kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему:"Фразеологизмы.Источники фразеологизмов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о понятии фразеологизмы,происхождении фразеологизмов,развивать навыки лингвистического разбора,работы с толковым словарем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему:"Фразеологизмы.Источники фразеологизмов."»

Тема:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Цели: дать представление о происхождении фразеологизмов развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями.

Планируемые результаты: дать представление о происхождении фразеологизмов; формировать умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах,

объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Оборудование: мультимедиа, словари.

Ход урока

1.Организационный момент

(Презентация).Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Ребята, откройте тетради, запишите число.

III. Самоопределение к деятельности

- Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Саша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».

- Как вы думаете, о чем шла речь? (ответы)

Слайд 2.

Слайд 3Учитель читает цитату:

« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Н.В.Гоголь

Слайд 4. Фразеология

Ребята скажите, что вы уже знаете о фразеологии?

- Слайд 5. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

- А что такое фразеологизмы?

Слайд 6. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые равны по значению одному слову или целому предложению.

Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.

- Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите подсказки на слайдах.

Слайд 7

Роль в языке: как и слова, фразеологизмы называют предметы, признаки, действия
Строение: 
состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову.
Синтаксическая роль: 
в предложении выступают в роли одного члена предложения.
Для чего используются: для выразительности речи.

  • Слайд 8. ы Фразеологизмы бывают однозначными:

  • «почивать на лаврах» - удовлетворяться достигнутым

многозначными«вертится на языке» -1) очень хочется сказать;2) никак не вспоминается

Слайд 9 По значению выделяются:

  • фразеологизмы-синонимы: тёртый калач, стреляный воробей -(в значении «опытный человек»)

  • фразеологизмы-антонимы : «непочатый край (в значении «много»)

раз-два и обчёлся (в значении «мало»)

Слайд10. По стилистической окраске фразеологизмы бывают: РАЗГОВОРНЫМИ- дать по шапкевалиться со смеху.

КНИЖНЫМИ -камень преткновениясложить оружие.

Слайд 11. Если вы не знаете значение фразеологизма, то в каком словаре будете искать ответ?

1.(Большой толково-фразеологический словарь русского языка М. И. Михельсона,

2.Большой фразеологический словарь Розе Т.В. ,

3.Фразеологический словарь школьника Субботина Л.Ю.



Итак, молодцы, ребята.

-Какой вы можете сделать вы­вод? (Фразеологизмы украшают речь).

- Как же появляются фразеологизмы? (Ответы детей.)

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Разобраться, как в языке появляют­ся фразеологизмы, каково их происхождение.)

- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?»

Научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.



4. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 84-86).

2. Рассказы детей о происхождении фразеологизмов

3. Знакомство с фразеологизмами разного происхождения. (Презентация)

Слайды 15-35.

Вывод: По происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими и заимствованными.

Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи (с жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер (см. примеры из Библии).

По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональ­ном или социальном происхождении: топорная работа, играть первую скрипку, ставить в тупик, держать нос по ветру, привести к общему знаменателю.

V. Закрепление изученного материала

Слайд 36.

Работа по учебнику

А. Коллективный подбор фразеологизмов (упр 149), состав-
ление предложений в группах (три группы - каждая составляет
по два предложения).

Упр. 150, 151 - устное выполнение.(Профессии)

Слайд 37-40. Практические задания:

1) «Доскажи словечко»

2) «Объясни значение»

3) «Найди фразеологизм

Слайд 41VI. Подведение итогов урока

-Какие источники фразеологизмов вам известны?

-В чём отличие фразеологизмов книжного характера?

-Как найти фразеологизмы в словарях?

Слайд 42 Домашнее задание

1. Учебник: § 30, контрольные вопросы и задания (с. 86),упр. 150.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему:"Фразеологизмы.Источники фразеологизмов."

Автор: Наталья Владимировна Дубовикова

Дата: 02.10.2022

Номер свидетельства: 614289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства