2 Фронтальный опрос -Какой раздел языкознания мы изучаем? (Слайд) -Какие морфемы вы знаете? (Слайд) -Без какой морфемы не может быть слова? Почему? -Вспомните, пожалуйста, какой цифрой обозначается морфемный разбор? 3. Работа с маршрутным листом На ваших столах лежат маршрутные листы. Посмотрите на задание №1. Что вы должны сделать? 4. Представьте себе, что вы пригласили к себе в гости лилипутов из книги «Путешествие Гулливера» (Слайд) А вы знаете, кто такие лилипуты? (Слайд) Они так быстро приехали к вам, что вы не успели подготовиться к их появлению, и ваш дом стал для них целым домИЩем. Но для них это несколько некомфортно. И тогда вы одним взмахом волшебной палочки дом превратили в домИК, стол – в столИК, стул – в стульЧИК, кровать – в кроватКу (Слайд) Какая часть слова пришла нам на помощь и из больших предметов сделала маленькие? 5. Давайте вспомним, что мы знаем о них. А для этого обратимся к заданию №2 маршрутного листа.
Составить и записать предложение из выбранных ответов. Проверка Давайте послушаем, что у вас получилось. Суффикс – это нерусское слово и обозначает «приколоченный, прикрепленный» к корню. Почему? (стоит после корня) · | Отвечают на вопросы
Морфемика
Приставка, корень, суффикс, окончание Корень, в нем заключено лексическое значение слова 2
Работа с МЛ задание №1 Морфемный разбор. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Оценивают +/-
Отвечают - Суффикс
Задание №2 Найти верные ответы на вопросы из предложенных вариантов, составьте и запишите предложение из ответов, которые вы выбрали. Суффикс – это: а)часть речи, б)часть слова; Стоит: а) перед корнем, б) после корня; Служит для: а)образования формы слова, б)новых слов Конструируют и записывают предложение. Зачитывают получившиеся предложения.
|
6. А теперь давайте посмотрим, какое определение суффиксу дают авторы учебника. Откройте учебник на стр 63, найдите и прочитайте определение суффикса Совпадает ли определение учебника с вашим? Какое слово появилось в определении? Как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации возникают? Таким образом суффикс имеет значение? А вы можете назвать мне значения разных суффиксов? Значит возникла проблема, связанная с целью нашего урока? Сформулируйте цель урока.
7. А какие задачи мы сегодня будем решать? Путём чего мы познакомимся со значением суффиксов?
8. Определяет план достижения цели урока: Это и есть наш план на сегодняшний урок. Результатом нашей работы станет 1.Лингвистический текст, содержащий теоретические сведения о суффиксе. 2.Таблица суффиксов и их значений. По ходу урока мы будем заполнять таблицу значений суффиксов, а вы будете приводить свои примеры
| Работают с учебником.
Формулируют цель урока: Познакомиться со значениями суффиксов
Формулируют задачи урока: Образовывать слова с помощью суффиксов. Выделять суффиксы в словах Определять их значение.
Слушают
|
9. Представьте, что у вас в руках лупа (слайд). У вас необычная лупа. Одна ее сторона увеличивает, а другая – уменьшает. Посмотрите через эту лупу друг на друга, а точнее, на части тела и запишите, что у вас получилось. 1в. – в уменьшенном виде, 2в. – в увеличенном (Слайд). Выделите суффиксы. Какое значение придают эти суффиксы словам?
2. Обратимся к маршрутному листу и найдем задание №3 Что вы должны сделать? Посмотрите на слайд, дополните таблицу суффиксами, обозначающими род деятельности людей. Вывод: какие суффиксы вы выделили? Что тони обозначают? Занесите их в таблицу и приведите свои примеры. 3.Игра в слова. Учитель бросает мяч ученику, называя город или страну, ученик в ответ называет жителя этой страны или города. В Москве живет В Тюмени На Сахалине В Англии В Туле В России Какие суффиксы, указывающие на лица, проживающие в той или иной местности, появились в вашей таблице?
4 Работа с учебником (задание №4 в маршрутном листе)
Что отличает суффиксы –ть, -л от других суффиксов?
Разобрать по составу слова: приехали, читать, посмотреть, рассказали ( у доски)
10. Физминутка Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо. Ноги вместе. Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладоши И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Будто лёгкий ветер южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. И в маршруты посмотрели. Обратитесь к заданию № 5 ваших маршрутных листов.
- По каким признакам мы можем утверждать, что это текст? - Какой частью речи являются выписанные вами слова? (глаголами) - Значит какой мы можем сделать вывод? В словах какой части речи используются формообразовательные суффиксы? - Какова их функция? (образуют формы глаголов прош.вр. и неопр.формы глаголов)
Работаем дальше и переходим к выполнению задания №6 маршр.листа.
Медвежонок, кукушонок -О чём мы должны помнить при написании подобных слов? ((под ударением после шипящих пишем о/ё.)
| Записывают слова, выделяют суффиксы, определяют их значение, вносят в таблицу. Нога-ножКа рука - ручИЩа Нос – носИК нога – ножИЩа Рука – ручКа нос – носИЩе Глаз – глазИК глаз – глазИЩе Увеличение или уменьшение (записывают в таблицу)
Задание №3 Самостоятельно выполняют упр.№525 с последующей взаимопроверкой Дополняют таблицу.
Ловят мяч, в ответ образуют новые слова Москвич Тюменец Сахалинец Англичанин Туляк Россиянин -ич, -ец, -анин, -янин, -як Записывают значения в таблицу.
Маршрутный лист задание №4.(находят информацию о значении суффиксов- ть,-л и самостоятельно вносят ее в таблицу) Читать, придумали Эти суффиксы не входят в основу слова, они формообразующие.
Задание № 5 маршр листа Найти слова с формообразующими суффиксами, выписать их и выделить в них основу слова и формообразовательные суффиксы (из Путешествий Гулливера)
Задание №6 маршрутного листа От данных слов образовать новые слова с помощью суффиксов –Онок/-енок, -ат/ят. Медведь, лиса, слон, кукушка Записать суффиксы и их значения в таблицу. Самопроверка |
5.Давайте закрепим наши знания, выполнив задание №7 маршрутного листа
Взаимопроверка Какими суффиксами вы дополнили таблицу?
Ребята, вообще в русском языке более 500 суффиксов, и у них еще много значений, мы сегодня вспомнили и познакомились лишь с несколькими из них, самыми распространёнными. Давайте еще раз проговорим, с какими значениями суффиксов мы сегодня познакомились? Во время урока вы оценивали сами себя, заполняя лист самооценки. Если справились со всеми заданиями, вклейте зеленый квадрат, если допустили не более 2 ошибок – синий, если совсем ничего не сделали – красный. В ващих маршрутных листах есть вопросы, на которые я предлагаю вам ответить
| Задание №7 Найти соответствия, соединив линиями Тель, щик, ник преувеличение Як, анин, ец уменьш-ласкат Ик, чик, оньк,еньк житель населен.пункта Ищ профессия, род занятий Оват, еват формообразующие Ть,л неполный признак Онок, енок детеныши животных Записать в таблицу те суффиксы и значения, которых в ней нет. |
-Удалось ли сделать, то что намечали? а)Рефлексия «Закончи фразу» б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды 30 -35) Суффикс – это О – часть речи, М – часть слова. Суффикс служит М – для связи слов в предложении, О – для образования новых слов. Суффикс стоит О – перед корнем, Л – после корня. Суффикс – это О – изменяемая часть слова, М – неизменяемая часть слова. Чтобы найти суффикс в слове надо: О – изменить форму слова, Д – подобрать однокоренные слова. В каких из этих слов есть суффикс: О – книга, Е – книжный, Ц – книжечка. (слайд 10-16) Д. з. упр.109 (зад. 1-2) | Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок в оценочных листах. Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово. |