1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1.3 Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Школа России».
1.4 Рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Школа России».
1.5. Физминутка-«Копилка уроков»
Этапы урока | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности | Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Елизавета Алексеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. -Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами. -Если у вас есть друзья – погладьте себя по голове. -Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши. -Если вы готовы получать новые знания-улыбнитесь друг другу. -Хорошо! -Предлагаю проверить готовность к уроку. У вас на партах должны быть: дневник, учебник по русскому языку, тетрадь в линейку, пенал. -Все лишнее попрошу убрать с парты. -У кого все готово спокойно присаживаетесь за парты. -Вспомним правильную посадку за партой. Ноги касаются пола, руки сложены на парте, спина прямая. -Вижу все готовы начать урок. - Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. А также желаю, чтобы вы были сегодня на уроке старательными, активными и внимательными. -Так как у нас с вами урок русского языка, нам нужно сделать пальчиковую гимнастику. Как вы думаете для чего? -Верно. Пальчиковая гимнастика нужна нам для того, чтобы подготовить наши кисти и пальцы к письму. -Повторяйте движения за мной. -Первое упражнение называется «Рыбка». -Сложите вместе ладони рук – это «рыбка». Двигаем «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание. -Замечательно! -Второе упражнение «Восьмерки». -Нарисуем в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно. -Хорошо. Встряхните руки и положите их на парту. -Посмотрите на доску. На ней записаны слова: весна, грач, плащ. - Какое слово лишнее и почему? - Сегодня мы будем прописывать букву, которая обозначает парный звонкий мягкий согласный звук в слове «весна». В в -Откройте тетради. Возьмите в руку ручку. - Из каких элементов состоит буква в? -Давайте пропишем соединения этой буквы с другими. Например, с буквами м, е и ы. -Проверьте правильную посадку при письме в тетради. -Не наклоняемся близко к тетради. -Спину держим ровно, не сгибаем. -Обратите внимание на соединения букв при письме (показала в презентации). -Как буква в соединяется с буквой м? Через нижнее, среднее или верхнее соединение? -А с буквой е? -И как соединяется с буквой ы? -Пропишите буквы самостоятельно в тетради. -Пишем аккуратно, не выходим за строчку тетради. -Вижу многие закончили. Положите ручку на парту. -Предлагаю вам поменяться тетрадями друг с другом и посмотреть написание букв у вашего соседа по парте. -Поставьте точку над самым красивым и аккуратным написанием на ваш взгляд. -Кого бы вы хотели похвалить за эту работу? У кого получилось красиво и аккуратно. -Спасибо за ваши ответы. Вы все постарались написать буквы правильно и аккуратно. -Уберите тетрадь на край парты. -Молодцы. | Проверяют готовность к уроку, выполняют действия по стихотворению. -Для подготовки рук к письму. Повторяют движения гимнастики. Повторяют упражнение -Весна -Весна — это слово женского рода, а остальные слова мужского рода (потому что в нём 2 слога, по 5 букв и звуков, оно женского рода, окончание –а и т.д.) Прописывают сочетания букв в тетради. -Через нижнее -Через среднее -Через верхнее Отмечают и комментируют работу. | Ф | Презентация (фон) | - | Личностные: обучающиеся проявляют положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | Актуализировать знания о том, что такое глагол | По источнику получения знаний: беседа, упражнения По уровню включения в продуктивную деятельность: продуктивные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы развития псих.функций детей: создание проблемной ситуации. | -Ребята какую часть речи мы сейчас изучаем? -Верно. Мы изучаем глаголы. Помните ли вы, что обозначает эта часть речи? -Вижу, многие из вас помнят, что такое глагол. А кто-то еще затрудняется. -Для того, чтобы повторить, что обозначает глагол выполним первое интересное задание из рабочего листа. (выдаю рабочий лист). Задание №1. Слова, которые обозначают _______ предметов и отвечают на вопросы что делать? ________что сделает? ________ называются _______. -Перед вами определение части речи глагол. Но в нем есть пропуски. Предлагаю заполнить их в соответствии с определением. На эту работу у вас есть одна минута. -Как только вы закончите, ручку на локоток. -Вижу, многие пары закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. -Прочитайте полностью определение глагола. Кто хочет? -У кого получилось по-другому? Расскажите нам свое определение. -У кого также-покажите класс. -Спасибо. Теперь мы вспомнили что такое глагол. -Вы абсолютно верно вспомнили какие вопросы мы задаём к глаголу. А давайте потренируемся соотносить глагол и вопрос к нему? В этом нам поможет второе задание из рабочего листа. -Обратите внимание. Перед вами два столбца. В первом перечисленный глаголы, а во втором вопросы к ним. Ваша задача подумать и соединить глагол с вопросом к нему. -Подумайте пол минутки. Кто будет готов поднимите руку. Писать | Что делает? | Поговорить | Что сделал? | Рассказывает | Что будет делать? | Жил | Что делать? | Наклеил | Что сделать? | Будет ждать | Что делал? | -Кто уже соединил и хочет ответить? (говорят по одному). -Отлично! Мы с вами потренировались задавать вопросы к глаголам. А также вспомнили, что узнавали на прошлых уроках. -А сегодня у нас будет новая тема. -Чтобы её узнать нужно восстановить пропавшие буквы из предложения. ЕД_НСТ_ЕНН_Е И МН_ЖЕ_ТВЕ_НО_ Ч_СЛО Г_АГО_ОВ -Вижу, многие догадались. Отвечай Вася. -У кого-то может быть другое мнение? -Предлагаю проверить. -Вы были правы. Тема нашего урока сегодня: «Единственное и множественное число глаголов» -Посмотрите на слайд. Глядя на первые слова и зная тему урока, подумайте, какие задачи на урок мы можем поставить? Узнать…. Понаблюдать….. Учиться определять…. -Какие у вас предположения? -Согласна. Первая задача будет узнать о глаголах единственного и множественного числа. А затем? -Правильно. Понаблюдаем за этим глаголами. -И в конце мы научимся определять число глагола. -Обратите внимание сколько у нас задач на урок. Предлагаю не медлить и начинать их решать. Согласны? | -Глаголы -Действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Выполняют задание в карточке. Слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? что сделает? Что делает? называются глаголами. По желанию рассказывают Писать | Что делать? | Поговорить | Что сделать? | Рассказывает | Что делает? | Жил | Что делал? | Наклеил | Что сделал? | Будет ждать | Что будет делать? | -Единственное и множественное число глаголов. -1) Узнать о глаголах единственного и множественного числа. 2) Понаблюдать за изменениями глаголов по числам. 3) Учиться определять число глаголов. -Да | Ф,П | Презентация, Рабочий лист | - | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, самостоятельность мышления. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (анализ, синтез, подведение под понятие, знакомо-символические), коммуникативные УУД (выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем). Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол. |
3.Решение проблемы | Познакомить обучающ хся с глаголами единственного и множественного числа, научить их различать | По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение. По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Посмотрит на слайд. Что вы на нем видите? -Верно это стихотворение. -Давайте прочитаем его выразительно. Кто желает? -Замечательно. Спасибо. -Обратите внимание на последние две строчки. Мокнут парки и поля, мокнет мокрая земля. -Прочитайте глаголы из этих предложений. -Почему в одном предложении употреблен глагол мокнут, а в другом мокнет? -Одинаковое ли у них значение? -А как вы думаете, действие одного или нескольких предметов обозначает глагол мокнет? - Значит, в каком числе этот глагол? -А рядом стоящие существенные стоят в каком числе? -А глагол мокнут обозначает действие скольких предметов? -Значит, в каком числе этот глагол? -А рядом стоящие существительные в каком числе? -Значит, глагол в единственном числе обозначает действие скольких предметов? -А глагол во множественном числе обозначает действие скольких предметов? -Значит, какой вывод можно сделать? -Глагол стоит в том числе что и……..? -Верно. Число глагола зависит от числа имени существительного. -Значит, как мы можем определить число глагола? -А кто попробует сформулировать это правило полностью. Может своими словами? -Мы с вами сделали вывод. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета, а глаголы множественного числа обозначают действие нескольких предметов. И глагол стоит в том же силе что и существительное. Правильно? -Тогда предлагаю проверить наше правило с правилом из учебника. -Откройте 74-ую страницу учебника. -Прочитайте правило про себя. -Скажите. Верно ли мы составили правило? -Как определить число глагола? Опирайтесь на правило. -Верно. Посмотрим на число существительного. -Прочитайте правило еще раз. -Попробуйте рассказать его соседу парте. -Первый вариант расскажет второму. А сейчас второй расскажет первому. -Замечательно. -Может кто-то попробует рассказать нам правило самостоятельно с опорой на учебник? -Вы умнички. -Посмотрите на задачи урока. Что из этого мы уже выполнили? -Верно. Мы узнали о глагол единственного и множественного числа. Значит отметим эту задачу выполненной. | -Стихотворение Читают выразительно -Разное число, разные числа существительных. -Одного предмета. -Единсвенном -Нескольких предметов -В таком же числе. -Одного -Нескольких -Что если глагол обозначает действие одного предмета, то он в единственном числе, а если во множественном, то нескольких. -По числу рядом стоящего существительного. -Да -Верно -По тому в каком числе существительное. Рассказывают По желанию рассказывают. | И,Ф | Презентация, учебник, тетрадь, пенал | Фронтальный контроль педагога | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание), познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, подведение под понятие, знакомо-символические, обобщение, формулирование выводов на основе наблюдения), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся определяют число глаголов, различают глаголы единственного и множественного числа. |
4.Физминутка | Снять мышечное и эмоциональное напряжение | Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | -Я вижу вы немного устали. Давайте встанем из-за парт и немного отдохнем. -Внимание. Если я называю глагол в ед.ч. поднимите руки вверх, во мн.ч в стороны, если это не глагол руки вниз: летит, летят, полёт, кричит, крик, кричат, мороз, морозит, иду, бежит, прыгают. -Хорошо. Потрясите руками. Потопайте ногами. Похлопайте руками. -Тихонько присаживайтесь за парты. | Выполняют физминуту. | Ф | - | - | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
5. Первичное закрепление | Организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач | По источнику получения знаний: беседа, упражнения По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные. . Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Посмотрите снова на наши задачи. Какую задачу мы должны еще решить? -Верно. Мы должны понаблюдать за изменениями глаголов по числам. -Для этого выполним упражнение из учебника. -Откройте тетради. Запишите число и классную работу. -Запишите номер упражнения. 129. -Прочитайте задание к этому упражнению под первой точкой. -Что мы должны с вами сделать? -Верно. Мы должны изменить число глаголов, записать пары слов и указать число над ними. -Прочитаем первую пару. Прочитай Петя. -При чтении слов обращайте внимание на ударение. Читайте правильно. -В каком числе написан первый глагол? -А какой вопрос к нему можно задать? -На что оканчивается этот глагол? -А второй? -Какой вопрос зададим? -А на что будет оканчиваеться? -Верно. -Продолжим выполнять это задание в тетради. И по одному будем выходить к доске, записывать одну пару слов. Кто хочет первый? -Говорим, что пишем на доске. Какой глагол запишем? На что оканчивается глагол? -Не забываем указывать число глаголов. Подписываем сверху слова. -Кто следующий? (спрашиваю про каждую пару). -Подчеркните в ваших парах ту часть глагола которая изменяется. Подчеркните простым карандашом. -Какой можно сделать вывод, глядя на эти глаголы? -Меняются ли глаголы по числам? -Что меняется при изменении числа глаголов? -Верно форма глагола меняется. -Это правило есть на 75-ой странице. Прочитайте его вслух. (одного спрашиваю). -Хорошо. Мы сделали верный вывод и понаблюдали за изменением числа глаголов. Значит какую задачу мы выполнили? -Верно. Отметим вторую задачу выполненной. -У нас с вами осталась последняя задача. -Нам нужно учиться определять число глаголов. Частично мы это с вами уже умеем. -Предлагаю закрепить это умение при выполнении упражнения 130. Запишите его в тетрадь. | -Понаблюдать за изменениями глаголов по числам. Мы должны изменить число глаголов, записать пары слов и указать число над ними. -читает-читают -в единственном числе -Что делает? -окончание «ет» -во множественном числе -Что делают? -окончание-«ют» Выполняют упражнение по очереди у доски, остальные в тетради. -Когда меняется число глагола, меняется его окончание. -Вторую задачу. | Ф,И | Учебник, тетрадь, пенал, прзентация | Контроль учителя и детей (само- и взаимоконтроль) | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль), познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, знакомо-символические, обобщение, формулирование выводов на основе наблюдения, каллиграфические навыки), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся определяют число глаголов, различают глаголы единственного и множественного числа, изменяют глаголы по числам. |
6. Самостоятельная работа | Организовать самостоятельную деятельность обучающихся | По источнику получения знаний: упражнения По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные. Методы эмоционального стимулирования:,поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Прочитайте задание к упражнению. Что нам нужно сделать? -Давайте определим лишнее слово в первой строчке. Какое оно и почему? -Верно, слово — блеск-это существительное, остальные слова глаголы. -А как вы определили, что остальные слова глаголы? По каким признакам? -Верно. Они обозначают действия и отвечают на вопросы глагола. -Какое слово будет лишнее во второй строке? -Письма. А почему? -Верно это не глагол. -Какой лишнее слово в третьей строчке? -Почему рабочий? -Как вы определили, что это прилагательное? -Верно! -Какой слово лишнее в четвертой строчке и пятой? -Почему игра и уныние лишние слова? -Как вы докажете, что это существительные? -Верно обозначают предмет и отвечают на вопрос «что?». -Давайте спишем первую строчку слов, без лишнего слова и определим их число. -Как будем определять число глагола? -На что обратим внимание при определении числа? -Верно. Мы определим действие одного или нескольких предметов обозначает этот глагол и посмотрим на что он оканчивается. -Определите число у каждого глагола и подпишите сверху, вот так. У вас есть две минуты на эту работу. -Кто выполнил эту работу? -Скажи пожалуйста какое число ты определил у каждого глагола и почему? -Верно. -Продолжите выполнять это задание самостоятельно с другими строчками. -Кто закончил раньше, сделайте задание из учебника. Сочините нераспространённое предложение с одним из выделенных слов и подчеркните в нем сказуемое. (выполняют). -Ребята, давайте проверим как вы выполнили это упражнение. -Поменяйтесь тетрадями с соседями по парте и возьмите в руки простой карандаш. -Проверяем каждое слово. Называем глагол, говорим его число и как определяли. У кого также ставит плюс над словом. Начнем с тебя. Какое число у глагола пишут? (и так с каждым словом). -Замечательно. Если у вашего соседа нет ни одной ошибки, то напишите ему «Молодец». Если есть 2-3 ошибки, то напишите «Хорошо. Если ошибок больше, то напишите «Старайся» -Поменяйтесь тетрадями обратно. -У кого написано «Молодец»? -Умнички. -А у кого написано «Хорошо»? -Замечательно. -Если у кого-то возникли трудности и у него есть вопросы. Подойдите на перемене, я вам с этим помогу. -Кто-нибудь успел сочинить предложение с одним из глаголов? -Прочитайте его пожалуйста. -Какое сказуемое вы подчеркнули? -Молодцы! | -Прочитать слова и найти лишнее слово. -Слово блеск. -Задали вопрос, они обозначают действие. -Письма -Это существительное -Это прилагательное -Задали вопрос, обозначает признак. -Зададим вопрос «что?» -Действие одного или нескольких предметов обозначает этот глагол и на что он оканчивается Выполняют самостоятельно. Проверяем, взаимооценивают. Читают, объясняют, если такие ученики есть | И,Ф | Учебник, тетрадь, пенал | Взаимоконтроль | Личностные: демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, оценка), познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, подведение под понятие, знакомо-символические, каллиграфические навыки), коммуникативные УУД (выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся определяют число глаголов, различают глаголы единственного и множественного числа, приводят примеры глаголов определённого числа, употребляют глаголы в определённом числе, умеют составлять нераспространённые предложения с глаголом. |
7. Рефлексия | Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. | -Ребята, все ли задачи урока мы выполнили? -Замечательно. -Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам продолжить фразы. -Попробуйте сказать каждый. -Спасибо за ваши ответы. Меня очень радует, что вы узнали и научились чему-то новому. -Ребята, а какой у вас настроение сейчас? Если оно у вас веселое, вам было интересно на уроке и у вас все получилось, нарисуйте на полях тетради веселый смайл. Если у вас хорошее настроение, но на уроке не все получилось, что-то будет трудным нарисуйте смайл без улыбки. А если вам не понравился урок, у вас ничего не получилось и в не узнали ничего нового, то нарисуйте грустный смайлик. -Спасибо ребята. Мне приятно что у вас много веселых смайлов. -Я хочу похвали тебя за активность, тебя за правильные ответы, тебя за полные ответы, тебя за аккуратную работу, тебя за хорошее поведение на уроке. -Спасибо за урок. До свидания! | -Да Продолжают предложения, высказывают свое мнение. | Ф,И | Презентация | Самоконтроль | Личностные: демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (анализ, обобщение), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). |