kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7 классе."Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение учителем личностно-ориентированного подхода на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе."Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"»

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Структура урока

Этап урока

Содержание урока

Обоснование

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учеников. Учитель выясняет го­товность учеников к уроку.

Проверяют свою готовность к уро­ку, сообщают об отсутствующих в классе.

Создание доброжелатель­ной атмосферы.

Подготовка учащихся к ра­боте по восприятию и за­креплению материала.




Постановка целей урока.(3 мин.)














На доске записана тема с пропущенными буквами

Буквы … и … после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

- Мы продолжаем изучать причастие, и сегодня у нас новая тема с несколькими неизвестными.

- Посмотрите на доску. Запишите в тетрадь число, тему с пропущенными буквами.

- Подумайте, что бы вы хотели узнать о правописании суффиксов страдательных причастий прошедшего времени












Записывают дату и тему урока


Варианты ответов:

Узнать какие буквы пишутся в суффиксах причастий.

От чего зависит их правописание после шипящих в суффиксах причастий



Постановка целей самими учащимися концентрирует внимание, повышает осо­знанность учебных дей­ствий.

Создание проблемной ситуации6 активизация мыслительных процессов.











Актуализация знаний учащихся


- Обратите внимание, на ваших партах лежат памятки, которые помогут вам вспомнить от чего зависит правописание букв О,Е, Ё после шипящих

Чтобы не ошибиться в написании букв О,Е,Ё после шипящих необходимо:

  1. определить часть речи;

  2. обозначить морфему;

  3. поставить ударение;

  4. вспомнить правило.


Пользуясь памяткой, объясните графически выбор гласной после шипящей.

Использование интерактивной доски.

Слайд 1.


Даёт образец:


Жёлтый – это им. прилагательное, в корне им.прилаг. после шипящих под ударением пишем букву ё. Жёлтый лист.

Рощей – это им. существительное, в оконцании им.сущ. после шипящих без ударения пишем букву е. За берёзовой рощей.

Течёт – это глагол, в окончании глагола после шипящей под ударением пишем ё.


К доске вызывает 1 ученика.




- Сделайте вывод, от чего зависит написание О,Е,Ё после шипящих.






Использование интерактивной доски. Слайд 2 .





- В двух последних словосочетаниях компьютер показывает вопросительный знак. Почему?

(Давайте определим часть речи?)


- А вы знаете, какие буквы пишутся после шипящих в причастиях?































Записывают словосочетания, графически объясняют выбор гласной после шипящей








1 ученик работает у доски




Ожидаемый ответ

Написание гласной после шипящей зависит от части речи, от морфемы, от ударения.




















Ожидаемый ответ.


Это причастие.


Нет





Положительный результат достигается путём многократного повторения.





























Развитие мыслительной деятельности: анализа и синтеза.










Оценочная деятельность учителя.



Обратная связь.

Повторение даёт возможность ученикам запомнить алгоритм.

Развитие мыслительной операции: обобщение.





















Создание проблемной ситуации. Активизация мыслительной деятельности.

Изучение нового материала.

Использование интерактивной доски.

Слайд 3 .




- Посмотрите на слова, расположенные в двух столбиках. Прочитайте.


- Как вы считаете, что общего у данных слов?



- Определите разряд причастий?



- Запишите слова в тетрадь, выделите суффиксы причастий.

- Сделайте вывод , какие гласные могут писаться в суффиксах страдательных причастий после шипящих?




- Обратимся к теме нашего урока и вставим недостающие гласные.

- Итак, какая тема сегодня на уроке?


- В данных страдательных причастиях прошедшего времени поставьте ударение. Какую закономерность вы отметите?


- Сделав вывод о правописании гласных после шипящих в ударной и безударной позиции, вы сформулировали правило. Давайте промерим себя. Открываем учебник на стр. 71, § 27. Чтение правила.

- Применяя данное правило, объясните правописание суффиксов в словах: освещённый, заброшенный.



Использование интерактивной доски.

Слайд 4 .






























Ожидаемый ответ.


Это причастия.


Страдательные присатия прошедшего времени.




В суффиксах страдательных причастий после шипящих пишутся только гласные е и ё

(не пишется о)



Буквы е и ё вписываются в тему урока.

Ученики называют тему.

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е.



Читают правило. Один ученик читает вслух.









Записывают словосочетания. Поочерёдно к доске выходят два ученика, вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор, графически обозначают орфограмму.

Актуализация субъектного опыта учащихся путём использования задания на сопоставления двух групп причастий с разным написанием букв в суффиксах.














Воздействие на различные сферы восприятия: визуальное и аудиальное.









Развитие мыслительной операции: обобщение.

















Активизация комбинированного типа памяти (зрительно-слуховых анализаторов)







Закрепление алгоритма работы.

Физкультминутка

Упражнение для глаз (снятие усталости).

-Теперь, ребята, мы должны отдожнуть, чтобы отдохнули наши глаза. Слова девиза наших уроков орфографии я поместила на разные части доски. Не поворачивая головы, вы должны прочесть предложение.

НИКОГДА

НЕ ПИШИ,

ЕСЛИ ТОЧНО

НЕ ЗНАЕШЬ.




Смена деятельности, переключение внимания, снятие усталости с глаз.

Закрепление полученных знаний












































































































































Подведение итогов урока






























Домашнее задание.











































































  1. Объяснительный диктант.


  1. Старинный сад с его остриженными липавми князю не понравился.

  2. Обнажённый лес навевал грустные мысли.

  3. Голые ветви осин были окружены радужным сиянием.

  4. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами.


  1. Работа с текстом.

Посмотрите на экран. (На партах перед учениками лежат листочки с этим же текстом)

Использование интерактивной доски.

Слайд 4 .

Записывают предложения, обозначая изученную орфограмму.

Один ученик у доски.


- Прослушайте текст.



Задаёт вопросы.

- Ребята, понравился вам текст?


- О чём он? Определите тему текста.


- А какова основная мысль этого текста? В каком предложении она заключена?


- Определите тип речи. Аргументируйте ответ.



- Какие используются средства художественной выразительности?

Приведите примеры изобразительных средств.


- Слова какой части речи также помогают создать картину?

- Найдите и выпишите из текста причастия, орфограммы в которых соответствуют теме урока. Орфограмму выделите.


На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием.

- А теперь проверьте правильность выполнения задания. Оцените свою работу.

Использование интерактивной доски.

Слайд 5 .



  1. Работа с учебником.

Упр. 160. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы. Полные причастия образуйте от глаголов с нечётным порядковым номером, краткие – с чётным.

  1. Самостоятельная работа.


- Все вместе вы работаете хорошо. А насколько каждый из вас разобрался в теме урока, позволит узнать небольшая самостоятельная работа.

На опавших кленовых, дубовых и берёзовых листьях содержатся задания.


- Выполните работу самостоятельно. Время выполнения – 5 минут.


Карточка-задание № 1.

Вставьте пропущенные буквы, обозночьте орфограммы в суффиксах причастий.


П..раж…нный, уплач…нный, омрач…ный, заворож..ннный, упущ…ный, скош…ный, ра…руш…нный, искачеч…ный, удруч…ный, украш…нный, и..муч…нный, заглуш…нный, брош…нный, заверш…нный, увлеч…ный, искуш…нный, отреш…нный.


Карточка-задание № 2

Запишите текст, образуя страдательные причастия прошедшего времени из данных в скобках глаголов.

Образец. Вдали виднелся (разрушить) замок – Вдали виднелся разрушенный замок.


Мы вошли в лес, (осветить) лучами осеннего солнца. (Расчистить) дорожка вела к реке. (Спустить) на воду шлюпка покачивалась из-за течения. Мы сели в неё и поплыли вдоль (скосить) лугов. Вдруг (разрушить) мост преградил нам путь. (Завершить) таким образом путешествие расстроило нас.


- Для тех, кто быстрее других справится с заданием, я подготовила игру, напоминающую «Крестики-нолики»



Задание. Вставьте пропущенные буквы. Найдите по диагонали, по вертикали или по горизонтали одинаковые вставленные буквы и перечеркните линией эти три слова



Освещ…на



Вооруж..нный


Окруж..нный


Поглощ..нный


Посаж..нный


Разутюж..нный



Объезж..нный


Обобщ..нный


Обиж..нный






- Вы хорошо поработали. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

- Чему мы учились?





- Что помогало нам в ыборе букв е и ё?


Использование интерактивной доски.

Слайд 6 .



- Теперь обратимся к нашему алгоритму и дополним его.




§ 27, упр.162.

Предлагаю, учащимся не уверенным в своих силах карточки- помощницы.

Домашнее задание

§ 27, упр.162.

Слова для справок: пересеч..ные, измуч..нного, лиш..нный, спущ..нную, закопч..нном, окруж…нные.


Читает текст заранее подготовленный дома учащийся.



Ожидаемые ответы.



Тема текста – осень.

Величава русская осень



Описание. Говорится об одновременных признаках.

Метафоры, эпитеты, сравнения.





Причастия.



Выпишите слова.







Самопроверка























































































































Ожидаемый ответ.

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.



Помогала постановка ударения.























Развитие выразительности речи.




Эмоциональное восприятие.


Осмысленность восприятия




Работа по развитию речи.



Активизация мыслительной операции: сравнение.








Развитие орфографической зоркости.





Рефлексия собственной деятельности, развитие навыков самоконтроля и адекватной самооценки.














Дифференциация по работоспособности и учёт темперамента.




















Дифференциация учащихся по группам развития













Выполняют сильные учащиеся.




















Для учащихся, которые работают с опережением, даётся карточка с дополнительным заданием.









































Закрепление изученного

материала.

Использование временных перспектив.





Дифференциация по степени помощи.





























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Ольга Викторовна

Дата: 28.03.2020

Номер свидетельства: 544555

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства