Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе"Синтаксис и пунктуация"»
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС.
Тема: Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Тип урока: обобщение знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Организационная структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд
Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
2. Актуализация и проблемное учебное действие.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Слайд:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз
- В итоге получилось слово - Синтаксис.
Слайд
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.
У Я К Н А П Т И У Ц -Пунктуация
Слайд
- Запишите тему в тетради.
3 .Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Мы должны поставить перед собой определённую цель. Посмотрите на тему урока. Что же мы должны сделать на сегодняшнем уроке? (Повторить основные сведения в разделе «Синтаксис и пунктуация») – А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы уметь применять на практике) – А эпиграфом нашего урока будет высказывание известного писателя – Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». – Итак, мы отправляемся в путешествие в страну «Синтаксис и пунктуация».
4. Актуализация знаний
1) Кто же они – жители этой страны? Познакомимся с ними поближе, а для этого составим перепись населения.
А для этого проведем игру «Ромашка». Вы отрываете лепесток и отвечаете на вопрос.
– Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь (обращение) – Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее) – Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетание) – Главный член предложения, который обозначает действие подлежащего отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? (сказуемое) – Чужая речь, переданная дословно, без изменения (прямая речь) – Разговор двух лиц (диалог) – Как называются эти члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство? (второстепенные) – Как называется предложение, где есть только один главный член? (односоставное)
5. Но самыми главными жителями страны Синтаксис являются Предложения. И я думаю, вы с этим согласитесь. Какие же они эти жители, предложения, давайте им попробуем дать характеристику? А для этого давайте вспомним: какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? Дайте характеристику данным предложениям.
1. Как прекрасен язык! (Н.В. Гоголь) 2. От чего зависит самосохранение языка? (В.Г. Белинский) 3. Относитесь к родному языку бережно и любовно. (В.А. Луговской)
6. А теперь, познакомившись с жителями этой страны, давайте осмотрим её достопримечательности.
Первая остановка «Словосочетание».
- Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»
-Что такое словосочетание?
Слайд.
- На слайде даны фразы, записываем только словосочетания.
Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.
Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют.
А теперь, сверим ответы.
- Что можно составить из словосочетания? (предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Следующая станция, куда мы отправляемся, называется «Простое предложение»
Слайд.
7.Вторая остановка «Простое предложение».
- Что такое простое предложение?
Работа в группах.
класс делится на 2 группы.
Задание 1.
У каждой группы на парте лежат конверты.
-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.
Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.
1 группа. Что происходит в лесу зимой?
2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
Слайд
правильно составленные предложения.
- Какие предложения вы составили, дайте характеристику предложений.
Проводник сказал что в лесу водятся медведи. Прошла гроза и выглянуло солнышко.
9. Одной из главных достопримечательностей этой страны является редакция газеты «Синтаксис и пунктуация».
Важное спецзадание. ( Творческая работа урока.)
Уч итель: А сейчас вы будете главными редакторами. А любой редактор старается доработать текст статей своей газеты до совершенства. Вам предложен текст. (Раздаются карточки с текстом.) Доработайте его, распространите предложения, осложните однородными членами, используйте сложные предложения.
Зима. Солнце светит ярко. Снег блестит. Скачет заяц. В берлоге спит медведь. На берёзке сидят снегири.
10. В это время класс исправляет другую «типографскую» ошибку.
Учитель: Ребята, произошло такое происшествие: в типографии рассыпался шрифт. Части предложений поменялись местами. Поставьте всё на свои места.
Обращение – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены предложения – это слово, которое является общим по значению для стоящих при нём однородных членов.
Обобщающее слово – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Вывод: неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего текста и привести к ошибочному пониманию написанного.
11. - Ребята, сегодня основная работа у нас по разделам «Синтаксис. Пунктуация». Но мы не должны забывать и об еще одном важном разделе «Орфография». Что он изучает? Поиграем, ребята.
«Корректор»
В редакции газет и журналов приходят ежедневно тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них огромное количество ошибок. Одно из таких писем в наш корректорский отдел передал болгарский поэт И.Босев.
Найдём и исправим ошибки.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, памаги
Тваей плимяннице Оли,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочетать.
Попроси ево, дядя, исправить двойку
И паставит мне «пять»
(Каждому ученику даётся отпечатанный текст, где и проводится правка, кроме того, текст находится на слайде. С этим текстом работает кто-то из учеников)
12. Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.
Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок. - Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарём)
Буль…н.
Ра__ольник с к_лбасой.
К_тлеты рыбные.
П_льмени.
Шамп_ньоны в соусе.
К_мпот из сухофруктов.
Коври_ка сла_кая.
П_рожное бисквитное.
Пиро_ки с к_ртошкой.
З_млянич_ное мороженое.
13. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие трудности у вас появлялись на уроке? Как вы их преодолевали?
- Понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Выставление оценок
- Ребята, мне хочется надеяться, что наше путешествие было и интересным, и удачным. Вы смогли еще раз повторить все изученное в этом учебном году о первом разделе русского языка - синтаксисе и пунктуации - и открыть для себя дверь в мир знаний, где нас ждет еще не одно увлекательное путешествие. Хотелось бы, чтобы они были не менее интересными и полезными. Спасибо за урок.
Не забудем и про домашнее задание.
10. Домашнее задание (на выбор)
1. Упражнение №….. (списать, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор.
2. Подобрать 3-4 предложения из стихотворений о зиме, записать их, выполнить синтаксический разбор одного из них. (Повышенный уровень)