Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Склонение имён существительных" к учебнику Т.А.Ладыженской»
Урок в 5 классе по теме «Склонение существительных»
Цель: вторичное осмысление и повторение по теме «Склонение имен существительных».
Задачи:
1.Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы; уточнение понятия «склонение имен существительных», определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
2.Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с таблицами, при работе с учебником, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности
3.Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
План урока
1.Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я бы хотела с такого стихотворения:
На море-окияне, на острове Буяне, Стоит град велик, о себе знать велит. В граде том живет властитель- Языка он повелитель.
Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил. Чтоб до города доплыть, – очень умным надо быть . Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. А чтобы отправиться в путешествие, нужно знать техническое состояние теплохода. Итак, что мы знаем об этом слове? (Ответ учащихся и оценка в оценочный лист).
II.Актуализация имеющихся знаний.
1. Остров, на котором мы оказались, называется «Припоминай-ка».
1)Соедините слова с их грамматическими признаками
В году
ж.р.. ед.ч., Им.п.
День
ж. р., мн. ч., Пр. п.
Страна
ж.р., ед.ч., Р.п
Праздником
м.р., ед.ч., Пр.п.
Победы
м.р., ед.ч., Т.п.
О сказках
м.р., ед.ч., И.п.
Итог: что мы повторили, выполняя это задание? (Грамматические признаки имени существительного). Оцените себя.
2)Составьте с этими словами предложение. В этом году наша страна отмечает 70-летие Победы. Оцените себя.
2.Следующий остров «Вспоминай-ка». Словарная работа. Работа в парах. Слова в столбик записаны на доске. После того как обменяются тетрадями, доску открыть. Спортсмен, корзина, лиловый, огромный, налево, ель, направо, изредка, ежи. Оцените товарища. -Какое слово получилось из начальных букв? СКЛОНЕНИЕ -Как вы думаете, зачем оно здесь?
III.Учащиеся сами формулируют тему урока. И вот мы у берегов острова «Узнавай-ка» . До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались, Но стоит за ними в ряд повелителя отряд. Три защитника, без сомненья, называются – склонения. Защитить владыку рад – и проверить всех ребят. Отвечайте дружно - вот и все, что нужно! -Какое слово является ключевым в стихотворении?
Запись темы урока. -А как вы думаете, ребята, что будет целью нашего урока? (Повторить, обобщить, закрепить). Конечно же, закрепить знания, умения и навыки в определении склонения имен существительных. Но для того чтобы уметь определять склонение, нужно знать несколько правил.
IY.Заполнение таблицы по теме. Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонение, вспомнить, какие слова к какому склонению относятся.
Y.Творческая практическая деятельность.
1.Работа по вариантам. Образовать от слов – прилагательных существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения (1 вариант- старый, 2 вариант- бедный). Разобрать слова по составу. Оцени себя.
YI.Физкультминутка. Вот помощники мои Их как хочешь поверни. Раз, два, три. четыре, пять! Не дают они скучать. Постучали, повертели и работать захотели.
2.На острове «Узнай-ка» есть зоопарк, в нем живут герои басен И.А.Крылова. Герои басен перепутали свои клетки, разместите их правильно и поставьте себе оценку.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Пчела
Скворец
Мышь
Лань
Медведь
Кот
Журавль
Змея
Мартышка
Слон
Синица
Конь
Удав
Лошадь
Свинья
3.А дальше мы отправляемся на рынок. Там много овощей, фруктов и ягод. 1, 2 и 3 группа покупает овощи, фрукты, ягоды 1 склонения, а 4, 5 и6 группа покупает овощи, фрукты и ягоды 2 склонения. Картофель, репа, редька, малина, кабачок, баклажан, клюква, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, томат, редис, клубника. Оцени товарища.
4.И в конце нашего путешествия давайте подарим нашим гостям букет из цветов: 1 ряд- цветы-существительные 1-го склонения, 2ряд- цветы-существительные 2-го склонения, 3 ряд- цветы-существительные 3-го склонения. Поставь оценку.
YII.Рефлексия. - О чем вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? Проверим ваши знания с помощью теста «Третий лишний». 1.День,тень, пень. 2.Стена, доска, юнга. 3.Камыш, тишь, мышь. ---Понравилось вам на уроке? -Какое у вас настроение, покажите смайлик. -Поставьте общую оценку в оценочный лист и сдайте на проверку. Всем спасибо за урок.