kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов". 2 класс. УМК "ПНШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует обобщению и систематизированию знаний учащихся о способах проверки безударных гласных и парных согласных. На уроке отрабатываются умения применять эти знания на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов". 2 класс. УМК "ПНШ"»



Конспект урока русского языка для 2 класса (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема

Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов


Цель


Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах: безударные гласные, парные согласные.

Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух эти орфограммы, устную и письменную речь, внимание, память, мышление, на основе таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, коммуникативные навыки, применять способы проверки этих орфограмм.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Планируемый результат

Личностные результаты: формирование уважительного отношения к мнению других учащихся; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты: формирование представлений о языке как основе национального самосознания;

-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Основные понятия

Гласные и согласные звуки, парные согласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые.











Ход урока


Структура урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Примечания


Организационный момент


− Проверьте свою готовность к уроку. Кто готов, сядьте

-Записываем число, классная работа

Дети садятся






Мотивация


Наш урок я предлагаю вам начать с игры «Собери слово». Ответив на мои вопросы, вы составите слово, которое запишите на листе с пустыми окошечками


-Из скольких букв будет состоять слово?

-Почему?

Вопросы:

  1. Девятая буква в алфавите (з)

  2. Буква, обозначающая, непарный звонкий согласный в слове НОСИКИ (н)

  3. Окончание в слове КОСТОЧКА (а)

  4. Первая буква корня в слове ПРИНЁС (н)

  5. Гласная буква в слове [ЦЫРК] (и)

  6. Буква ударного звука в слове ИНТЕРЕСНЫЙ (е)


-Попытайтесь объяснить значение этого слова


-Мнения разные. Скажите мне, пожалуйста, если я не могу точно объяснить значение этого слова, куда я должна обратиться?

-Кто прочитает значение этого слова?

ЗНАНИЕ – это овладение какими-либо практическими умениями и навыками

-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?


-Какими умениями и навыками? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

-Чего не знаем?






-Из шести

-Потому что шесть вопросов


Дети, отвечая на вопросы, предложенные учителем, собирают слово ЗНАНИЕ






Дети высказывают свои мнения


-В толковый словарь




Читает один учащийся



-Я буду овладевать практическими умениями и навыками

-Нет


-Темы урока

Вопросы на слайде



Дети работают в малых группах, выбрав спикера, который будет записывать слово

(на задание даётся 2 минуты)










Работаем со словарём Ефремовой

Целеполагание

-Тогда, что нам нужно сделать на данном этапе?


-Прочитайте тему урока



-Какие орфограммы спрятаны в теме урока?




-Что самое главное мы искали на предыдущих уроках?



-Как применимо это слово ЗНАНИЕ к теме нашего урока?



-Узнать тему урока



«Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов»

-Написание безударных гласный и парных согласных в словах


-Способ проверки безударных гласных и парных согласных


Дети формулируют цель: «Выясняю способ проверки безударных гласных и парных согласных и учусь эти знания (умения и навыки) применять на практике»

Тема в закрытом виде записана на доске (открывает учитель)







Слово СПОСОБ на стенде «К уроку»




Планирование

- Тема есть. Цель есть. Как вы думаете, какой следующий шаг?

- Работая в группах, составьте план достижения поставленной цели, с помощью действий, обозначенных на полосках бумаги






- Составляют план



В группы раздаются полоски бумаги с обозначенными действиями:

- Выясняю…

- Применяю…

-Контролирую…

- Оцениваю …


План выносится на доску


Реализация плана

а) 1этап плана «Выясняю способ проверки орфограмм»

- С чего начнем?


-Что уточняю?




Задание:

-Какая орфограмма есть в каждом из этих слов?





-Что вы сделали, чтобы это увидеть?

-Составим алгоритм способов проверки данных орфограмм

Вопросы учителя по ходу составления алгоритма:

-Что выяснили?




-Написание первого слова МИР вызывает сомнение?

-Значит?


- Написание второго слова СНЕГ вызывает сомнение?

-Что выясняю?

-Какая орфограмма в данном слове?

-Что делаю?


-Как?




-Если забыли способ проверки?


-Следующий шаг?



Написание третьего слова ТРАВА вызывает сомнение?

-Что выясняю?

-Какая орфограмма в данном слове?

-Что делаю?


-Сколько существует способов проверки безударного гласного?

-Какие это способы?


_Условия этих способов?




-Если забыли способ проверки?


-Следующий шаг?






первого этапа урока «Уточняю»

-Способ проверки безударной гласной и парной согласной



-В первом слове нет орфограммы, во втором-безударный гласный, в третьем-парный согласный


-Прочитали слова





-Вызывает ли написание слов сомнение



-Нет


-Пишу слово


-Да


-Что за орфограмма?

-Парный согласный

-Вспоминаю способ проверки, т.е. проверяю

-Изменяю слово так, чтобы после согласного стоял гласный


-Смотрю правила в учебнике на с.131, 135

-Пишу слово



-Да


-Что за орфограмма?

-Безударный гласный

-Вспоминаю способ проверки, т.е. проверяю

-Два


-Подбора родственного слова и формы слова

-Гласный должен быть ударным



-Смотрю правило в учебнике на с.123

-Пишу слово







На доске слова:

МИР, СНЕГ, ТРАВА





ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Части алгоритма по ходу рассуждений вывешиваются на доску




















Алгоритм замыкается

















Алгоритм замыкается


б) 2 этап плана «Применяю способ проверки орфограмм»

-Чему будем учиться на данном этапе?



Задание:

-Используя способы проверки данных орфограмм, вставьте пропущенные буквы в слова

1группа: ЗУ Б/П НОЙ, ВЕТ/ДКА

2 группа: УДАВ/Ф, ДУБ/П

3 группа: ВО/АЛНА, О/АКНО

4 группа:СО/АЛИТЬ, ВО/АЗДУШНЫЙ

5 группа:МА/ОГАЗИН, ПА/ОЛЬТО





















-Проверяем по алгоритму, проговаривая способы проверки орфограмм





-Что делать?



-Что за орфограмма?



-Как проверить их написание?





Итог:-Что самое важное в нашем алгоритме?








-Применять способы проверки орфограмм



Работают в группах




























Отвечает спикер каждой группы





-Добавить в алгоритм способ проверки


-Непроверяемый безударный гласный-словарные слова

-Вспомнить или обратиться к словарю «Пиши правильно»


-Выяснить, что за орфограмма в слове и применить нужный способ проверки





Работа в группах

(первой группе раздаются слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова», второй «Парный согласный на конце слова», третьей-«Безударный гласный, проверяемый формой слова», четвёртой-«Безударный гласный, проверяемый родственным словом», пятой-«непроверяемый гласный в корне слова»(словарные слова)




Остаётся 5 группа и выясняется, что способа проверки в алгоритме НЕТ






В алгоритме появляется ещё одна орфограмма


ПРИЛОЖЕНИЕ 2










Контроль

в) 3 этап плана «Контролирую свою работу и работу всей группы»

-На данном этапе мы проверим с вами, как вы умеете применять знания на практике и контролировать свои действия, работая в группе


Слова для групп (на карточках):ГО/АРА, ДО/АМАШНИЙ, ШУБ/ПКА, САД/Т, СО/АРОКА



Вставляют нужные буквы, опираясь на алгоритм

Работа в группах

(слова для всех групп одинаковые, 5 слов на все ветви алгоритма)

Самооценка

г) 4 этап плана «Оцениваю свою работу и работу группы»

-На данном этапе вы проверите свои успехи по эталону с помощью «дорожки достижений»







Уровни оценивания:

-закрашены 5 квадратов дорожки-высокий-«5»;

-1 квадрат пуст-повышенный-«4»;

-2 квадрата пусты- средний «3»;

-3и более-низкий- нужно ещё поработать.


Сверяют с эталоном свои слова и закрашивают квадраты красным, если правильно вставили букву, квадрат дорожки остаётся не закрашенным, если буква вставлена неверно



Группа оценивает свою работу, показывая свои дорожки

5 квадратиков «дорожки достижений» (по количеству слов)

Рефлексия

-Я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН по теме нашего урока

-Как одним словом назвать парный согласный и безударный гласный?

-Составьте синквейн к слову орфограммы









-С какого слова начали и каким словом закончили наш урок?


Знание-это сила!


-Предлагаю присутствующим составить синквейн по теме УРОК



ОРФОГРАММЫ


Дети предлагают варианты








ЗНАНИЕ






На доске появляется СИНКВЕЙН


Орфограммы

Безударные/парные

Проверять, думать, учиться

Нужно применять способ проверки и работать по алгоритму

Знание!







Присутствующим раздаются карточки с этапами составления синквейна


Домашнее задание

Отработать способы проверки парных согласных и безударных гласных, используя алгоритм


Карточки с алгоритмом раздаются детям

























Приложение 1

Подбираю проверочное слово

Пишу слово

□○



Подбираю родственноеслово



Подбираю форму слова



Написание слова вызывает сомнение?



Прочитаю

слово

Парный

согласный

Безударный

гласный

да

нет

Что за орфограмма?































Приложение 2

Подбираю проверочное слово

Пишу слово

□○



Подбираю родственноеслово



Подбираю форму слова



Написание слова вызывает сомнение?



Прочитаю

слово

Парный

согласный

Безударный

гласный

да

нет

Что за орфограмма?







Непроверяемый

безударный

гласный







Обращаюсь к словарю

«Пиши правильно»

Вспоминаю

написание




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Закурдаева Елена Геннадьевна

Дата: 03.09.2017

Номер свидетельства: 427176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства