kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языкав 4 классе  к учебнику В. Канакиной и В. Горецкого

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме:"Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода."»

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Цели и задачи: Формировать умение распознавать данные падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания.

Развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь,

зрительную память.

Расширять словарный запас учащихся.

Ход урока:

  1. Создание ситуации комфорта

– Улыбкой дверь отворите в пути,

Улыбку нельзя удержать взаперти,

Улыбка цветёт, растёт на устах.

Улыбка прогонит и злобу и страх.

Давайте подарим улыбку друг другу.

– Давайте еще раз улыбнемся друг-другу, улыбнемся нашим гостям и начнем наш урок.


2.Организационный момент. Определение темы урока.

Первый слайд.

Под ……..им деревом в ……..ом инее

За ………им морем о ………ем вечере

С ………ым снегом при ……ом морозе

–Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь даны словосочетания, но у имен прилагательных пропущены основы и даны только окончания, давайте вместе подумаем, какие основы можно поставить? (Ответы детей)

– В каком падеже должны быть прилагательные?

(в 1столбике в Творительном падеже, во 2 столбике в предложном падеже)

– Почему? Как узнали?

(1.По существительному. 2. По предлогу. Прилагательное стоит в том же падеже, что и существительное.)

– Прилагательные в каком роде?

(в мужском и среднем роде)

– А кто может сформулировать тему нашего урока?

(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)

– Да, сегодня мы с вами будем говорить о правописании прилагательных в творительном и предложном падежах.

–А почему сопоставляем, т.е. сравниваем эти падежные формы имен прилагательных? (чтобы правильно писать окончания прилагательных в этих падежах).

– Да, правильно, ребятки, наша задача – научиться безошибочно распознавать эти падежи и их окончания.

– Итак, на какой вопрос отвечают имена прилагательные и какие имеют окончания в Т.п.? (каким?, -ым, -им).

-А в П.п.? (о каком?, -ом, -ем).

Второй слайд

Вывешиваю таблицу:

Т. п. П. п.

Каким? О каком?

- ым -им - ом -ем

верным хорошим о верном хорошем


3.–Давайте запишем в тетрадях число, классная работа.

–Начнем наш урок с минутки чистописания: ым, им, ом, ем (на доске)

–Что повторяем? (окончания прилагательных).


4.–Ребята, вы любите играть? А теперь давайте поиграем, я называю словосочетания, а вы показываете окончания, которые надо писать в окончаниях имен прилагательных:

Колючим кустарником, о любимом городе, рыжим котом, хорошим другом, о пахучем ландыше, при школьном дворе.


– Молодцы, вы готовы к выполнению письменного задания!


5. Записано на доске задание.

– Посмотрите на доску: Даны словосочетания, надо поставить окончания имен прилагательных. Поставьте падежи над прилагательными. Кто желает к доске? (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

В тяжел… рюкзаке, с тяжел… рюкзаком, в красив… дворце, за красив… дворцом, перед высок… деревом, на высок… дереве, с горяч… чаем, в горяч… чае, над син… цветком, на син… цветке.

(Прилагательные м. и ср. рода в Т. и П.п.)

– Правильно ли выполнил (а)________________ задание? Давайте проверим.


– Устали? Давайте проведем физкультминутку для глаз.

5. Физкультминутка для глаз:

Вот метель гулять пустилась.

А сюда снежинка прилепилась

(на кончик указки прикрепляется снежинка).

Вот она порхает, кружится, а вы следите за ней глазками.


– Отдохнули, работаем дальше.

Третий слайд


6.– А вот и следующее задание. Что вы видите на слайде? (Словосочетания). Но чего-то не хватает, что мы сможем сделать? (буквы вставить), а еще что мы можем сделать? (поставить в Т. или в П. падеж) Давайте попробуем.

П..ссажирский ва..гон,

холодное м..локо,

х..роший к..ллектив,

ж..лтое ябл..ко,

тяж..лый б..гаж.

–Выполнили? Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.


Багаж – давайте выполним звуко - буквенный разбор этого слова. Кто желает к доске? (1 ученик работает у доски)



7.Письмо по памяти.

– А дома вы готовились к письму по памяти. Упр.№307

– Кто желает рассказать? (читают 2-3 ребят).

Cнег скрипит. Сверкают блёстки.

Все ребята – во дворе.

Ух, какой морозец хлёсткий

В белоснежном январе!

– Найдите и назовите все орфограммы.

(Снег – парная согл. в конце слова. Чтобы проверить, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла бы гласная; проверочное слово –снега;

Скрипит – безударная гласная в корне слова. Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, скрип;

Сверкает – безударный гласный, сверкнет;

Ребята – безударная гласная. Надо запомнить;

Во дворе – безударная гласная. Проверочное слово – двор;

Морозец – безударная гласная, надо запомнить

– Объясните смысл словосочетания: морозец хлёсткий (сильный мороз)

– К слову сверкает подберите близкие по значению слова (блестит, сияет, мерцает).

– Закройте учебник, проговорите орфографически правильно. А теперь напишите четверостишие в тетрадь по памяти.

– Выделите окончания прилагательных, определите их род и падеж. (Хлесткий в И.п., в белоснежном – в П.п.)

8.Четвёртый слайд (Зимний лес)

Вот такой он январь – снежный, белый.

– В древности на Руси январь называли – сечень. Он рассекает зиму или делит на две половины. Есть и пословица о январе (появляется на слайде):

Январь году начало, зиме середина.



– А сейчас давайте вспомним стихи о зиме и об этом заснеженном лесе?

(дети готовились заранее). (Даша, Настя, Марина).

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит–

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев.)

–Молодцы, очень красивые стихи!


– А теперь, ребята, представьте, что мы находимся в зимнем лесу. Давайте встанем. Встали парами.

Физкультминутка.

Тихо, тихо. Еле, еле (дети, взявшись парами, идут по кругу)

Заметают лес метели (поднимают руки вверх)

А потом, потом, потом (бегут по кругу)

Завертелось все кругом. Ты, метель, нас не кружи.

Карусель останови!


9. – Хорошо в зимнем лесу, тихо. Кажется, что он заснул сказочным сном. Но это только так кажется. А на самом деле лес не спит и если быть внимательным, то можно встретить разных птиц и зверей. Кого можно встретить в зимнем лесу? (Их называют дети.)

Пятый слайд.– Можно услышать барабанную трель (картинка) дятла.

– А эта птица знаменита тем, что в самый лютый мороз она выводит птенцов

(картинка) клёст.

– Слышен знакомый треск (картинка) сороки.

– А этих дружных птичек можно увидеть не только в лесу, но и у жилья человека (кртинка) синички.

Шестой слайд.

– Вот по глубокому снегу пробирается … лисица. (Изображение лисицы)

– А вот и осторожная (появляется картинка) рысь.

– Стая голодных (картинка) волков.

– Высоко на дерево забралась (картинка) белочка.


10. – Ребята, а давайте составим предложения о зимнем лесе и

у нас должен получиться небольшой текст.

Седьмой слайд.

Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах. (Предложения на листках распечатаны для каждого).

Всё вокруг засыпано ……. ……. .

Очень тихо в ……. ……… .

Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.

– А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

В белом наряде …….. .

Под снежным одеялом ……… .

На гладком снегу …….. .

Под низким кустом ……… .

Над большим сугробом ……… .

На высоком дереве …….. .

Самостоятельная работа.

Чтение получившихся текстов.

11. РЕФЛЕКСИЯУЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

– Итак, о чем мы с вами говорили на уроке? (Об именах прилагательных в Т. и П. п)

  1. Какие задачи ставили перед собой?

  2. На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже? (каким?)

  3. В предложном? ( о каком? )

  4. Какие имеют окончания в творительном падеже? (-ым, -им)

  5. В предложном? (-ом, -ем)

  6. Как чувствовали себя на уроке?

–Молодцы, все были активными на уроке.

12. Домашнее задание упр.309.

13 Итог урока. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Халилова Лилия Альбертовна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 454879


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства