kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе на тему: Суффикс-значимая часть слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала и повторения старых знанийо суффиксе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: Суффикс-значимая часть слова".»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Суффикс – значимая часть слова»

1.ФИО: Вострецова И.А..

2.Место работы: МАОУ школа №65

3.Должность:учитель

4.Предмет: русский язык

5.Класс:5

6.Тип урока: Урок открытия новых знаний

7. Вид урока: комбинированный

8.Базовый учебник: Русский язык 5 класс. Автор: Л. Д. Бабайцева

9.Цель урока: Расширить понятие суффикса, как значимой части слова.

10.Задачи:

Способствовать овладению обучающихся навыками работы с учебной информацией, самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в параз, самоконтроля и самооценки, развитие навыков учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества с учителем.

11. Планиреуемые результаты

Предметные:

Опознавать морфемы, использовать навыки морфемного анализа слова

Личностные:

Формирование умения осуществлять само и взаимооценку

Регулятивные УУД:

- формирование способности формулировать тему урока, ставить учебные цели и задачи,,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД

Работать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками

.Познавательные УУД:

Совершенствование навыков работы с лингвистическим и художественным текстами, а именно: умение анализировать, сопоставлять, работать с таблицей, излагать полученную информацию, делать выводы

- объяснять языковые связи, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

- находить ответы на вопросы в результате совместной работы класса.

12.Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

13.Формы организации познавательной деятельности:

В парах, дифференцированная, фронтальная.

14 Формы диагностики и контроля

Взаимопроверка, наблюдения учителя

14.Методы обучения:

проблемно-поисковые;

практические;

словесные.

15.Оборудование:

компьютер; маршрутные листы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса



16.Структура и ход урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Прозвенел звонок. Начинается урок.

Все друг к другу поверитесь

А еще и улыбнитесь,

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, потом друг на друга, улыбнитесь и в хорошем настроении начнем наш урок.

.

2 Фронтальный опрос

-Какой раздел языкознания мы изучаем? (Слайд)

-Какие морфемы вы знаете? (Слайд)

-Без какой морфемы не может быть слова? Почему?

-Вспомните, пожалуйста, какой цифрой обозначается морфемный разбор?

3. Работа с маршрутным листом

На ваших столах лежат маршрутные листы. Посмотрите на задание №1. Что вы должны сделать?

4. Представьте себе, что вы пригласили к себе в гости лилипутов из книги «Путешествие Гулливера» (Слайд)

А вы знаете, кто такие лилипуты? (Слайд) Они так быстро приехали к вам, что вы не успели подготовиться к их появлению, и ваш дом стал для них целым домИЩем. Но для них это несколько некомфортно. И тогда вы одним взмахом волшебной палочки дом превратили в домИК, стол – в столИК, стул – в стульЧИК, кровать – в кроватКу (Слайд)

Какая часть слова пришла нам на помощь и из больших предметов сделала маленькие?

5. Давайте вспомним, что мы знаем о них. А для этого обратимся к заданию №2 маршрутного листа.















Составить и записать предложение из выбранных ответов.

Проверка Давайте послушаем, что у вас получилось.

Суффикс – это нерусское слово и обозначает «приколоченный, прикрепленный» к корню. Почему? (стоит после корня)

· 


Отвечают на вопросы



Морфемика



Приставка, корень, суффикс, окончание

Корень, в нем заключено лексическое значение слова

2



Работа с МЛ задание №1

Морфемный разбор. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Оценивают +/-















Отвечают - Суффикс





Задание №2

Найти верные ответы на вопросы из предложенных вариантов, составьте и запишите предложение из ответов, которые вы выбрали.

Суффикс – это: а)часть речи,

б)часть слова;

Стоит: а) перед корнем,

б) после корня;

Служит для: а)образования формы слова,

б)новых слов

Конструируют и записывают предложение.

Зачитывают получившиеся предложения.




6. А теперь давайте посмотрим, какое определение суффиксу дают авторы учебника.

Откройте учебник на стр 63, найдите и прочитайте определение суффикса

Совпадает ли определение учебника с вашим?

Какое слово появилось в определении?

Как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации возникают?

Таким образом суффикс имеет значение?

А вы можете назвать мне значения разных суффиксов?

Значит возникла проблема, связанная с целью нашего урока?

Сформулируйте цель урока.





7. А какие задачи мы сегодня будем решать? Путём чего мы познакомимся со значением суффиксов?







8. Определяет план достижения цели урока: Это и есть наш план на сегодняшний урок. Результатом нашей работы станет

1.Лингвистический текст, содержащий теоретические сведения о суффиксе.

2.Таблица суффиксов и их значений.

По ходу урока мы будем заполнять таблицу значений суффиксов, а вы будете приводить свои примеры








Работают с учебником.























Формулируют цель урока:

Познакомиться со значениями суффиксов



Формулируют задачи урока:

Образовывать слова с помощью суффиксов.

Выделять суффиксы в словах

Определять их значение.



Слушают






9. Представьте, что у вас в руках лупа (слайд). У вас необычная лупа. Одна ее сторона увеличивает, а другая – уменьшает. Посмотрите через эту лупу друг на друга, а точнее, на части тела и запишите, что у вас получилось. 1в. – в уменьшенном виде, 2в. – в увеличенном (Слайд). Выделите суффиксы.

Какое значение придают эти суффиксы словам?



2. Обратимся к маршрутному листу и найдем задание №3

Что вы должны сделать?

Посмотрите на слайд, дополните таблицу суффиксами, обозначающими род деятельности людей.

Вывод: какие суффиксы вы выделили? Что тони обозначают? Занесите их в таблицу и приведите свои примеры.

3.Игра в слова. Учитель бросает мяч ученику, называя город или страну, ученик в ответ называет жителя этой страны или города.

В Москве живет

В Тюмени

На Сахалине

В Англии

В Туле

В России

Какие суффиксы, указывающие на лица, проживающие в той или иной местности, появились в вашей таблице?





4 Работа с учебником (задание №4 в маршрутном листе)





Что отличает суффиксы –ть, -л от других суффиксов?





Разобрать по составу слова: приехали, читать, посмотреть, рассказали ( у доски)



10. Физминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо. Ноги вместе.

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладоши

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто лёгкий ветер южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись. Тихо сели.

И в маршруты посмотрели.

Обратитесь к заданию № 5 ваших маршрутных листов.









- По каким признакам мы можем утверждать, что это текст?

- Какой частью речи являются выписанные вами слова? (глаголами)

- Значит какой мы можем сделать вывод? В словах какой части речи используются формообразовательные суффиксы?

- Какова их функция? (образуют формы глаголов прош.вр. и неопр.формы глаголов)



Работаем дальше и переходим к выполнению задания №6 маршр.листа.















Медвежонок, кукушонок

-О чём мы должны помнить при написании подобных слов? ((под ударением после шипящих пишем о/ё.)






























Записывают слова, выделяют суффиксы, определяют их значение, вносят в таблицу. Нога-ножКа рука - ручИЩа Нос – носИК нога – ножИЩа Рука – ручКа нос – носИЩе Глаз – глазИК глаз – глазИЩе

Увеличение или уменьшение (записывают в таблицу)



Задание №3 Самостоятельно выполняют упр.№525 с последующей взаимопроверкой Дополняют таблицу.





Ловят мяч, в ответ образуют новые слова

Москвич

Тюменец

Сахалинец

Англичанин

Туляк

Россиянин

-ич, -ец, -анин, -янин, -як

Записывают значения в таблицу.



Маршрутный лист задание №4.(находят информацию о значении суффиксов- ть,-л и самостоятельно вносят ее в таблицу)

Читать, придумали

Эти суффиксы не входят в основу слова, они формообразующие.















































Задание № 5 маршр листа

Найти слова с формообразующими суффиксами, выписать их и выделить в них основу слова и формообразовательные суффиксы (из Путешествий Гулливера)





















Задание №6 маршрутного листа

От данных слов образовать новые слова с помощью суффиксов –Онок/-енок, -ат/ят.

Медведь, лиса, слон, кукушка

Записать суффиксы и их значения в таблицу.

Самопроверка


5.Давайте закрепим наши знания, выполнив задание №7 маршрутного листа



















Взаимопроверка

Какими суффиксами вы дополнили таблицу?





Ребята, вообще в русском языке более 500 суффиксов, и у них еще много значений, мы сегодня вспомнили и познакомились лишь с несколькими из них, самыми распространёнными. Давайте еще раз проговорим, с какими значениями суффиксов мы сегодня познакомились?

Во время урока вы оценивали сами себя, заполняя лист самооценки. Если справились со всеми заданиями, вклейте зеленый квадрат, если допустили не более 2 ошибок – синий, если совсем ничего не сделали – красный. В ващих маршрутных листах есть вопросы, на которые я предлагаю вам ответить






Задание №7 Найти соответствия, соединив линиями

Тель, щик, ник преувеличение

Як, анин, ец уменьш-ласкат

Ик, чик, оньк,еньк житель населен.пункта

Ищ профессия, род занятий

Оват, еват формообразующие

Ть,л неполный признак

Онок, енок детеныши животных

Записать в таблицу те суффиксы и значения, которых в ней нет.


-Удалось ли сделать, то что намечали?

а)Рефлексия «Закончи фразу»

б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание)

в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды 30 -35)

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. (слайд 10-16)

Д. з. упр.109 (зад. 1-2)

Высказывают свои суждения.

Оценивают свою работу за урок в оценочных листах.

Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе на тему: Суффикс-значимая часть слова".

Автор: Вострецова Ирина Александровна

Дата: 26.02.2019

Номер свидетельства: 501553


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства