kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки" УМК ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки. 

Основные понятия: шипящие звуки, слова с  -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с  -жь, -шь, -чь, -щь на конце слов – жен.р.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки" УМК ПНШ»

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: Русский язык.

Класс: 2.

Учитель: Лопасова Елена Николаевна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки.

Основные понятия: шипящие звуки, слова с -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с -жь, -шь, -чь, -щь на конце слов – жен.р.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Ресурсы: Учебник Н. А. Чуракова, сюжетные картинки, алгоритмы, проектор, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные умения

Метопредметные (УУД)

- уметь работать с Обратным словарем;

- уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.

Личностные УУД:

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • участвовать в групповом обсуждении.

Технология изучения

Этапы урока


Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности


Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные УУД:

- нацеливание на успешную деятельность.

- Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Мы сегодня с вами продолжим изучение тайн русского языка, а для этого требуется выполнение определённых инструкций. Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чём я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.

- Запишите в тетрадях число и название работы. (Слайд №2)

Проверяют готовность к уроку, высказывают предложения в необходимости организации рабочего места.





II. Актуализация знаний.







Познавательные УУД:

- логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание.

Посмотрите на экран. (Слайд №3)

-Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Посмотрите на лепестки ромашки. Что вы видите? Назовите.

- Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?

- Какая буква лишняя? Почему?

-А что объединяет оставшиеся буквы?

Чистописание. (Слайд №4-7)

Итак, кто же наш гость на уроке? (мягкий знак)

(Вывешивается карточка с мягким знаком).

- Вспомним, с какой целью мы пишем на уроке минуту чистописания?

- А теперь упражнение для развития скорости письма. Напишем Ь, не отрывая руки, и спрячем его в мешочек. Прописали в тетради 1 раз. А теперь, не отрывая руки, соединим сразу 3 элемента вот так. Пропишите.









Высказывают своё мнение.





Ответы детей.

III. Постановка учебной задачи. «Открытие» новых знаний




Познавательные УУД:

- формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её,

- логические: решение проблемы, - построение логической цепи

рассуждений.

Регулятивные УУД:

- формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение,

- выстраивать речевые конструкции









1.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи на слайде №8-10:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, медвежьи, соловьи, морковь.
- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

-Чем похожи эти слова? (во всех словах пишется мягкий знак, словарные)

- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? – Можем ли мы подобрать проверочные слова к этим словам? Куда обращаемся за помощью?

Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?

(В словах пальто, коньки,– ь указывает на мягкость согласных в середине слова, в слове морковь - Обозначает мягкость согласных на конце слова, а в словах воробьи, медвежьи, соловьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)

-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? ( в корне слова, перед гласными

-е, -ё, -ю, -я, -и).

- Выпишите слова в два столбика.
2. Сообщение цели.

А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?

- Ребята, а вам хотелось бы разгадать новую тайну о мягком знаке?

- Чтобы разгадать новую тайну, какую цель вы поставите перед собой? ( Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке).

3. Постановка и решение учебной задачи. (Слайд №11).

1. Прочитайте слова:

Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.

- На какой звук оканчиваются слова? (шипящий).

-На какие 2 группы можно разделить шипящие? (твёрдые и мягкие).

- Назовите, в каких словах твёрдый шипящий звук, а в каких – мягкий?
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем эти слова.

- Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного? (нет).
- Значит, какой вывод, ребята, делаем? (Мягкий знак выполняет какую-то новую работу).

4. Создание проблемной ситуации.

- С какой проблемой мы столкнулись?

(Проблема: Почему у одних слов с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?)

- Можете дать ответ? (дети сомневаются).

- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.

- На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-то закономерности, свойственные этим группам? (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)

Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.

- Я предлагаю вам выписать в один столбик слова-названия предметов мужского рода, а в другой –женского рода.

-Сравните написание слов-названий предметов каждого столбика.

-Когда слова-названия предметов с шипящим на конце пишутся с мягким знаком? (если они женского рода)

-Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака? (он указывает, что это слова-названия предметов женского рода)

Что нужно уметь, чтобы правильно написать слова-названия предметов с шипящими на конце? (уметь определять род слова-названия предметов)

- Давайте составим алгоритм, который пригодится нам в последующей работе. (Схемой это можно записать так: (Слайд №12))

5. Физминутка.

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Гимнастика для глаз.

-Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)

-Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)

- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью







Ответы детей.




















Выписывают слова в два столбика.














Высказывают своё мнение.

IV. Первичное закрепление





Личностные УУД:

- умение выражать мысли.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу,

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

КоммуникативныеУУД:

- проявлять внимание к суждениям товарищей.



1. Работа по карточке в парах. (Слайд №13)

-Замените одним словом и напиши слова с шипящим на конце с комментированием.

Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)

Часть суток от вечера до утра (ночь)

Маленький ребёнок (малыш)

Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)

Каменное сооружение для отопления помещений (печь)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)

С одним из слов-названий предметов составьте предложение и напишите его.

Чьё предложение вам понравилось?

2.Групповая работа.

- Вспомним правила работы в группе.

1. К каждому слову-названию предметов из левого столбика подбери близкие по значению слово-название предметов из правого столбика. У слов-названий предметов с шипящим на конце определи род.

Трепет экипаж…

Старики товарищ…

Сила клич…

Команда дрожь…

Призыв мощь…

Друг молодёжь…

Неправда ложь

Соревнование матч

Ерунда чушь

Здоровяк крепыш

3. Игра «Найди четвёртое лишнее»: (Слайд №14)

1. Плащ. Шалаш. Помощ. Лещ.

2. Луч. Доч. Мяч. Грач.

3. Мыш. Тиш. Ёрш. Туш.

4. Гараж. Рож. Стриж. Чиж.


4. Работа по учебнику. (Слайд №15)
- На доске имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у слов-названий предметов
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 118 на стр. 153
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род слова)




Выполняют задание.
















Работа в группах.





















Выполняют упражнение 118 по учебнику с.153.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию,

- наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Личностные УУД:

- применять правила делового сотрудничества.

5.Картинный диктант. Самостоятельная работа.
(Слайды № 16 – 29)

-Что развиваем? (память, орфографическую зоркость)

- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите на экране. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

6. Обобщение знаний по теме.

- Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних слов-названий предметов, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?

О какой новой работе мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?

(Мягкий знак на конце слов-названий предметов после шипящих указывает, что они женского рода)

Что нужно уметь, чтобы правильно писать слов-названий предметов с шипящими на конце? (уметь определять род слов-названий предметов)

- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 30-31)
1. На конце слов-названий предметов ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце слов-названий предмета м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

3. Мягкий знак после шипящих на конце слов названий предметов указывает:

а) на род слов-названий предметов;

б) на число.



Выполняют задание самостоятельно.















Ответы детей.

VI.Рефлексия.


Личностные УУД:

- оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные УУД:

- выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

КоммуникативныеУУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


-Всё ли было понятно на уроке? Усвоили ли вы тему?

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке?

На столе лежат звёздочки:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – зелёную.

(Дети показывают звёзды.) Оценка своей работы учащимися.

- Посмотрите. Сколько много  жёлтых звёзд.

- Расскажите чему вы сегодня на уроке научились?

- Похвалите своего соседа за работу на уроке.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

-Сегодня на уроке хорошо работали…

- Спасибо всем за работу!


Ответы детей.





Оценивают свою деятельность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лопасова Елена Николаевна

Дата: 09.06.2018

Номер свидетельства: 472770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства