Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4класс. Синонимы и артонимы.»
Тема урока: «Синонимы, антонимы, омонимы».
Тип урока: закрепление полученных знаний
Цель урока: организация деятельности обучающихся для обобщения и систематизации знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать синонимы, антонимы, омонимы , находить их в тексте , применять их в речи.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять интерес, уважительность к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные:умение распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди других частей речи; находить их в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства:
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, Горецкий.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - На доске вы видите карточки со словами: учеба, труд, и, победам, к , ведут. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?
Д: Учёба и труд к победам ведут.
У: Как вы понимаете эту пословицу?
Д: Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели.
У: Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
У: Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.
Автобус, троллейбус, трамвай.
У: Назовите эту букву? Д: Буква «тэ».
У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «тэ». А также, необходимо прописать слово троллейбус (3 раза) и запомнить, как пишется.
3. Словарно-орфографическая работа
1) Поток воздуха. (Ветер)
2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)
4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)
У: К какой части речи относятся все слова?
Д: Имя существительное
У: Правильно. Так как отвечают на вопрос «что?». Выполните звуко-буквенный разбор слова «обед». (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)
о — [а] — гласный, безударный
б — [б’] — согласный, звонкий мягкий
е — [э] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой твёрдый
В слове 4 буквы и 4 звука.
У: Все верно! А теперь необходимо составить с любым из слов предложение.
У: Запись на оценку с комментированием предложения:
С севера подул холодный ветер.
У: Нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения.(выполнение у доски с комментированием)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
Д: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет
У: Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению?
Д: Синонимы.
У: Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
У: А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет?
Д: Глагол
У: Почему вы так считаете?
Д: Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?»
У: Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Д: Это дятел. Враг – друг
У: Как называются слова, противоположные по значению?
Д: Антонимы
У: Верно. Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»
У: Какой частью речи являются эти слова враг-друг?
Д: Имя существительное
У: Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок.
Д: Ключ
У: Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?
Д: Оно имеет два значения
У: Какие два значения?
Д: ключ- дверной; ключ- где бьет родник.
У: Есть ли между этими значениями что–то общее?
Д: Нет
У: Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?
Д: Омонимы
У: Верно. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.
У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
Упр. 70 (с.47)
(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)
У: При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.
У: Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.
Д: Мы познакомились с омонимами, синонимами и антонимами. Узнали их значение. Учились определять их роль и значение.
У: Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?
Д: Синонимы- различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Антонимы- различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.
У: Ребята, я раздала вам кружки и теперь я предлагаю вам оценить работу на уроке, для этого вам будет необходимо раскрасить ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока.
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Упр. 72 (с. 48). Вам необходимо прочитать пословицы, объяснить их значение- устно, после чего, выписать их в тетрадь и подчеркнуть синонимы, антонимы и омонимы.