Организационный момент. Постановка учебной проблемы Практическое задание на новый материал (с затруднением) Проверка задания Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме Побуждающий к теме диалог Открытие нового знания Выдвижение гипотез Проверка гипотез. Применение нового знания Самостоятельная работа по применению нового знания Итог урока, рефлексия Домашнее задание | Перед вами на партах листы со словами. Вам нужно вставить пропущенные гласные. Что объединяет эти слова? Что такое приставка? Что нам уже известно о правописании приставок? Получилось ли у вас выполнить задание? Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? Верно. Так о чем мы будем сегодня говорить? Цель урока? Еще раз вернемся к словам, с которыми вы сейчас работали. Подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках? Что нужно сделать, чтобы проверить, верны ли ваши предположения? Верно. Чтобы проверить гипотезы и сформулировать правило, нужно работать над материалом для исследования. Разбейте слова на два столбика. Проверим первую гипотезу – правописание гласных в приставках зависит от буквы, последующей за приставкой. Можно ли отметить какую-то закономерность? Верна гипотеза? Проверим вторую. В каждом столбике попробуйте слова разбить на подгруппы, в зависимости от их общего лексического значения. Проверка. Верна данная гипотеза? В результате проделанной работы составьте опорную схему (кластер). Проверка. Замените выражение одним словом с приставкой, графически обозначить. Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать). Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить своими примерами. 1 группа – приближение, 2 группа – присоединение, 3 группа – «пере, очень», 4 группа – близость, 5 группа – неполное действие. Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный, преодолеть, прекратить, преувеличить, пренеприятный, присесть, прибежать, прескверный, преуменьшить, примчаться, придвинуть, прибавить, приусадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить. Проверка. Что нового вы узнали? Что показалось сложным? Что запомнилось больше всего? Сочинить сказку о приставках пре- и при-. | Ученики работают со словами: Пр..лив, пр..бежит, пр..лестный, пр..мудрый, пр..школьный, пр..ехать, пр..открыть, пр..шить, пр..градить, пр..писать. Гласная пропущена в приставке. Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. Гласные в приставках пишутся всегда одинаково, независимо от произношения (надо знать приставки русского языка) Возникли сомнения. Задание было одно, а выполнили его по-разному (осознание противоречия) Возможный вариант ответа: Правописание приставок пре- – при-. О правописании приставок пре-при. Выяснить, от чего зависит написание гласных в приставках пре-при. От согласной, следующей за приставкой. От лексического значения слова. (Учитель фиксирует на доске) Понаблюдать за словами. (Учитель раздает карточки с теми же словами, но гласные в приставках уже расставлены). Нет, буквы после приставок разные. Нет. Выполняют задание. Прилив, прибежит, приехать – приближение; Пришкольный, приусадебный – близость; Приоткрыть, присесть – неполное действие; Пришить, приписать – присоединение; Прелестный, премудрый – значение «очень»; Преградить – значение «пере». Да. Работа в группах. Работа у доски. |