kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 4класс. Синонимы и артонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: организация деятельности обучающихся для обобщения и систематизации знаний и умений о синонимах, антонимах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4класс. Синонимы и артонимы.»

Тема урока: «Синонимы, антонимы, омонимы».

Тип урока: закрепление полученных знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для обобщения и систематизации знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать синонимы, антонимы, омонимы , находить их в тексте , применять их в речи.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять интерес, уважительность к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди других частей речи; находить их в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства:

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, Горецкий.

Содержательный компонент урока:


I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - На доске вы видите карточки со словами: учеба, труд, и, победам, к , ведут. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?


Д: Учёба и труд к победам ведут.


У: Как вы понимаете эту пословицу?


Д: Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели.


У: Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.


II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания

2. Минутка чистописания

У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай.

У: Назовите эту букву?
Д: Буква «тэ».

У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «тэ». А также, необходимо прописать слово троллейбус (3 раза) и запомнить, как пишется.

3. Словарно-орфографическая работа

1) Поток воздуха. (Ветер)

2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

У: К какой части речи относятся все слова?

Д: Имя существительное

У: Правильно. Так как отвечают на вопрос «что?». Выполните звуко-буквенный разбор слова «обед». (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

о — [а] — гласный, безударный

б — [б’] — согласный, звонкий мягкий

е — [э] — гласный, ударный

д — [т] — согласный, глухой твёрдый

В слове 4 буквы и 4 звука.

У: Все верно! А теперь необходимо составить с любым из слов предложение.

У: Запись на оценку с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

У: Нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения.(выполнение у доски с комментированием)

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

Д: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет

У: Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению?

Д: Синонимы.

У: Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

У: А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет?

Д: Глагол

У: Почему вы так считаете?

Д: Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?»

У: Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Д: Это дятел. Враг – друг

У: Как называются слова, противоположные по значению?

Д: Антонимы

У: Верно. Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»

У: Какой частью речи являются эти слова враг-друг?

Д: Имя существительное

У: Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок.

Д: Ключ

У: Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?

Д: Оно имеет два значения

У: Какие два значения?

Д: ключ- дверной; ключ- где бьет родник.

У: Есть ли между этими значениями что–то общее?

Д: Нет

У: Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?

Д: Омонимы

У: Верно. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.

У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

Упр. 70 (с.47)

(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

У: При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

У: Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

длительный тёмный

храбрый скупой

искусственный медлительный

светлый иностранный

расторопный трусливый

отечественный натуральный

ошибочный кратковременный

щедрый правильный

(выполняют задание)

У: Давайте проверим, что у нас получилось?

Д: длинный-кратковременный; храбрый- трусливый; искусственный- натуральный; светлый- темный; расторопный- медлительный; отечественный- иностранный; ошибочный- правильный; щедрый- скупой.

У: Хорошо. Как вы понимаете значение слов «расторопный», «скупой»?

Д: Расторопный- очень быстрый, подвижный. Скупой- жадный.

Работа с учебником

Упр. 69 (с. 47) – устно

(Работа в парах. Коллективная проверка)

У: Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка.

У: Для чего в языке нужны слова синонимы?

Д: Синонимы нужны для того, чтобы обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли.

У: Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

Д: В первом ряду лиишнее слово- мудрый; во втором ряду- огромный.

1.Определить синонимический ряд (знаком +)

1. Бездушный, чёрствый, отзывчивый

2. Смелый, храбрый, мужественный

3. Добрый, жадный, щедрый

4. Вечный, бессмертный, временный

5. Глупый, неумный, недалёкий

1 2 3 4 5

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»

Слово

Синоним

Антоним

знойный

 

 

быстрый

 

 

скрытный

 

 

древний

 

 

тяжёлый

 

 

пустой

 

 

3.Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.)

1.Жди горе от моря, а беды от воды.

2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

3.Солнце на ели, а мы еще не ели.

4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.

У: Давайте проверим, на сколько вы справились с заданием?

Д: 1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

У: Вам необходимо подобрать к словам синонимы, антонимы, омонимы.

Подбери синонимы

печальный- ___________ маленький-______________

враг- _____________ умный-____________________

отважный - ___________ война-_________________

Подбери антонимы.

мокрый - ______________ быстрый-________________

тихо- _________________ трудно-__________________

открытый-______________ день- ___________________

Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

Д: Ручка, зебра, мышка, кран.

У: Почему именно эти слова вы подчеркнули?
Д:
Эти слова имеют несколько значений.

У: Сейчас я вам раздам карточки, слова которых вам необходимо будет разместить по домикам.

Кидать-бросать; лист; толстый- тонкий; ручка; очи- глаза; неприятель- враг; вверх-вниз; спешить- торопиться; ключ; чистить-пачкать; лук; кисть; черный- белый; жара- стужа.

Работа в парах

У: Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.

  1. Ученье- свет, а неученье -….

  2. Меньше говори, а ….

  3. Корень учения горек, а плод…

  4. В глаза не хвали, а …

  5. Правой рукой строит, а левой…

У: Из предложенных слов выпишите: 1)Ряды однородных слов; 2)Ряды синонимов.

Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

Д: Мы познакомились с омонимами, синонимами и антонимами. Узнали их значение. Учились определять их роль и значение.

У: Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

Д: Синонимы- различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Антонимы- различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.

У: Приведите по 2-3 примера.

Д: Синонимы: идти-брести; мчаться-плестись; глаза-зенки. Омонимы: лисичка- лесной житель; лисичка- гриб. Антонимы: добрый- злой; приехал- уехал; красивый-некрасивый.

У: Молодцы, вы все усвоили тему нашего урока.

У: Ребята, я раздала вам кружки и теперь я предлагаю вам оценить работу на уроке, для этого вам будет необходимо раскрасить ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока.

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Упр. 72 (с. 48). Вам необходимо прочитать пословицы, объяснить их значение- устно, после чего, выписать их в тетрадь и подчеркнуть синонимы, антонимы и омонимы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка 4класс. Синонимы и артонимы.

Автор: Богунова Елена Ивановна

Дата: 26.09.2022

Номер свидетельства: 613883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства