kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в филиале ОГБПОУ "РПК" в г. Касимове «Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на первом курсе специальности Физическая культура

по теме «Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в филиале ОГБПОУ "РПК" в г. Касимове «Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»»

Министерство образования Рязанской области

Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский педагогический колледж»

в г. Касимове

(Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове)








Урок русского языка

на первом курсе специальности Физическая культура

по теме

«Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»




Преподаватель русского языка и литературы

Гусынина Валентина Михайловна













Касимов 2016

Цели:

  • образовательная: 

  • повторить учебный материал о причастном обороте и условии постановки знаков препинания на письме;

  • учиться находить причастный оборот в тексте;

  • обособлять его на письме;

  • конструировать предложения с причастными оборотами;развивающая: 

  • развивать внимание, сообразительность,мышление , самостоятельность, память, воображение;

  • работа по развитию речи: расширение словарного запаса за счет причастий;

  • воспитательная: 

  • осознавать необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи;

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.



I Организационный момент. Мотивация

Ответьте мне, пожалуйста, на два вопроса. Первый ряд – на 1 вопрос, второй ряд – на 2 вопрос.



- Чего не случится, если я буду писать грамотно?

- Что случится, если я не буду писать грамотно?

Конечно, нужно писать грамотно, особенно учителям, а вот как об этом высказывались знаменитые люди:

Ошибки в письме – как клоп на белой блузке. Фаина Раневская

Грамматика повелевает даже царями. Ж. Мольер

(1 слайд)





II. Постановка цели урока:

На доске записаны предложения:

1. Обучающийся в нашем колледже студент Сергей Таран является мастером спорта по тяжёлой атлетике.

2.Сергей Таран, являющийся мастером спорта по тяжёлой атлетике, увлекается резьбой по дереву.

3.Его работы представлены на выставках в музеях, находящихся в разных городах России.

(2 слайд)

- Обратите внимание на записанные предложения. Что их объединяет? (содержание, использование причастных оборотов в этих предложениях).

-Давайте подумаем, какова тема урока, чем мы будем сегодня заниматься, каких результатов вы ждете от урока?

С помощью слов-помощников сформулируйте цель урока:

(3 слайд)

Я повторю… ( что такое причастие, причастный оборот, когда он выделяется запятыми)

Я узнаю…( как правильно обособлять причастный оборот, алгоритм работы с причастным оборотом)

Я научусь…(пользоваться правилом, расставлять знаки препинания при причастном обороте)

Мне пригодится… (я буду писать грамотно, смогу составлять предложения с причастным оборотом)

III.Актуализация прежних знаний.

1.Словарный диктант.



Играющий тренер, нападающий в хоккее, чемпионат по биатлону, победивший в спринте, мировой футбол, имеющий проблемы, выигравшая команда, выполнение упражнения, юная гимнастка, известная фигуристка, начинающий спортсмен, незасчитанная шайба, мечтающий о победе, заработанные очки, написанное заявление, движущаяся мишень.

2. Творческое задание.Составить предложение и записать в тетрадь:

1-й ряд – с однородными членами

2-й ряд – с причастным оборотом

3- ряд – с деепричастным оборотом. 

3. Проверка выполнения задания.

4. Лингвистический анализ предложения.

На чемпионате Европы по биатлону, проходившем в Тюмени, Евгений Гараничев победил в спринте и завоевал золотую медаль.

1) орфографический и синтаксический разбор;

2) фонетический разбор слова «спринт»;

3) словообразовательный и морфемный разбор слова « проходивший».

- какая это часть речи? ( причастие)

- как образуются причастия? ( от глаголов суффиксальным способом).



IV.Работа по теме урока.

1. Фронтальный опрос – беседа(Приём « мозговой атаки»).

- Какая часть речи чаще всего встречается на нашем уроке? (причастие)

- Что такое причастие? (Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

-Приведите примеры из словарного диктанта.

-Какими грамматическими признаками глагола обладает причастие? А)Вид – совершенный и несовершенный ( взволнованное море – от глагола «взволновать» - совершенный вид; волновавший вопрос – от глагола «волновать» - несовершенного вида);

Б) время - настоящее и прошедшее:

засыпающий – тот, кто засыпает;

решивщийся – тот, кто решился;

В) возвратность – сделанный – сделавшийся.

- Какого времени не причастия не имеют? ( форм будущего времени)

- Какими бывают причастия?( действительными и страдательными)

- Что обозначает действительное причастие? (Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам производит действие).Приведите примеры( растущие в палисаднике цветы – цветы, которые растут).

-Что обозначает страдательное причастие? ( страдательное причастие обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета). Приведите примеры (утомлённый долгой дорогой, я закрыл глаза – тот, кого утомила дорога).

-От какой части речи грамматически зависят причастия? ( от существительных, с которыми согласуются: причастия ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому относятся).

- Какие формы имеют причастия?( полную и краткую: построенный дом – дом построен).

-Каким членом предложения бывают причастия? (в полной форме – определением, в краткой – именной частью составного сказуемого: заворожённые болельщики – болельщики заворожены игрой команды).

- Что называется причастным оборотом? (причастие с зависимыми словами).

- Запишите примеры и найдите причастный оборот.

Бегущий спортсмен ( словосочетание), бегущий по стадиону спортсмен (причастный оборот, т.к. есть зависимое слово « по стадиону»).

-Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, т.е. обладают « энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются художественным средством в тексте. Откройте учебник на странице 189, прочитайте параграф 73.

2. Знакомство с содержанием параграфа.

Беседа по содержанию параграфа.

- Где должен стоять причастный оборот; (до или после слова, к которому относится).

- Чего не должно быть между определяемым словом и причастным оборотом? (не должно быть других слов)

Учитель. Обособлять причастный оборот непросто. Одно дело – знать правило, а другое – пользоваться им. Этому может помочь алгоритм обособления причастного оборота.

3. Составление алгоритма.( 4слайд)



Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1) найти в предложении причастие и написать над ним: прич.;

2)найти слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия;

3) подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон;

4) найти главное ( определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос КАКОЙ? И поставить над ним крестик;

5) если причастный оборот стоит после определяемого слова,

выделить его запятыми.



V. Закрепление материала.

Запись предложений под диктовку. Объяснение постановки знаков препинания.

Боксёр Валерий Попенченко, занимавший почётные места на международных соревнованиях, был гордостью нашей страны. Прославленный вратарь Владислав Третьяк стал легендой нашего хоккея. Стало известно имя Антона Бабикова, завоевавшего бронзовую медаль на чемпионате Европы по биатлону в Тюмени.22 зимние Олимпийские игры, проходившие в феврале 2014 года в Сочи, стали триумфом России.



VI. Отработка умений и навыков

Литературная правка. Стилистика.

Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

( Предложения записаны на доске).

1) Роман вскрывает всю глубину социального неравенства,

господствующего в дореволюционное время.2) Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести. 3) Хорошее впечатление произвела прошлогодняя выставка дипломных проектов студентов, ставших инженерами. 4) Указания, полученные от профессора, ассистентом были выполнены.



КЛЮЧ: 1) Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время.( смешение времён в причастии, т.к. надо учитывать присущие им категории времени. вида, залога и связанные сними оттенки значения). 2) Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагавшихся шести. ( причастие в форме настоящего времени здесь не подходит, т.к. действие, выраженное словом «предполагаемых2, относится к прошлому , т.е. использована неточная причина). 3) Хорошее впечатление производила прошлогодняя выставка дипломных проектов студентов, теперь уже инженеров. (Правка осуществляется с использованием лексического средства, иначе получится, что уже в момент выставки студенты стали инженерами). 4) Указания, полученные от профессора. Ассистентом были выполнены.( Не учтена связь значения времени в глагольной форме с категорией вида).



VII. Моделирование по образцу. Написание заявления.(5слайд)



Классному руководителю 1-го курса

специальности Физическая культура

Р.С.Степанову

студентки Шмелёвой Ирины

заявление.

Прошу отпустить меня с занятий 2 марта 2016 года для поездки на областные соревнования по лыжам. Пропущенные уроки обязуюсь отработать.

01.03.2016г. Шмелёва



VIII. Самостоятельная работа( по группам). Работа по учебнику.



1-й вариант – упр. 366, с. 190.

2- вариант – упр. 367, с. 190.



IX. Индивидуальная работа.



Карточка 1.Укажите неправильности, допущенные при построении причастных оборотов. Исправьте предложения и перепишите.

1) Произведения сатирика бичевали пороки существующего строя в царской России. 2) Нарисованные писателем образы помещиков в поэме стали нарицательными.3) Написанный роман молодым автором вызвал широкую дискуссию. 4) Впервые поставленная на сцене пьеса в 1902 году пользуется огромным успехом.



Карточка 2.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Появились связисты размат…вавшие на рогульки телефонный провод. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в ночи коч…ющий обоз.3) Задачи выдвигаемые перед нашим отрядом были всем ясны. 4) Хаджи – Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от пота белого коня и остановился.       

 


Карточка 3( самопроверка). Выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.

1. Олимпийские состязания... продолжают жить в памяти человечества ... ._______________________________________________

______________________________________________________________

2. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника …. ______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. На этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры… ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств… ______________________________________________________________

______________________________________________________________

5. Пять дней официально длился Греческий фестиваль... ______________________________________________________________

_____________________________________________________________



Слова для справок: проводившиеся на заре цивилизации, расположенных на Пелопоннесском полуострове, названные позднее Олимпийскими , посвященного Зевсу, посвященный прославлению физической силы и единства нации



Ключи.

1.Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.



2.Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященногоЗевсу.


3.На этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.



4.Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств, расположенных на Пелопоннесском полуострове.



5.Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации.





X. Рефлексия (слайд 6)

– Как вы считаете, достигли ли мы с вами целей урока?

-Что называется причастным оборотом?

-Какие знаки препинания используются при причастном обороте?

-Где должен стоять причастный оборот в предложении?( до и после слова, к которому относится)

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям

(см. лист самооценки)

(Критерии оценки)

«А» - задания мне были понятны, я легко справился.

«Б» - некоторая помощь мне бы не повредила.

«В» - я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

( Запишите на полях букву.)

XI. Домашнее задание :Упр. 364.





Лист самооценки



Этапы

Моя оценка

Словарный диктант

Написал (а) без ошибок

Допустил(а) несколько ошибок

Допустил более 5 ошибок

Составление предложения

Составил(а) все правильно

Допустил(а) несколько ошибок

Более половины составил(а) неправильно

Лингвистический анализ

Выполнил (а) всё правильно

Допустил(а)несколько ошибок

Не сумел(а) разобрать

Запись предложений под диктовку

Нашел(а) все причастные обороты и расставил(а) все знаки препинания

Нашел(а) не все причастные обороты и расставил(а) не все знаки препинания

Более половины не расставил(а) знаки препинания и не нашел(а) прич. оборотов

Самостоятельная работа

Выполнил(а) без ошибок

Допустил(а) несколько ошибок

Более половины выполнил(а) неправильно

Моделирование по образцу

Смоделировал ((а) всё правильно

Допустил(а) несколько ошибок

Более половины выполнил(а) неправильно







« А» - задания мне были понятны, я легко справился.

«Б» - некоторая помощь мне не помешала бы.

« В» - я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

( Запишите на полях букву.)











Карточка 1.Укажите неправильности, допущенные при построении причастных оборотов. Исправьте предложения и перепишите.

1) произведения сатирика бичевали пороки существующего строя в царской России. 2) Нарисованные писателем образы помещиков в поэме стали нарицательными.3) Написанный роман молодым автором вызвал широкую дискуссию. 4) Впервые поставленная на сцене пьеса в 1902 году пользуется огромным успехом.



Карточка 2.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Появились связисты размат…вавшие на рогульки телефонный провод. 2) Люблю дымок спалённой жнивы в ночи коч…ющий обоз.3) Задачи выдвигаемые перед нашим отрядом были всем ясны. 4) Хаджи – Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от пота белого коня и остановился.       

 


Карточка 3 ( самопроверка). Выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.

1. Олимпийские состязания... продолжают жить в памяти человечества ... .____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника …. ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. На этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры… __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

4. Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств… __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

5. Пять дней официально длился Греческий фестиваль... __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________


Слова для справок: проводившиеся на заре цивилизации, расположенных на Пелопоннесском полуострове, названные позднее Олимпийскими , посвященного Зевсу, посвященный прославлению физической силы и единства нации


Ключи.

1.Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.

2.Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.
3.На этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

4.Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств, расположенных на Пелопоннесском полуострове.

5. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации.

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1) найти в предложении причастие и написать над ним: прич.;

2)найти слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия;

3) подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон;

4) найти главное ( определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос КАКОЙ? И поставить над ним крестик;

5) если причастный оборот стоит после определяемого слова,

выделить его запятыми.





Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1) найти в предложении причастие и написать над ним: прич.;

2)найти слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия;

3) подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон;

4) найти главное ( определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос КАКОЙ? И поставить над ним крестик;

5) если причастный оборот стоит после определяемого слова,

выделить его запятыми.





Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1) найти в предложении причастие и написать над ним: прич.;

2)найти слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия;

3) подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон;

4) найти главное ( определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос КАКОЙ? И поставить над ним крестик;

5) если причастный оборот стоит после определяемого слова,

выделить его запятыми.



Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

1) найти в предложении причастие и написать над ним: прич.;

2)найти слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия;

3) подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон;

4) найти главное ( определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос КАКОЙ? И поставить над ним крестик;

5) если причастный оборот стоит после определяемого слова,

выделить его запятыми.



Классному руководителю 1-го курса

специальности Физическая культура

Р.С.Степанову

студентки Шмелёвой Ирины

заявление.

Прошу отпустить меня с занятий 2 марта 2016 года для поездки на областные соревнования по лыжам. Пропущенные уроки обязуюсь отработать.



01.03.2016г. Шмелёва







Классному руководителю 1-го курса

специальности Физическая культура

Р.С.Степанову

студентки Шмелёвой Ирины

заявление.

Прошу отпустить меня с занятий 2 марта 2016 года для поездки на областные соревнования по лыжам. Пропущенные уроки обязуюсь отработать.



01.03.2016г. Шмелёва







Классному руководителю 1-го курса

специальности Физическая культура

Р.С.Степанову

студентки Шмелёвой Ирины

заявление.

Прошу отпустить меня с занятий 2 марта 2016 года для поездки на областные соревнования по лыжам. Пропущенные уроки обязуюсь отработать.



01.03.2016г. Шмелёва







Классному руководителю 1-го курса

специальности Физическая культура

Р.С.Степанову

студентки Шмелёвой Ирины

заявление.

Прошу отпустить меня с занятий 2 марта 2016 года для поездки на областные соревнования по лыжам. Пропущенные уроки обязуюсь отработать.



01.03.2016г. Шмелёва


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гусынина Валентина Михайловна

Дата: 08.06.2017

Номер свидетельства: 421007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства