II. Актуализация знаний. | Познавательные УУД: - логические – анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание. Посмотрите на экран. (Слайд №3) -Вот ромашка непростая, А чудесная какая. Посмотрите на лепестки ромашки. Что вы видите? Назовите. - Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке? - Какая буква лишняя? Почему? -А что объединяет оставшиеся буквы? Чистописание. (Слайд №4-7) Итак, кто же наш гость на уроке? (мягкий знак) (Вывешивается карточка с мягким знаком). - Вспомним, с какой целью мы пишем на уроке минуту чистописания? - А теперь упражнение для развития скорости письма. Напишем Ь, не отрывая руки, и спрячем его в мешочек. Прописали в тетради 1 раз. А теперь, не отрывая руки, соединим сразу 3 элемента вот так. Пропишите. | Высказывают своё мнение. Ответы детей. |
III. Постановка учебной задачи. «Открытие» новых знаний | Познавательные УУД: - формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её, - логические: решение проблемы, - построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: - формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, - выстраивать речевые конструкции | 1.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи на слайде №8-10: П…льто, в…р…бьи, к…ньки, медвежьи, соловьи, морковь. - Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. -Чем похожи эти слова? (во всех словах пишется мягкий знак, словарные) - Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные) - Как проверить безударную гласную в корне слова? – Можем ли мы подобрать проверочные слова к этим словам? Куда обращаемся за помощью? Какую роль играет мягкий знак в написанных словах? (В словах пальто, коньки,– ь указывает на мягкость согласных в середине слова, в слове морковь - Обозначает мягкость согласных на конце слова, а в словах воробьи, медвежьи, соловьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.) -Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? ( в корне слова, перед гласными -е, -ё, -ю, -я, -и). - Выпишите слова в два столбика. 2. Сообщение цели. А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке? - Ребята, а вам хотелось бы разгадать новую тайну о мягком знаке? - Чтобы разгадать новую тайну, какую цель вы поставите перед собой? ( Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке). 3. Постановка и решение учебной задачи. (Слайд №11). 1. Прочитайте слова: Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь. - На какой звук оканчиваются слова? (шипящий). -На какие 2 группы можно разделить шипящие? (твёрдые и мягкие). - Назовите, в каких словах твёрдый шипящий звук, а в каких – мягкий? - Давайте закроем мягкий знак, и произнесем эти слова. - Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком). - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного? (нет). - Значит, какой вывод, ребята, делаем? (Мягкий знак выполняет какую-то новую работу). 4. Создание проблемной ситуации. - С какой проблемой мы столкнулись? (Проблема: Почему у одних слов с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?) - Можете дать ответ? (дети сомневаются). - Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить. - На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-то закономерности, свойственные этим группам? (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака) Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов. - Я предлагаю вам выписать в один столбик слова-названия предметов мужского рода, а в другой –женского рода. -Сравните написание слов-названий предметов каждого столбика. -Когда слова-названия предметов с шипящим на конце пишутся с мягким знаком? (если они женского рода) -Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака? (он указывает, что это слова-названия предметов женского рода) Что нужно уметь, чтобы правильно написать слова-названия предметов с шипящими на конце? (уметь определять род слова-названия предметов) - Давайте составим алгоритм, который пригодится нам в последующей работе. (Схемой это можно записать так: (Слайд №12)) 5. Физминутка. Мы задание выполняли И немножечко устали. А теперь пришла пора Отдохнуть нам всем, друзья. Гимнастика для глаз. -Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5) -Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением. - Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5) - Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью | Ответы детей. Выписывают слова в два столбика. Высказывают своё мнение. |
IV. Первичное закрепление | Личностные УУД: - умение выражать мысли. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную цель и задачу, - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. КоммуникативныеУУД: - проявлять внимание к суждениям товарищей. | 1. Работа по карточке в парах. (Слайд №13) -Замените одним словом и напиши слова с шипящим на конце с комментированием. Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ) Часть суток от вечера до утра (ночь) Маленький ребёнок (малыш) Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач) Каменное сооружение для отопления помещений (печь) Суп со свёклой и другими овощами (борщ) Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь) С одним из слов-названий предметов составьте предложение и напишите его. Чьё предложение вам понравилось? 2.Групповая работа. - Вспомним правила работы в группе. 1. К каждому слову-названию предметов из левого столбика подбери близкие по значению слово-название предметов из правого столбика. У слов-названий предметов с шипящим на конце определи род. Трепет экипаж… Старики товарищ… Сила клич… Команда дрожь… Призыв мощь… Друг молодёжь… Неправда ложь Соревнование матч Ерунда чушь Здоровяк крепыш 3. Игра «Найди четвёртое лишнее»: (Слайд №14) 1. Плащ. Шалаш. Помощ. Лещ. 2. Луч. Доч. Мяч. Грач. 3. Мыш. Тиш. Ёрш. Туш. 4. Гараж. Рож. Стриж. Чиж. 4. Работа по учебнику. (Слайд №15) - На доске имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у слов-названий предметов а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 118 на стр. 153 (Комментированное выполнение с подробным объяснением.) - Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род слова) | Выполняют задание. Работа в группах. Выполняют упражнение 118 по учебнику с.153. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию, - наблюдать и делать самостоятельные выводы. Личностные УУД: - применять правила делового сотрудничества. | 5.Картинный диктант. Самостоятельная работа. (Слайды № 16 – 29) -Что развиваем? (память, орфографическую зоркость) - Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите на экране. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ). 6. Обобщение знаний по теме. - Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних слов-названий предметов, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет? О какой новой работе мягкого знака вы узнали сегодня на уроке? (Мягкий знак на конце слов-названий предметов после шипящих указывает, что они женского рода) Что нужно уметь, чтобы правильно писать слов-названий предметов с шипящими на конце? (уметь определять род слов-названий предметов) - Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест: (Слайд № 30-31) 1. На конце слов-названий предметов ж. р. после шипящих: а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 2. На конце слов-названий предмета м. р. после шипящих: а) пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 3. Мягкий знак после шипящих на конце слов названий предметов указывает: а) на род слов-названий предметов; б) на число. | Выполняют задание самостоятельно. Ответы детей. |
VI.Рефлексия. | Личностные УУД: - оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные УУД: - выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. КоммуникативныеУУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Всё ли было понятно на уроке? Усвоили ли вы тему? -Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? -Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке? На столе лежат звёздочки: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3. Если не разобрались в теме – зелёную. (Дети показывают звёзды.) Оценка своей работы учащимися. - Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд. - Расскажите чему вы сегодня на уроке научились? - Похвалите своего соседа за работу на уроке. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. -Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке. -Сегодня на уроке хорошо работали… - Спасибо всем за работу! | Ответы детей. Оценивают свою деятельность. |