kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 10 классе «Изобразительно-художественные средства языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме " Изобразительно -выразительные средства языка" в 10 классе (урок-практикум)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе «Изобразительно-художественные средства языка»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Енапаевская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Пермского края












Урок русского языка в 10 классе

«Изобразительно-художественные средства языка»

(Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ)









Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Енапаевская СОШ»

Файзуллина Э.М.


















2023г.




Ход урока

I. Организационный момент. Запись темы урока

- Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о словах, языке.

II. Вступительное слово. Формулировка темы урока. (5мин)

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.

Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают вопросы Что делать? и Кто виноват? А почему люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами не испытывают чувства стыда? Почему? Вопросов много.

- Ребята, какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? - Сформулируйте проблему в виде вопроса:

- Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

- Мы будем работать со средствами выразительности.

Записать дату и тему урока Слайд 1

–– Итак, средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть их всех, используемых в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах)

  • Повторить термины.

  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности.

  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

- С какой целью нам необходимо изучить вот так детально эту тему? (задание 26 в ЕГЭ)

I I I. Повторение-обобщение средств выразительности. Терминологический диктант (через презентацию идёт повторение терминов и их запись в тетради). (16 мин)

  1. Гипербола.

  2. Гротеск.

  3. Ирония.

  4. Литота.

  5. Метафора.

  6. Метонимия.

  7. Олицетворение.

  8. Перифраза.

  9. Синекдоха.

  10. Сравнение.

  11. Эпитет.

  12. Анафора.

  13. Антитеза.

  14. Градация.

  15. Лексический повтор.

  16. Оксюморон

I V. Закрепление.

Чтобы закрепить то, что вспомнили, будем с вами решать онлайн тест на сайте Захариной.( 10 мин)

Эвфемизм- смягчение жестких по смыслу высказываний.

V. Физминутка.

-Теперь глазам дадим отдохнуть и проведем физминутку.(2 мин)



V I. Запишем предложение – четверостишие из стихотворения Вероники Тушновой (2 мин)

Бывают весны разными:
стремительными, ясными,
ненастными и грустными,
с облаками грузными…


- С помощью чего автор нарисовала такой необычный образ весны? (Эпитеты).

- Подчеркните их как члены предложения. Какими членами предложения являются эпитеты. Давайте попробуем исключить эпитеты-определения из предложения. И посмотрим, насколько большую роль они играют в предложении.

(Без них предложение потеряло образность, красочность, обеднело)

- Правильно. А что бы сделать нашу речь выразительной, что нам необходимо?

(Использовать средства выразительности в речи)



V I I. Самостоятельная работа.

-Я вам предлагаю выполнить это задание самостоятельно (11 мин)

ТЕКСТ:

(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец...

(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)



Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

3) эпитет

4) синтаксический параллелизм

5) градация

6) метонимия

7) гипербола

8) инверсия

9) эпитеты

10) сравнительный оборот

11) суффиксы субъективной оценки

12) глаголы

13) однородные члены

14) неполные предложения

15) конструкции разговорного синтаксиса

10, 11, 13, 7, 1, 12

V I I I. Рефлексия (подведение итогов урока) (4 мин)

- Какой делают нашу речь тропы и фигуры?

(красивой, живой, богатой, певучей, эмоциональной)

- Составьте синквейн на тему «Изобразительно-выразительные средства»

Структура: 1 строка– термин

2строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – предложение.

5 строка – синоним к термину.

IX. Объяснение домашнего задания.

1) подготовиться к пр.работе (определить средства выразительности в тексте)

2) выучить термины,

3) подобрать любое стихотворение, проанализировать с точки зрения ср-в выразительности,




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 10 классе «Изобразительно-художественные средства языка»

Автор: Элиза Мидхатовна Файзуллина

Дата: 21.04.2023

Номер свидетельства: 630120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства