитателей леса – птиц, барсуков, медведей и других.

(http://www.miond.de/malenkie-hozyaeva-lesnoj-chashhi/)



































Приложение 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Структурные особенности многочленных сложных предлоджений"

Автор: Холоша Инна Валериевна

Дата: 08.04.2018

Номер свидетельства: 465499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства