5.Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность,
взаимопомощь; воспитывать эстетический вкус.
Планируемые универсальные учебные действия:
Познавательные:
осуществлять расширенный поиск информации для грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;
делать выводы по аналогии на основе анализа слова и проверять их, использовать алгоритм работы с орфограммой.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
осуществлять поиск средств для выполнения учебной задачи.
Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
участвовать в творческом, созидательном процессе.
Коммуникативные:
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи;
чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование урока: сигнальные карточки с гласными буквами А, О, Е, И, Я (у каждого ученика), листы с текстами для работы по группам (в зависимости от количества групп), перфокарты по теме «Безударные гласные», наборы кружочков разного цвета (для каждой группы).
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Сообщение темы, цели урока
– Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
– Класс делится на группы по 4 человека. У каждой группы на столе набор цветных кружков (красный – «отлично, верный ответ»; «желтый» - «хорошо»; синий – «можно подтянуться»). В зависимости от правильности и скорости выполнения задания, группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующим кружком. В конце урока будут подведены итоги соревнования.
Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос
– Объясните, что значит безударная гласная?
– Почему безударные гласные нуждаются в проверке?
– Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
– Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как
поступают в том случае?
- Приведите примеры.
2. Оцените работу вашей группы на данном этапе урока.
Практическая деятельность
Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек
(Учитель читает слова, дети поднимают соответствующие карточки,
В это же время одна группа получает индивидуальное задание:
1-й ученик работает с перфокартами по теме «Безударные гласные».
2-й ученик (у доски) вставляет пропущенные буквы, ставит в словах ударение:
По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи. В воздухе зап..хло д..ждём.
3-й ученик вставляет буквы, рядом записывает проверочные слова (у доски): с..лёный - …, к..рмушка - …, м..лчун - …, с..сновый - …, д..леко - …, б..льной - …, кр..чит - …, в_сёлые - …
4-й ученик (у доски) исправляет ошибки, допущенные в тексте.
Висной рика вышла из бирегов. Вада залела весь луг. По реке поплыли бальшие льдины. На одной из них – тилёнок. Он ривет от испуга. Надо спосать! Ребята зацыпили льдину и потинули к берегу. Теленок был спасён.
К данным словам подобрать однокоренные слова с безударными гласными в корне, которые отвечают на вопросы:
Соль – (что делать?) – …
Ночь – (какая?) - …
Зерно - (какое?) - …
Косит – (что?) – …
След - (что делает?) –
Письмо– (что делать?) - …
3.Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Как крылья сложат назад.
Разгадывание кроссворда
Если вы правильно отгадаете загадки и заполните все слова по горизонтали, то узнаете, какое слово зашифровано в вертикальном столбце под №1.
1
2
3
4
По горизонтали:
Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окно)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
- Какое же слово получилось в вертикальном столбце? (Очки).
- Знаете ли, откуда оно произошло? (От устаревшего слова «око»; «очи»).
- Какие орфограммы встретились в этих словах?
- Какие из данных слов можно проверить ударением? А остальные?
- А теперь давайте проверим работу учеников у доски и оценим её.
Распределительный диктант
Записать слова, продиктованные учителем, в 4 столбика: с безударной гласной о, а, и, е.
Корень есть у разных слов. Ты найти его готов? Не ленись и не зевай, а ищи и выделяй! Запишите в тетрадь и выделите корень.
Короб, коробка, коробок
Вода, водный, водица
Холодок, холод, холодный
Молод, молоденький, молодость
6.Самостоятельная работа в группах
Запишите текст правильно. Озаглавьте и вставьте пропущенные буквы, подчеркните безударную гласную.
наступили сильные м..розы снег зав..лил с..довые д..рожки птицы з..мой г..л..дают дети устроили для птиц к..рмушки девочки насыпали пш..на г..лодные птицы быстро скл..вали весь корм как х..р..шо,что у птиц есть наст..ящие друзья.
Группы оценивают свою работу на последнем этапе урока, затем подсчитывают количество набранных кружков. Определяется группа-победитель, награждение победителей.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?
- Как оцениваете свою деятельность?
Легко, всё понятно.
Были трудности.
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
- Что показалось трудным?
- Какие подобные задания вам хочется ещё раз выполнить?