Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием аутентичного текста для написания сочинения»
Урок русского языка с использованием аутентичного текста для написания сочинения-рассуждения в 6 классе (КРО).
Тема урока:
«Обучение написанию сочинения-рассуждения на тему:
«Почему природу называют живой?»»
Методические указания по проведению урока развития речи в 6 классе (КРО)
Обучение написанию сочинения-рассуждения на тему: «Почему природу называют живой?»
с использованием аутентичных текстов.
У обучающихся с ОВЗ написание сочинения-рассуждения вызывают определённые трудности: школьники затрудняются самостоятельно сформулировать тезис, правильно аргументировать его, сделать выводы.
Чтобы успешно подготовиться к итоговому экзамену в 9 классе, необходимо научить детей работать с разными текстами, уметь определять микротемы, части текста, формулировать основную мысль, находить ключевые слова, определять значения незнакомых слов, интегрировать и интерпретировать прочитанную информацию.
Тексты учебника для обучающихся с ОВЗ часто бывают сложными, в такой ситуации мы используем аутентичные тексты.
На выходе мы получаем готовый продукт – сочинение - рассуждение.
Цель урока: работа с аутентичными текстами при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку).
Задачи:
1. Образовательные: расширить и углубить знания по культуре речи, отработать написание сочинения-рассуждения по алгоритму, проводить анализ текста с помощью приемов смыслового чтения, формировать умение создавать связное монологическое высказывание.
2. Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активности, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
3. Воспитательные: формировать нравственные качества учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод обучения: проблемно-поисковый, метод развивающего обучения.
Формы организации деятельности: беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Средства обучения: раздаточный материал, наглядный материал.
Слово природа образовано от глагола «родиться», а мы знаем, что рождается только живое.
А если это так, если все составляющие части природы (я имею в виду животный и растительный мир) живые, то какой можно сделать вывод:природу можно назвать живой..
пишем
5.Напомним структуру текста рассуждения.1 м.
Что может служить примерами, доказательствами: случаи из жизни, художественные тексты, народная мудрость.
6.Работа с пословицами. 3 м.
О природе народ сложил много пословиц.
Выразительное чтение пословиц, объяснение их значения.
Природа - наша мать.
Природа живая, она требует заботы и любви.
Творческое задание «Собери пословицу»
Огонь -
царица
вода -
царь
земля -
отец
небо -
матушка
дождь -
господин
ветер -
кормилец.
Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер - господин, дождь – кормилец.
Что вы можете сказать о природе по содержанию этой пословицы. Как люди относились к природе? (с уважением; как к родным людям,живому существу).
7.Работа со сплошным текстом. 7 м.
-Прочитайте текст, на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова-глаголы(для сильных учеников можно слова для вправок не давать).
- Какой заголовок вы бы придумали к тексту? Обоснуйте свой выбор.
Выразительное чтение текста учеником (текст на экране и у каждого на столе)
- Какова тема текста? Кто является его героями? (Дедушка, внук и берёзка; люди и деревья)
- Какой вы увидели берёзку в тексте? Найдите в тексте слова, которые помогут вам ответить на этот вопрос. Подчеркните их. Какой вывод мы можем сделать?
БЕРЕЗКИНЫ СЛЕЗЫ
Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку начал рассказывать.
Березы и осинки склонились над нами и слушают.
Вдруг мне на лоб что-то капнуло. Уж не дождик ли? Поднял я глаза кверху, а у березы кто-то сучок обломил. Вот из ранки и капало.
Дедушка порылся в карманах, достал веревку и перевязал сучок. Березка сразу успокоилась,перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка живет долго-долго.
(Александр Барков)
Слова для справок: живёт, слушают, успокоилась.
8.Сегодня я вам предлагаю написать сочинение-рассуждение на тему:
«Почему природу называют живой?» 20м.
Клише для сочинения – рассуждения
(Лежат на столе, дети с ним заранее ознакомлены на предыдущем уроке и дома).
Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1 абзац: Тезис(1-2 предложения).
На мой взгляд, природу называют живой, потому что… По моему мнению, природу можно назвать живой. Почему природу называют живой? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2 абзац: Аргументы (3-4 предложения).
В тексте А.Баркова говорится о...
В русских пословицах природа…
У слов «природа» и «родители»...
3 абзац: Заключение(1-2 предложения).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что...(или) Таким образом, можно заключить, что...(или) В заключение я хочу сказать, что...
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.
8.Презентация собственных текстов обучающихся ( 2 текста),оценивание работ. 3м..
10.Подведение итогов.2 м..
Рефлексия(карта самооценки).
11. Домашнее задание.
Я предлагаю вам представить себя одним из героев нашего урока: земля, вода, ветер, дождь, гроза, дерево и т.д..
Ваша задача- продолжить фразу: если бы я был ,,,,,,,, ,по сделал бы ,,,,,,,,,,,,,,,. .
Если бы я был бы солнцем, то обнял бы всех людей на земле
Земля кто? Кормилица.Она может всех накормить.
Солце какое? Теплое, ласковое. Оно может приласкать, обогреть.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Мне было интересно то, что …
Мне не понравилось …
________________________________________
Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку начал рассказывать.
Березы и осинки склонились над нами и …………………………. .
Вдруг мне на лоб что-то капнуло. Уж не дождик ли? Поднял я глаза кверху, а у березы кто-то сучок обломил. Вот из ранки и капало.
Дедушка порылся в карманах, достал веревку и перевязал сучок. Березка сразу ………………………., перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка ……………………… долго-долго.
(Александр Барков)
Слова для справок: живёт, слушают, успокоилась.
________________________________________
Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку начал рассказывать.
Березы и осинки склонились над нами и …………………………. .
Вдруг мне на лоб что-то капнуло. Уж не дождик ли? Поднял я глаза кверху, а у березы кто-то сучок обломил. Вот из ранки и капало.
Дедушка порылся в карманах, достал веревку и перевязал сучок. Березка сразу ………………………., перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка ……………………… долго-долго.
(Александр Барков)
Слова для справок: живёт, слушают, успокоилась.
________________________________________
Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку начал рассказывать.
Березы и осинки склонились над нами и …………………………. .
Вдруг мне на лоб что-то капнуло. Уж не дождик ли? Поднял я глаза кверху, а у березы кто-то сучок обломил. Вот из ранки и капало.
Дедушка порылся в карманах, достал веревку и перевязал сучок. Березка сразу ………………………., перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка ……………………… долго-долго.