содействовать воспитанию личности, приобщая учащихся к духовно-нравственным ценностям через изучение живописи.
Материал и оборудование для учителя: коробка с зеркалом внутри,моноблок, презентация урока, экран. Материал для учащихся: тетради, раздаточный материал с шаблоном для написания текста-описания в 10 предложений.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Вводная часть - сюрприз (коробка с зеркалом). 2. Сбор информации для составления текста-описания. 3. Знакомство с шаблоном текста-описания в 10 предложений.
4. Практическая работа: составление текста описания в 10 предложений с использованием портрета педагога, созданного ИИ. 5. Домашняя работа.
6. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1.
1.Диалог с учителем.
Учитель: «Здравствуйте, дорогие мои ученики. Сегодня я хочу начать урок с того, чтобы сказать вам, кто мой самый любимый из вас ученик. Для этого вы должны подойти по очереди к коробке, чтобы посмотреть там портрет этого ученика или ученицы, но нельзя произносить вслух имя этого ребенка. (Все подходят и глядят в коробку, где лежит зеркало, в котором дети видят себя). Надеюсь, вы поняли, к кому у меня лежит сердце, ведь настоящий учитель любит всех своих учеников. А теперь скажите, пожалуйста, какая тема сегодняшнего урока? Даю наводящие на ответ словосочетания: устная часть ОГЭ по русскому языку, изображение человека…
Ответы детей.
Учитель: «Некоторые догадались, что тема сегодняшнего урока связана с составлением текста в 10 предложений по фотографии. А тема же сегодняшнего занятия – «Портрет – зеркало души». Этот урок мы должны провести плодотворно, потому что он вам должен помочь при сдаче устной части ОГЭ, а именно при подготовке текста-описания фотографии, для чего мы и начнем сбор информации, но мы сегодня будем работать над портретом, ибо в портрете тоже изображение человека.
2.Сбор информации для составления текста-описания (заполнение таблицы в раздаточном материале, используя презентацию урока).
Индивидуальная работа: учащиеся заполняют таблицу в раздаточном материале.
Термин
Определение термина
Текст
Текст - описание
Морфологические средства и некоторые СХВ для описания с примерами.
Портрет
Разновидности портрета
Образец заполнения таблицы
Термин
Определение термина
Текст
Это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.
Текст - описание
Это тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, состояния человека.
Морфологические средства и некоторые СХВ для описания с примерами.
Имя существительное: красавица…
Имя прилагательное: удивительный…
Имя числительное: трое…
Местоимение: мой…
Глагол: алеет…
Причастие: улыбающийся…
Деепричастие: улыбаясь…
Наречие: весело…
Причастный оборот: развевающиеся на ветру...
Деепричастный оборот:ласково улыбаясь…
Сравнительный оборот: как белый лебедь...
Эпитет: нежные руки.. .
Метафоры: костер рябины красной...
Портрет
Изображение человека или группы людей, где ключевым намерением художника является передача внешнего видимого образа человека, а также попытка зафиксировать и его внутренний мир — его характер, настроение, душевное состояние, мысли в его голове
Разновидности портрета
Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).
Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейный портрет
Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.
Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
• Коронационный (реже встречается тронный)
• Конный
• В образе полководца (военный)
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
• Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Диалог:
Учитель: « Для чего нужны портреты?»
Ответы учеников.
Учитель: «Портрет является прекрасным источником знаний о человеке. Каждый портрет хранит свою тайну о его внутреннем мире. Смотря в глаза человека, мы можем описать, каким он является.
3.Знакомство с шаблоном текста-описания в 10 предложений.
Слово учителя: «Чтобы составить связный текст из 10 предложений для описания фотографии на устной части огэ, желательно в голове держать шаблонные слова. Давайте с ними ознакомимся».
4. Практическая фронтальная работа:
А) Шаблон для тренировочной подготовки текста-описания по портрету женщины-воина: заполнить нужными частями речи предложения, учащиеся произносят по одному предложению устно.
1.Передо мной какой? (прилагательное) портрет.
2.Это изображение кого? (существительное).
3.Она имеет какую? (прилагательное) внешность: какие? (прилагательное) глаза смотрят на что-то какое? (причастие) из какого? (прилагательное) леса, какие? (причастие) на ветру волосы покрываются какими? (прилагательное) снежинками.
4. В руках воительница держит сколько? (числительное) меча, а сзади нее в колчане сколько? (числительное) стрелы.
5. По чьему? (местоимение) облачению и выражению лица видно, что ее какой? (прилагательное) путь был полон каких? (прилагательное) испытаний.
6.На заднем плане воительницы что делает? (глагол) лес, какой? (причастный оборот).