kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (13.3) в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:  формирование таких нравственных качеств учащихся,   как честь, честность, милосердие, отзывчивость, человечность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (13.3) в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку"»

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (13.3)  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Цель урока: 

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:  формирование таких нравственных качеств учащихся,   как честь, честность, милосердие, отзывчивость, человечность.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа

Средства обучения: компьютер, презентация

Ход урока.

Запись эпиграфа и темы урока. «Береги честь смолоду»


Ӏ. Эмоциональный настрой. Послушайте причту.

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала: — Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.
Как вы поняли смысл притчи?

ӀӀ. Беседа с классом:

  1. Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как честь и соберем материал для написания сочинения-рассуждения.

  2. Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения (13.3)

  3. Для начала нам нужно сформулировать определение слова ЧЕСТЬ.

Для формулировки толкования слова существует несколько способов: ОПИСАТЕЛЬНЫЙ, СИНОНИМИЧЕСКИЙ, СПОСОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОТСЫЛОЧНЫЙ СПОСОБ

2) Для использования описательного способа послушайте крылатые выражения о чести

Честь – это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. Артур Шопенгауэр. Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

«Честь нельзя отнять – её можно потерять». А.П.Чехов

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Ф.М. Достоевский

« Честь – вот истинная красота» французский писатель Ромен Роллан

Есть достоинства выше знатности рода, а именно: достоинство личности» А.С. Пушкин

3) Попробуйте сформулировать: что такое честь?

(учащиеся самостоятельно формулируют определение) слушаем 2-3 ответа.

Обратимся к словарю, посмотрим, насколько мы правы: одно, понравившееся запишите.

честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. (словарь В. Даля)

честь — Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы (толковый словарь С. Ожегова)

честь — Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (толковый словарь С. Ожегова)

Честь – категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь — одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Большой юридический словарь

Честь – комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
Википедия

Мы с вами сформулировали понятие ЧЕСТЬ, давайте вспомним фразы, которые помогут нам начать сочинение?

4) Какова роль?

Даёт возможность остаться Человеком

Способствует росту авторитета

Является лучшей рекомендацией в любой сфере деятельности

Даёт ощущение свободы и счастья

7) Как проявляется честь в повседневной жизни?

  • Военные действия. Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.

  • Бытовые ситуации. Человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести.

  • Религия. Священнослужитель, подвергающийся гонениям или осуждению, но не предающий своих религиозных убеждений – человек чести.

  • Экстремальные ситуации. Человек, который в экстремальной ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести.


8)Что приводит к утрате чести?

Предательство Равнодушие Ложь Клевета жестокость

Запишем самые важные на ваш взгляд преимущества

(помимо определения у вас должен быть и комментарий к тезису:

2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может проявляться честь? Что может послужить причиной   бесчестия?)

2) Аргументация

ӀӀӀ. Отбор материала к сочинению

1). Анализ текста.

  Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о  чести в разных ее проявлениях.          

    Для анализа мы возьмём текст О. Павловой.

    1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)

2) Вопросы классу:

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

- Какова основная мысль текста? Черёмуховый дед научил команду мальчишек честности, благородству, бесстрашию, порядочности.

3). Работа в группах.

1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.

В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой футбольной команды «черёмуховый дед» стал строгим судьёй (предл. 38), не допускал запрещённых приёмов и хитростей на поле (предл. 41). Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности (предл. 43) — тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ребятам предать память деда, когда его уже не стало (предл. 55).

В прочитанном мною рассказе «черёмуховый дед» научил команду мальчишек-футболистов играть по совести, быть дружными (предл. 43). Он передал ребятам вместе с умением вести мяч ещё и благородство, желание не допускать «неспортивного поведения» на поле и в жизни (предл. 55).

2-й аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы). А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (человек чести Пётр Гринёв, бесчестный герой – Алексей Швабрин)

- Зачитать аргументы по группам.

4) Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Притча о жизненной истине «Два волка»

Когда-то давным- давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

 Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Объясните смысл притчи.

-Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)?

ӀV. Рефлексия. : Что значит иметь честь?

- быть альтруистами; - бороться с эгоизмом;

- делиться теплом; - нести ответственность;

- испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;


   V. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое честь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 23.04.2024

Номер свидетельства: 649520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства