kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему «На кисть художника я променял бы лиру."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет подготовить выпускников 9 класса к устной части огэ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему «На кисть художника я променял бы лиру."»

Интегрированный с уроком рисования урок русского языка по теме

«На кисть художника я променял бы лиру,

Чтоб Вас запечатлеть хотя б единый раз

И передать, как дар векам, потомству, миру —

Цвет Вашего лица, блеск темно-синих глаз».

Составила учитель русского языка и литературы МБОУ «Янгличская СОШ имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» ЧР Канашского м/о Васильева Людмила Германовна.

Цель урока:

  • На основе знаний о портрете научиться составлять связный текст в 10 предложений за 1 минуту для подготовки к устной части ОГЭ.

Задачи:

  • Образовательная:

    • закрепить знания о тексте;

  • Развивающие:

    • развивать творческое воображение, память, умение анализировать;

  • Воспитательные:

  • содействовать воспитанию личности, приобщая учащихся к духовно-нравственным ценностям через изучение живописи.

Материал и оборудование для учителя: коробка с зеркалом внутри, моноблок, презентация урока, экран.
Материал для учащихся: тетради, раздаточный материал с шаблоном для написания текста-описания в 10 предложений.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.





План урока:

1. Вводная часть - сюрприз (коробка с зеркалом).
2. Сбор информации для составления текста-описания.
3. Знакомство с шаблоном текста-описания в 10 предложений.

4. Практическая работа: составление текста описания в 10 предложений с использованием портрета педагога, созданного ИИ.
5. Домашняя работа.

6. Подведение итогов урока.



ХОД УРОКА

1.

1.Диалог с учителем.

Учитель: «Здравствуйте, дорогие мои ученики. Сегодня я хочу начать урок с того, чтобы сказать вам, кто мой самый любимый из вас ученик. Для этого вы должны подойти по очереди к коробке, чтобы посмотреть там портрет этого ученика или ученицы, но нельзя произносить вслух имя этого ребенка. (Все подходят и глядят в коробку, где лежит зеркало, в котором дети видят себя). Надеюсь, вы поняли, к кому у меня лежит сердце, ведь настоящий учитель любит всех своих учеников. А теперь скажите, пожалуйста, какая тема сегодняшнего урока? Даю наводящие на ответ словосочетания: устная часть ОГЭ по русскому языку, изображение человека…

Ответы детей.

Учитель: «Некоторые догадались, что тема сегодняшнего урока связана с составлением текста в 10 предложений по фотографии. А тема же сегодняшнего занятия – «Портрет – зеркало души». Этот урок мы должны провести плодотворно, потому что он вам должен помочь при сдаче устной части ОГЭ, а именно при подготовке текста-описания фотографии, для чего мы и начнем сбор информации, но мы сегодня будем работать над портретом, ибо в портрете тоже изображение человека.

2.Сбор информации для составления текста-описания (заполнение таблицы в раздаточном материале, используя презентацию урока).

Индивидуальная работа: учащиеся заполняют таблицу в раздаточном материале.

Термин

Определение термина

Текст


Текст - описание


Морфологические средства и некоторые СХВ для описания с примерами.


Портрет


Разновидности портрета


Образец заполнения таблицы

Термин

Определение термина

Текст

Это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.

Текст - описание

Это тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, состояния человека.

Морфологические средства и некоторые СХВ для описания с примерами.

Имя существительное: красавица…

Имя прилагательное: удивительный…

Имя числительное: трое…

Местоимение: мой…

Глагол: алеет…

Причастие: улыбающийся…

Деепричастие: улыбаясь…

Наречие: весело…

Причастный оборот: развевающиеся на ветру...

Деепричастный оборот: ласково улыбаясь…

Сравнительный оборот: как белый лебедь...

Эпитет: нежные руки.. .

Метафоры: костер рябины красной...

Портрет

Изображение человека или группы людей, где ключевым намерением художника является передача внешнего видимого образа человека, а также попытка зафиксировать и его внутренний мир — его характер, настроение, душевное состояние, мысли в его голове

Разновидности портрета

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейный портрет

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

Коронационный (реже встречается тронный)

Конный

В образе полководца (военный)

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.

Диалог:

Учитель: « Для чего нужны портреты?»

Ответы учеников.

Учитель: «Портрет является прекрасным источником знаний о человеке. Каждый портрет хранит свою тайну о его внутреннем мире. Смотря в глаза человека, мы можем описать, каким он является.

3. Знакомство с шаблоном текста-описания в 10 предложений.

Слово учителя: «Чтобы составить связный текст из 10 предложений для описания фотографии на устной части огэ, желательно в голове держать шаблонные слова. Давайте с ними ознакомимся».

4. Практическая фронтальная работа:

А) Шаблон для тренировочной подготовки текста-описания по портрету женщины-воина: заполнить нужными частями речи предложения, учащиеся произносят по одному предложению устно.

1.Передо мной какой? (прилагательное) портрет.

2.Это изображение кого? (существительное).

3.Она имеет какую? (прилагательное) внешность: какие? (прилагательное) глаза смотрят на что-то какое? (причастие) из какого? (прилагательное) леса, какие? (причастие) на ветру волосы покрываются какими? (прилагательное) снежинками.

4. В руках воительница держит сколько? (числительное) меча, а сзади нее в колчане сколько? (числительное) стрелы.

5. По чьему? (местоимение) облачению и выражению лица видно, что ее какой? (прилагательное) путь был полон каких? (прилагательное) испытаний.

6.На заднем плане воительницы что делает? (глагол) лес, какой? (причастный оборот).

7.Женщина-воин, как? (деепричастный оборот), смотрит куда? (наречие).

8. Она, как? (сравнительный оборот), готова к своему последнему полету.

9.Мне становится жаль воительницу, когда я смотрю на ее какой? (эпитет) глаза.

10. Стройная фигура, облаченная в кожаную одежду надолго останется где? (метафора)

Б) Практическая индивидуальная работа: Составление устного текста - описания собственного портрета в 10 предложений за одну минуту.

5. Подведение итогов урока.

Групповая работа: учащиеся ставят оценки друг другу, учитель эти оценки ставит в журнал.

6. Домашняя работа: написать сочинение в 70 слов в три абзаца на тему «Портрет моих родителей».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему «На кисть художника я променял бы лиру."

Автор: Васильева Людмила Германовна

Дата: 25.03.2025

Номер свидетельства: 667352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок русского языка по теме «На кисть художника я променял бы лиру.""
    ["seo_title"] => string(69) "urok_russkogo_iazyka_po_teme_na_kist_khudozhnika_ia_promenial_by_liru"
    ["file_id"] => string(6) "667354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1742883562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства