Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему:"Фразеологизмы.Источники фразеологизмов."»
Тема:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов
Цели: дать представление о происхождении фразеологизмов развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями.
Планируемые результаты: дать представление о происхождении фразеологизмов; формировать умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах,
объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Оборудование: мультимедиа, словари.
Ход урока
1.Организационный момент
(Презентация).Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
-Как много улыбок засветилось. Спасибо!
-А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
- Ребята, откройте тетради, запишите число.
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Саша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».
- Как вы думаете, о чем шла речь? (ответы)
Слайд 2.
Слайд 3. Учитель читает цитату:
« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Н.В.Гоголь
Слайд 4. Фразеология
- Ребята скажите, что вы уже знаете о фразеологии?
- Слайд 5. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.
- А что такое фразеологизмы?
Слайд 6. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые равны по значению одному слову или целому предложению.
Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.
- Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите подсказки на слайдах.
Слайд 7
Роль в языке: как и слова, фразеологизмы называют предметы, признаки, действия Строение: состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову. Синтаксическая роль: в предложении выступают в роли одного члена предложения. Для чего используются: для выразительности речи.
Слайд 8. ы Фразеологизмыбывают однозначными:
«почивать на лаврах» - удовлетворяться достигнутым
многозначными: «вертится на языке» -1) очень хочется сказать;2) никак не вспоминается
-Какой вы можете сделать вывод? (Фразеологизмы украшают речь).
- Как же появляются фразеологизмы? (Ответы детей.)
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Разобраться, как в языке появляются фразеологизмы, каково их происхождение.)
- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.
- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?»
Научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.
4. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 84-86).
2. Рассказы детей о происхождении фразеологизмов
3. Знакомство с фразеологизмами разного происхождения. (Презентация)
Слайды 15-35.
Вывод:По происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими и заимствованными.
Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи (с жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер (см. примеры из Библии).
По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональномили социальном происхождении: топорная работа, играть первую скрипку, ставить в тупик, держать нос по ветру, привести к общему знаменателю.
V. Закрепление изученного материала
Слайд 36.
1 Работа по учебнику
А. Коллективный подбор фразеологизмов (упр 149), состав- ление предложений в группах (три группы - каждая составляет по два предложения).
Упр. 150, 151 - устное выполнение.(Профессии)
Слайд 37-40. Практические задания:
1) «Доскажи словечко»
2) «Объясни значение»
3) «Найди фразеологизм
Слайд41. VI. Подведение итогов урока
-Какие источники фразеологизмов вам известны?
-В чём отличие фразеологизмов книжного характера?
-Как найти фразеологизмы в словарях?
Слайд 42 Домашнее задание
1. Учебник: § 30, контрольные вопросы и задания (с. 86),упр. 150.