kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок словесности «Есть в русской природе усталая нежность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решаемые учебные проблемы:

углубление понимания особенности художественного произведения как искусства слова, развитие умения раскрывать стилевые особенности текста автора, умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрытие его поэтической идеи, в размышлениях о стихотворении Ф.И.Тютчева использование теоретико-литературных понятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок словесности «Есть в русской природе усталая нежность»»



Урок словесности «Есть в русской природе усталая нежность»

(К. Бальмонт)

Тип урока: урок – исследование

Решаемые учебные проблемы:

Углублять понимание особенности художественного произведения как искусства слова, развивать умение раскрывать стилевые особенности текста автора, умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать его поэтическую идею, в размышлениях о стихотворении Ф.И. Тютчева использовать теоретико-литературные понятия.

Формы организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, беседа, работа со схемами и таблицами, моделирование алгоритма анализа лирического произведения, подготовка к выводам о специфике художественной мастерской Ф.И. Тютчева.

Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.

Технология: коммуникативно-диалоговая.

Цели урока: проследить за авторскими способами в реализации основных принципов пейзажной лирики, познакомиться с особенностями пейзажной лирики поэта, композиционные, лексические, звуковые принципы организации стиха. Войти в мастерскую Ф. Тютчева в выборе изобразительно-выразительных средств для раскрытия внутреннего мира лирического героя и поэтической идеи стихотворения.

Задачи для школьников:

- определить особенности композиции стихотворения

- проследить и сделать выводы о лексических, звуковых, синтаксических особенностях в организации структуры и идеи стихотворения

- находить изобразительно-выразительные средства в раскрытии внутреннего мира лирического героя и определять их роль в раскрытии поэтической идеи стихотворения

Межпредметная связь: русский язык, изобразительное искусство.

Планируемые образовательные результаты (УУД): понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, устанавливать связи произведения с эпохой создания, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, смысловое чтение. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации; воспитывать любовь и уважение к русской литературе, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус.

Предтекстовый структурный элемент урока.

1 этап. Вхождение в тему урока

Ориентация шестиклассников на тему

1 слайд урока.

Сейчас за окном зима, холодно, а всем уже, наверное, хочется солнышка, тепла, зелени. Так пусть эти фотографии летней природы хоть немножко согреют вас и напомнят о долгожданном лете. О каком времени года будем говорить?

2 этап. Актуализация ранее полученных знаний.

Представлен портрет Ф.И. Тютчева. Кто изображен на портрете? Назовите имя поэта. Что вы знаете о нем?

Текстовой элемент урока.

3 этап. Вхождение в текст.

Сегодня на нашем уроке словесности мы будем учиться анализировать художественный поэтический текст с точки зрения его композиции, лексики, синтаксиса и идейно-художественного своеобразия: другими словами, попробуем разобраться не только в том, о чем пишет поэт, но и в том, как он это делает. Следовательно, нам пригодятся знания и навыки, которые вы получили на уроках русского языка и литературы, а также привлечем на помощь нашу фантазию, воображение и желание «во всем дойти до самой сути». Итак, отправляемся в чудесный мир русского искусства, чтобы насладиться красотой поэтического языка русских поэтов, живописными полотнами русских художников и , быть может, сделать для себя небольшие открытия.

4 этап. Практикум.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Полдень»

  2. Какое настроение оно у вас вызывает? (умиротворения, покоя)

Какие-то слова вам, наверное, были непонятны, ведь стихотворение написано более 130 лет назад.

Твердь – небо

Объемлет – обнимает

Нимфы – (см. мифологический словарь с греч. «девы», многочисленные божества, олицетворяющие силы и явления природы).

Кто такой великий Пан? Почему я спрашиваю – кто, а не что?

(пишется с большой буквы, следовательно, имя собственное, но собственные имена существительные могут отвечать и на вопрос что?)

Следовательно, это одушевленное существительное, значит, Пан – это какое-то живое существо. А какое слово еще указывает на его одушевленность?

Дремлет, дремать может только живое существо. В данном случае это так, хотя в поэзии иногда бывает иначе: неживой предмет наделяется чертами живого существа или человека.

Как называется такой прием? (олицетворение)

Есть ли в стихотворении «Полдень» олицетворения?

Итак, что же это за живое существо – Пан? Подскажу, что это мифологический персонаж. Где мы можем узнать о нем поподробнее? (Попов Женя) Мифологический словарь. Показываю его.

А каким вы представляете себе Пана? Русский художник Михаил Врубель таким увидел Пана. Экскурсию проведет экскурсовод Александрова Даша.

Обратите внимание на морщинистое старое лицо Пана, его негнущиеся корявые пальцы и ярко-голубые глаза, похожие на голубую речку на заднем плане картины и цветы фиалок около мохнатого копыта. Создается впечатление, будто Пан вырос из земли, а седые его волосы и борода похожи на кудрявые ветки березы, под которой он расположился. Кажется, что седой от времени Пан, также мудр и стар, как сама природа, покровителем и защитником которой он является.

А что у него в руках? Это свирель. Или ее еще называют флейта Пана.

Легенда о Сиринге (сообщение учащегося).

Как-то, бродя по лесу, страшный Пан встретил лесную девушку Сирингу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы, с которыми вышла на охоту, и помчалась прочь от козлоногого чудища. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра. И вдруг дорогу ей преградила река. Все ближе топот копыт приближающегося Пана. Нимфа стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и смастерил музыкальный инструмент и назвал его именем красавицы Сиринга, или свирель. Печальные нежные звуки свирели – сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивал свою несчастную судьбу.

Что повергло девушку в ужас? Такой внезапный сильный страх называют паническим.

Композиция

Изобразительно – выразительные средства

Размер, рифмовка

Звуки

Лексика













А теперь вновь обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева.

  1. В тетради «Письмо на память»

Проверим орфографию и пунктуацию

Лениво – лень

Дышит (исключение II)

Таять – I спряжение тают

Объемлет – обнимать I спряжение

Дремлет – дремать I спряжение

Катится – II

Как туман – сравнение

Лениво тают облака – олицетворение

Лениво катится – олицетворение

, , и и

И , и

Еще раз прочитаем стихотворение.

  1. Какую картину вы представляете, читая тютчевские строки ? А как называется описание картин природы в искусстве (живописи, литературе)?

Пейзаж.

- Какое время суток изображено в стихотворении ? (полдень). Какой он ? (летний, жаркий, душный, знойный)

- Какие эпитеты подчеркивают именно такое состояние природы? Ведь летний полдень может быть и дождливым, пасмурным, прохладным ? (пламенный, жаркий)

- Как вы понимаете выражение «пламенная твердь»? Какой образ его создает?

- Эпитет «мглистый» чаще всего подчеркивает состояние сырости, прохлады, ведь мгла обычно бывает туманная, влажная.

- Нет ли здесь противоречия? Почему жаркий полдень вдруг назван мглистым?

- Кто из вас обращал внимание на то, что в жаркий полдень небо словно покрыто туманной пеленой, легкой дымкой, оно никогда не бывает ярким и абсолютно чистым, даже если на небе нет облаков, и все окружающее словно дрожит от поднимающихся над землей волн горячего воздуха.

- Какое состояние природы запечатлено поэтом (сонной истомы, дремоты, покоя, тишины, чувства приятной расслабленности)?

- Что сказано о течении реки? (лениво катится)

Как еще можно сказать о ее движении, какими словами? (течет, струится, льется, бурлит, плещется, мчится)

- Почему же из целого ряда слов поэт выбирает именно слово «катится», почему, например, не «плещется» (по размеру подходит, ритм не нарушается (все разомлело от истомы, и река в полуденной истоме медленно перекатывает свои воды, почти бесшумно)

- Посчитаем, сколько в тексте глаголов, подчеркнем их (5)

- А сколько предложение? (всего два)

- А что обозначает глагол как часть речи? (действие). Не много ли частей речи, обозначающих действие, на два предложения, при том, что поэт стремится подчеркнуть состояние покоя, дремоты? Какими средствами он как бы нейтрализует это действие?

1. Лексическое значение самих глаголов подчеркивает медленное протекание действия.

2. Трижды повторенное наречие «ленивы» и наречие «покойно» тоже характеризуют замедленное действие.

А что значит «лениво» (медленно, неторопливо, неохотно) (словарь синонимов)

«покойно» - тихо, мирно, безбурно, умиротворенно

Учитель: Но не только лексическими средствами можно подчеркнуть безмятежность природы.

- Обратим внимание на строение предложений.

- Какие они по наличию основ? (сложные)

- Составьте схемы.



, , и инверсия

И

, и

- С какой интонацией произносятся части сложного предложения? (перечисление)

- Сколько различных союзов использовал автор? (всего один, но употреблен трижды)

- Как вы думаете, с какой целью поэт употребляет так много одинаковых союзов при перечислении? (это специальный стилистический прием, оборот поэтической речи, благодаря которому выделяются остальные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи – полисиндетон, многосоюзие)

А теперь подытожим то, что проанализировали.

Что представляет собой стихотворение Тютчева? (поэтический пейзаж)

- Подберите определения к этому пейзажу (летний, полуденный, великолепный).

- Какое состояние природы подчеркивает поэт? (покоя, дремоты, истомы)

- Какими лексическими и синтаксическими средствами это достигается? (глаголы с медленным протеканием действия, наречия со значением покоя, неторопливость, троекратное употребление одного и того же наречия, сложные предложения с перечислительной интонацией и многосоюзием при них, инверсия, сравнение).

Учитель: А теперь попытаемся выявить еще одну характерную особенность тютчевского пейзажа. Для этого вновь обратимся к картине Врубеля и сравним пейзаж, созданный художником и с пейзажем поэтическим.

Похожи эти пейзажи? Скорее нет. В чем же их отличие?

Врубель

Тютчев

Ночь

Полдень

Месяц

Солнце

прохлада

зной

А) Какое время суток?

Б) Какое светило?

В) Какой воздух ночью у реки летом? А в солнечный полдень?

Г) Как в картине художник передает состояние прохлады? При помощи каких красок и тонов (приглушенно-зеленые, холодно-серебристые, голубоватые – в живописи их называют холодными цветами)? При помощи каких эпитетов передано состояние зноя в поэтическом пейзаже (твердь пламенная, дремота жаркая)?

- Какой лингвистический термин из темы «лексика» подойдет для характеристики нашей записи (антонимы – слова с противоположным значением)?

Учитель: Так значит, в этих двух пейзажах нет ничего общего. А может, если внимательно присмотреться и вслушаться, то и найдем то, что их объединяет. Как писал Рыленков: «Здесь мало увидеть. Здесь надо всмотреться…Здесь мало услышать. Здесь вслушаться нужно…»

Давайте и мы последуем совету Рыленкова, повнимательнее всмотримся и вслушаемся.



Сходство

Врубель

Тютчев


Лето

Лето

реальное

Река

Река

Небо

Небо

Пан

Пан

фантастическое



- Какое время года?

- Какие элементы пейзажа есть и у поэта, и у художника?

- Каково состояние природы, что она делает (дремлет, находится в состоянии покоя)

- Видно ли движение на картине и в стихотворении, активное движение?

- Существует ли на самом деле, в реальной жизни Пан?

- А какая природа на картине и в стихотворении, сказочная, фантастическая или реальная? Почему? (обычный месяц, обычная река, обычное небо, облака, деревья. Все обычно, знакомо, видено нами много раз. И все-таки очень красиво, потому что на эту обычность и художник и поэт посмотрели внимательными глазами талантливых мастеров. А единство реального и фантастического придает их произведениям особую прелесть и глубокую поэтичность. Это и роднит картину со стихотворением.

- Исходя из нашего исследования, давайте еще раз послушаем стихотворение и посмотрим на картину уже глазами специалистов и тонких ценителей красоты русской природы, русского языка и русской живописи и насладимся прекрасными произведениями искусства.

Читают два ученика.

У вас на столиках стихотворение К. Бальмонта «Безглагольность». Найдите предложения или словосочетания, которыми можно было бы озвучить наш сегодняшний урок. Безглагольность – отсутствие действия.

А в заключение урока предлагается поэтическая пятиминутка. Дома вы подбирали стихи к разным временам года. Озвучьте каждую картину.

И. Грабарь «Осенний день» - И. Бунин «Листопад»

И. Шишкин «Рожь» - А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

Юон «Грачи прилетели» - Тютчев «Весенние воды»

И. Шишкин «Корабельная роща» - И. Бунин «Детство»



На дом: иллюстрации, сочинение «Ваше впечатление от картины Врубеля «Пан» и стихотворения Тютчева «Полдень»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок словесности «Есть в русской природе усталая нежность»

Автор: Наперковская Татьяна Николаевна

Дата: 28.05.2017

Номер свидетельства: 419068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства