1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
 1.3 Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Школа России».
 1.4 Рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Школа России».
 1.5. Физминутка-«Копилка уроков»
            | Этапы урока | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя 
 | Деятельность обучающихся 
 | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты | 
  | 1. Мотивация к учебной деятельности 
 | Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность 
 | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований 
 | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Елизавета Алексеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. -Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами. -Если у вас есть друзья – погладьте себя по голове. -Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши. -Если вы готовы получать новые знания-улыбнитесь друг другу. -Хорошо! -Предлагаю проверить готовность к уроку. У вас на партах должны быть: дневник, учебник по русскому языку, тетрадь в линейку, пенал. -Все лишнее попрошу убрать с парты.   -У кого все готово спокойно присаживаетесь за парты.   -Вспомним правильную посадку за партой. Ноги касаются пола, руки сложены на парте, спина прямая. -Вижу все готовы начать урок. - Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. А также желаю, чтобы вы были сегодня на уроке старательными, активными и внимательными. -Так как у нас с вами урок русского языка, нам нужно сделать пальчиковую гимнастику. Как вы думаете для чего? -Верно. Пальчиковая гимнастика нужна нам для того, чтобы подготовить наши кисти и пальцы к письму. -Повторяйте движения за мной. -Первое упражнение называется «Рыбка». -Сложите вместе ладони рук – это «рыбка». Двигаем «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание. -Замечательно! -Второе упражнение «Восьмерки». -Нарисуем в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно. -Хорошо. Встряхните руки и положите их на парту. -Посмотрите на доску. На ней записаны слова: весна, грач, плащ. - Какое слово лишнее и почему?   - Сегодня мы будем прописывать букву, которая обозначает парный звонкий мягкий согласный звук в слове «весна». В в   -Откройте тетради. Возьмите в руку ручку.   - Из каких элементов состоит буква в? -Давайте пропишем соединения этой буквы с другими. Например, с буквами м, е и ы.   -Проверьте правильную посадку при письме в тетради. -Не наклоняемся близко к тетради. -Спину держим ровно, не сгибаем. -Обратите внимание на соединения букв при письме (показала в презентации).   -Как буква в соединяется с буквой м? Через нижнее, среднее или верхнее соединение? -А с буквой е? -И как соединяется с буквой ы? -Пропишите буквы самостоятельно в тетради. -Пишем аккуратно, не выходим за строчку тетради. -Вижу многие закончили. Положите ручку на парту. -Предлагаю вам поменяться тетрадями друг с другом и посмотреть написание букв у вашего соседа по парте. -Поставьте точку над самым красивым и аккуратным написанием на ваш взгляд. -Кого бы вы хотели похвалить за эту работу? У кого получилось красиво и аккуратно. -Спасибо за ваши ответы. Вы все постарались написать буквы правильно и аккуратно. -Уберите тетрадь на край парты. -Молодцы.   
 | Проверяют готовность к уроку, выполняют действия по стихотворению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Для подготовки рук к письму. 
 
 
 
 
 
 Повторяют движения гимнастики. 
 
 
 
 
 Повторяют упражнение 
 
 
 
 
 
 -Весна 
 -Весна — это слово женского рода, а остальные слова мужского рода (потому что в нём 2 слога, по 5 букв и звуков, оно женского рода, окончание –а и т.д.)   
 
 
 
 
 
 
 Прописывают сочетания букв в тетради. 
 -Через нижнее 
 -Через среднее -Через верхнее 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отмечают и комментируют работу. | 
 
 Ф | 
 
 Презентация (фон) | 
 
 - | Личностные: обучающиеся проявляют положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка.   Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) | 
  | 2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | Актуализировать знания о том, что такое глагол | По источнику получения знаний: беседа, упражнения По уровню включения в продуктивную деятельность: продуктивные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы развития псих.функций детей: создание проблемной ситуации. 
 | -Ребята какую часть речи мы сейчас изучаем? -Верно. Мы изучаем глаголы. Помните ли вы, что обозначает эта часть речи?   -Вижу, многие из вас помнят, что такое глагол. А кто-то еще затрудняется.   -Для того, чтобы повторить, что обозначает глагол выполним первое интересное задание из рабочего листа. (выдаю рабочий лист).   Задание №1. Слова, которые обозначают _______ предметов и отвечают на вопросы что делать? ________что сделает? ________ называются _______. 
 -Перед вами определение части речи глагол. Но в нем есть пропуски. Предлагаю заполнить их в соответствии с определением. На эту работу у вас есть одна минута. -Как только вы закончите, ручку на локоток. 
 -Вижу, многие пары закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. -Прочитайте полностью определение глагола. Кто хочет? -У кого получилось по-другому? Расскажите нам свое определение. -У кого также-покажите класс. -Спасибо. Теперь мы вспомнили что такое глагол. -Вы абсолютно верно вспомнили какие вопросы мы задаём к глаголу. А давайте потренируемся соотносить глагол и вопрос к нему? В этом нам поможет второе задание из рабочего листа.   -Обратите внимание. Перед вами два столбца. В первом перечисленный глаголы, а во втором вопросы к ним. Ваша задача подумать и соединить глагол с вопросом к нему. -Подумайте пол минутки. Кто будет готов поднимите руку. 
     | Писать | Что делает? |   | Поговорить | Что сделал? |   | Рассказывает | Что будет делать? |   | Жил | Что делать? |   | Наклеил | Что сделать? |   | Будет ждать | Что делал? |   
  -Кто уже соединил и хочет ответить? (говорят по одному).  -Отлично! Мы с вами потренировались задавать вопросы к глаголам. А также вспомнили, что узнавали на прошлых уроках.  -А сегодня у нас будет новая тема.  -Чтобы её узнать нужно восстановить пропавшие буквы из предложения.    
  ЕД_НСТ_ЕНН_Е    
  И    
  МН_ЖЕ_ТВЕ_НО_ Ч_СЛО    
  Г_АГО_ОВ  
 -Вижу, многие догадались. Отвечай Вася. -У кого-то может быть другое мнение?   -Предлагаю проверить.  -Вы были правы. Тема нашего урока сегодня: «Единственное и множественное число глаголов»  -Посмотрите на слайд. Глядя на первые слова и зная тему урока, подумайте, какие задачи на урок мы можем поставить?  
     Узнать….  Понаблюдать…..  Учиться определять….  
  -Какие у вас предположения?  -Согласна. Первая задача будет узнать о глаголах единственного и множественного числа. А затем?  -Правильно. Понаблюдаем за этим глаголами.  -И в конце мы научимся определять число глагола.  -Обратите внимание сколько у нас задач на урок. Предлагаю не медлить и начинать их решать. Согласны? | -Глаголы 
 -Действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют задание в карточке. 
 
 
  Слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? что сделает? Что делает? называются глаголами. По желанию рассказывают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     | Писать | Что делать? |   | Поговорить | Что сделать? |   | Рассказывает | Что делает? |   | Жил | Что делал? |   | Наклеил | Что сделал? |   | Будет ждать | Что будет делать? |   -Единственное и множественное число глаголов. 
 
 
 
 
 
 -1) Узнать о глаголах единственного и множественного числа. 2) Понаблюдать за изменениями глаголов по числам. 3) Учиться определять число глаголов. -Да |  Ф,П |  Презентация, Рабочий лист |  - |  Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, самостоятельность мышления.   Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (анализ, синтез, подведение под понятие, знакомо-символические), коммуникативные УУД (выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем). Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол.  
 | 
  |  3.Решение проблемы |  Познакомить обучающ хся с глаголами единственного и множественного числа, научить их различать |  По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение.  По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные.  Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса.  Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.  Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.  Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.  
 | -Посмотрит на слайд. Что вы на нем видите? -Верно это стихотворение.   
 ![]() 
 -Давайте прочитаем его выразительно. Кто желает? -Замечательно. Спасибо. -Обратите внимание на последние две строчки. Мокнут парки и поля, мокнет мокрая земля.   -Прочитайте глаголы из этих предложений. -Почему в одном предложении употреблен глагол мокнут, а в другом мокнет? -Одинаковое ли у них значение? -А как вы думаете, действие одного или нескольких предметов обозначает глагол мокнет? - Значит, в каком числе этот глагол? -А рядом стоящие существенные стоят в каком числе? -А глагол мокнут обозначает действие скольких предметов? -Значит, в каком числе этот глагол?   -А рядом стоящие существительные в каком числе? -Значит, глагол в единственном числе обозначает действие скольких предметов? -А глагол во множественном числе обозначает действие скольких предметов? -Значит, какой вывод можно сделать?   -Глагол стоит в том числе что и……..? -Верно. Число глагола зависит от числа имени существительного. -Значит, как мы можем определить число глагола?   -А кто попробует сформулировать это правило полностью. Может своими словами? -Мы с вами сделали вывод. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета, а глаголы множественного числа обозначают действие нескольких предметов. И глагол стоит в том же силе что и существительное. Правильно? -Тогда предлагаю проверить наше правило с правилом из учебника.   -Откройте 74-ую страницу учебника. -Прочитайте правило про себя. -Скажите. Верно ли мы составили правило? -Как определить число глагола? Опирайтесь на правило. -Верно. Посмотрим на число существительного. -Прочитайте правило еще раз. -Попробуйте рассказать его соседу парте.   -Первый вариант расскажет второму. А сейчас второй расскажет первому. -Замечательно. -Может кто-то попробует рассказать нам правило самостоятельно с опорой на учебник? -Вы умнички.   -Посмотрите на задачи урока. Что из этого мы уже выполнили?   -Верно. Мы узнали о глагол единственного и множественного числа. Значит отметим эту задачу выполненной. | -Стихотворение 
 
 
 
 
 
 Читают выразительно 
 
 
 
 
 -Разное число, разные числа существительных. -Одного предмета. -Единсвенном -Нескольких предметов -В таком же числе. 
 -Одного 
 -Нескольких 
 -Что если глагол обозначает действие одного предмета, то он в единственном числе, а если во множественном, то нескольких. 
 -По числу рядом стоящего существительного. 
 -Да 
 
 
 -Верно 
 -По тому в каком числе существительное. 
 
 
 Рассказывают 
 
 По желанию рассказывают. 
 
 
 |  И,Ф |  Презентация, учебник, тетрадь, пенал |  Фронтальный контроль педагога |  Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления.   Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание), познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, подведение под понятие, знакомо-символические, обобщение, формулирование выводов на основе наблюдения), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся определяют число глаголов, различают глаголы единственного и множественного числа.  
 | 
  |  4.Физминутка |  Снять мышечное и эмоциональное напряжение |  Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований |  -Я вижу вы немного устали. Давайте встанем из-за парт и немного отдохнем.  -Внимание. Если я называю глагол в ед.ч. поднимите руки вверх, во мн.ч в стороны, если это не глагол руки вниз:    летит, летят, полёт, кричит, крик, кричат, мороз, морозит, иду, бежит, прыгают.  -Хорошо. Потрясите руками. Потопайте ногами. Похлопайте руками.  -Тихонько присаживайтесь за парты. | Выполняют физминуту. |  Ф |  - |  - | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) | 
  |  5. Первичное закрепление |  Организовать  усвоение нового способа  действия при решении  типовых задач |  По источнику получения знаний: беседа, упражнения  По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные.  .  Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.  Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.  Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.  
 | -Посмотрите снова на наши задачи. Какую задачу мы должны еще решить? -Верно. Мы должны понаблюдать за изменениями глаголов по числам. -Для этого выполним упражнение из учебника.   -Откройте тетради. Запишите число и классную работу. -Запишите номер упражнения. 129. -Прочитайте задание к этому упражнению под первой точкой. -Что мы должны с вами сделать? -Верно. Мы должны изменить число глаголов, записать пары слов и указать число над ними. -Прочитаем первую пару. Прочитай Петя. -При чтении слов обращайте внимание на ударение. Читайте правильно. -В каком числе написан первый глагол? -А какой вопрос к нему можно задать? -На что оканчивается этот глагол? -А второй?   -Какой вопрос зададим? -А на что будет оканчиваеться? -Верно. -Продолжим выполнять это задание в тетради. И по одному будем выходить к доске, записывать одну пару слов. Кто хочет первый? -Говорим, что пишем на доске. Какой глагол запишем? На что оканчивается глагол? -Не забываем указывать число глаголов. Подписываем сверху слова. -Кто следующий? (спрашиваю про каждую пару). -Подчеркните в ваших парах ту часть глагола которая изменяется. Подчеркните простым карандашом. -Какой можно сделать вывод, глядя на эти глаголы? -Меняются ли глаголы по числам? -Что меняется при изменении числа глаголов? -Верно форма глагола меняется. -Это правило есть на 75-ой странице. Прочитайте его вслух. (одного спрашиваю). -Хорошо. Мы сделали верный вывод и понаблюдали за изменением числа глаголов. Значит какую задачу мы выполнили? -Верно. Отметим вторую задачу выполненной. -У нас с вами осталась последняя задача.   -Нам нужно учиться определять число глаголов. Частично мы это с вами уже умеем. -Предлагаю закрепить это умение при выполнении упражнения 130. Запишите его в тетрадь. | -Понаблюдать за изменениями глаголов по числам. 
 
 
 
 
 
 Мы должны изменить число глаголов, записать пары слов и указать число над ними. -читает-читают 
 
 -в единственном числе -Что делает? -окончание «ет» -во множественном числе -Что делают? -окончание-«ют» 
 Выполняют упражнение по очереди у доски, остальные в тетради. 
 -Когда меняется число глагола, меняется его окончание. 
 
 
 
 
 -Вторую задачу. 
 
 
 |  Ф,И |  Учебник, тетрадь, пенал, прзентация |  Контроль учителя и детей (само- и взаимоконтроль) |  Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления.   Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль), познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, знакомо-символические, обобщение, формулирование выводов на основе наблюдения, каллиграфические навыки), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся определяют число глаголов, различают глаголы единственного и множественного числа, изменяют глаголы по числам. | 
  |  6. Самостоятельная работа |  Организовать самостоятельную деятельность обучающихся |  По источнику получения знаний: упражнения  По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные.  Методы эмоционального стимулирования:,поощрение и порицание.  Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.  
 | -Прочитайте задание к упражнению. Что нам нужно сделать? -Давайте определим лишнее слово в первой строчке. Какое оно и почему? -Верно, слово — блеск-это существительное, остальные слова глаголы. -А как вы определили, что остальные слова глаголы? По каким признакам? -Верно. Они обозначают действия и отвечают на вопросы глагола. -Какое слово будет лишнее во второй строке? -Письма. А почему? -Верно это не глагол. -Какой лишнее слово в третьей строчке? -Почему рабочий? -Как вы определили, что это прилагательное? -Верно! -Какой слово лишнее в четвертой строчке и пятой? -Почему игра и уныние лишние слова? -Как вы докажете, что это существительные? -Верно обозначают предмет и отвечают на вопрос «что?». -Давайте спишем первую строчку слов, без лишнего слова и определим их число. -Как будем определять число глагола? -На что обратим внимание при определении числа? -Верно. Мы определим действие одного или нескольких предметов обозначает этот глагол и посмотрим на что он оканчивается.   -Определите число у каждого глагола и подпишите сверху, вот так. У вас есть две минуты на эту работу. -Кто выполнил эту работу? -Скажи пожалуйста какое число ты определил у каждого глагола и почему? -Верно. -Продолжите выполнять это задание самостоятельно с другими строчками. -Кто закончил раньше, сделайте задание из учебника. Сочините нераспространённое предложение с одним из выделенных слов и подчеркните в нем сказуемое. (выполняют). -Ребята, давайте проверим как вы выполнили это упражнение. -Поменяйтесь тетрадями с соседями по парте и возьмите в руки простой карандаш. -Проверяем каждое слово. Называем глагол, говорим его число и как определяли. У кого также ставит плюс над словом. Начнем с тебя. Какое число у глагола пишут? (и так с каждым словом). -Замечательно. Если у вашего соседа нет ни одной ошибки, то напишите ему «Молодец». Если есть 2-3 ошибки, то напишите «Хорошо. Если ошибок больше, то напишите «Старайся» -Поменяйтесь тетрадями обратно.   -У кого написано «Молодец»? -Умнички.   -А у кого написано «Хорошо»?   -Замечательно. -Если у кого-то возникли трудности и у него есть вопросы. Подойдите на перемене, я вам с этим помогу. -Кто-нибудь успел сочинить предложение с одним из глаголов? -Прочитайте его пожалуйста. -Какое сказуемое вы подчеркнули? -Молодцы! | -Прочитать слова и найти лишнее слово. 
 -Слово блеск. 
 
 -Задали вопрос, они обозначают действие. 
 -Письма 
 -Это существительное 
 
 -Это прилагательное -Задали вопрос, обозначает признак. 
 -Зададим вопрос «что?» 
 
 
 -Действие одного или нескольких предметов обозначает этот глагол и на что он оканчивается 
 
 
 
 
 Выполняют самостоятельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Проверяем, взаимооценивают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают, объясняют, если такие ученики есть |  И,Ф |  Учебник, тетрадь, пенал |  Взаимоконтроль |  Личностные: демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления.   Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, оценка), познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, подведение под понятие, знакомо-символические, каллиграфические навыки), коммуникативные УУД (выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся определяют число глаголов, различают глаголы единственного и множественного числа, приводят примеры глаголов определённого числа, употребляют глаголы в определённом числе, умеют составлять нераспространённые предложения с глаголом.  
 | 
  |  7. Рефлексия |  Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся |  Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.  
 | -Ребята, все ли задачи урока мы выполнили? -Замечательно. -Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам продолжить фразы. ![]() 
 -Попробуйте сказать каждый. -Спасибо за ваши ответы. Меня очень радует, что вы узнали и научились чему-то новому. -Ребята, а какой у вас настроение сейчас? Если оно у вас веселое, вам было интересно на уроке и у вас все получилось, нарисуйте на полях тетради веселый смайл. Если у вас хорошее настроение, но на уроке не все получилось, что-то будет трудным нарисуйте смайл без улыбки. А если вам не понравился урок, у вас ничего не получилось и в не узнали ничего нового, то нарисуйте грустный смайлик. -Спасибо ребята. Мне приятно что у вас много веселых смайлов. -Я хочу похвали тебя за активность, тебя за правильные ответы, тебя за полные ответы, тебя за аккуратную работу, тебя за хорошее поведение на уроке. -Спасибо за урок. До свидания! 
 | -Да 
 
 
 
 
 
 
 Продолжают предложения, высказывают свое мнение. |  Ф,И |  Презентация |  Самоконтроль |  Личностные: демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (анализ, обобщение), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи).  
 |