Конспект урока русского языка для 2 класса (УМК «Перспективная начальная школа») |
Тема | Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов |
Цель | Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах: безударные гласные, парные согласные. Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух эти орфограммы, устную и письменную речь, внимание, память, мышление, на основе таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, коммуникативные навыки, применять способы проверки этих орфограмм. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов. |
Планируемый результат | Личностные результаты: формирование уважительного отношения к мнению других учащихся; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: формирование представлений о языке как основе национального самосознания; -сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Основные понятия | Гласные и согласные звуки, парные согласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые. |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационный момент | − Проверьте свою готовность к уроку. Кто готов, сядьте -Записываем число, классная работа | Дети садятся | |
Мотивация | Наш урок я предлагаю вам начать с игры «Собери слово». Ответив на мои вопросы, вы составите слово, которое запишите на листе с пустыми окошечками -Из скольких букв будет состоять слово? -Почему? Вопросы: Девятая буква в алфавите (з) Буква, обозначающая, непарный звонкий согласный в слове НОСИКИ (н) Окончание в слове КОСТОЧКА (а) Первая буква корня в слове ПРИНЁС (н) Гласная буква в слове [ЦЫРК] (и) Буква ударного звука в слове ИНТЕРЕСНЫЙ (е) -Попытайтесь объяснить значение этого слова -Мнения разные. Скажите мне, пожалуйста, если я не могу точно объяснить значение этого слова, куда я должна обратиться? -Кто прочитает значение этого слова? ЗНАНИЕ – это овладение какими-либо практическими умениями и навыками -Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Какими умениями и навыками? Можем ли мы ответить на этот вопрос? -Чего не знаем? | -Из шести -Потому что шесть вопросов Дети, отвечая на вопросы, предложенные учителем, собирают слово ЗНАНИЕ Дети высказывают свои мнения -В толковый словарь Читает один учащийся -Я буду овладевать практическими умениями и навыками -Нет -Темы урока | Вопросы на слайде Дети работают в малых группах, выбрав спикера, который будет записывать слово (на задание даётся 2 минуты) Работаем со словарём Ефремовой |
Целеполагание | -Тогда, что нам нужно сделать на данном этапе? -Прочитайте тему урока -Какие орфограммы спрятаны в теме урока? -Что самое главное мы искали на предыдущих уроках? -Как применимо это слово ЗНАНИЕ к теме нашего урока? | -Узнать тему урока «Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов» -Написание безударных гласный и парных согласных в словах -Способ проверки безударных гласных и парных согласных Дети формулируют цель: «Выясняю способ проверки безударных гласных и парных согласных и учусь эти знания (умения и навыки) применять на практике» | Тема в закрытом виде записана на доске (открывает учитель) Слово СПОСОБ на стенде «К уроку» |
Планирование | - Тема есть. Цель есть. Как вы думаете, какой следующий шаг? - Работая в группах, составьте план достижения поставленной цели, с помощью действий, обозначенных на полосках бумаги | - Составляют план | В группы раздаются полоски бумаги с обозначенными действиями: - Выясняю… - Применяю… -Контролирую… - Оцениваю … План выносится на доску |
Реализация плана а) 1этап плана «Выясняю способ проверки орфограмм» | - С чего начнем? -Что уточняю? Задание: -Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? -Что вы сделали, чтобы это увидеть? -Составим алгоритм способов проверки данных орфограмм Вопросы учителя по ходу составления алгоритма: -Что выяснили? -Написание первого слова МИР вызывает сомнение? -Значит? - Написание второго слова СНЕГ вызывает сомнение? -Что выясняю? -Какая орфограмма в данном слове? -Что делаю? -Как? -Если забыли способ проверки? -Следующий шаг? Написание третьего слова ТРАВА вызывает сомнение? -Что выясняю? -Какая орфограмма в данном слове? -Что делаю? -Сколько существует способов проверки безударного гласного? -Какие это способы? _Условия этих способов? -Если забыли способ проверки? -Следующий шаг? | -С первого этапа урока «Уточняю» -Способ проверки безударной гласной и парной согласной -В первом слове нет орфограммы, во втором-безударный гласный, в третьем-парный согласный -Прочитали слова -Вызывает ли написание слов сомнение -Нет -Пишу слово -Да -Что за орфограмма? -Парный согласный -Вспоминаю способ проверки, т.е. проверяю -Изменяю слово так, чтобы после согласного стоял гласный -Смотрю правила в учебнике на с.131, 135 -Пишу слово -Да -Что за орфограмма? -Безударный гласный -Вспоминаю способ проверки, т.е. проверяю -Два -Подбора родственного слова и формы слова -Гласный должен быть ударным -Смотрю правило в учебнике на с.123 -Пишу слово | На доске слова: МИР, СНЕГ, ТРАВА ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Части алгоритма по ходу рассуждений вывешиваются на доску Алгоритм замыкается Алгоритм замыкается |
б) 2 этап плана «Применяю способ проверки орфограмм» | -Чему будем учиться на данном этапе? Задание: -Используя способы проверки данных орфограмм, вставьте пропущенные буквы в слова 1группа: ЗУ Б/П НОЙ, ВЕТ/ДКА 2 группа: УДАВ/Ф, ДУБ/П 3 группа: ВО/АЛНА, О/АКНО 4 группа:СО/АЛИТЬ, ВО/АЗДУШНЫЙ 5 группа:МА/ОГАЗИН, ПА/ОЛЬТО -Проверяем по алгоритму, проговаривая способы проверки орфограмм -Что делать? -Что за орфограмма? -Как проверить их написание? Итог:-Что самое важное в нашем алгоритме? | -Применять способы проверки орфограмм Работают в группах Отвечает спикер каждой группы -Добавить в алгоритм способ проверки -Непроверяемый безударный гласный-словарные слова -Вспомнить или обратиться к словарю «Пиши правильно» -Выяснить, что за орфограмма в слове и применить нужный способ проверки | Работа в группах (первой группе раздаются слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова», второй «Парный согласный на конце слова», третьей-«Безударный гласный, проверяемый формой слова», четвёртой-«Безударный гласный, проверяемый родственным словом», пятой-«непроверяемый гласный в корне слова»(словарные слова) Остаётся 5 группа и выясняется, что способа проверки в алгоритме НЕТ В алгоритме появляется ещё одна орфограмма ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
Контроль в) 3 этап плана «Контролирую свою работу и работу всей группы» | -На данном этапе мы проверим с вами, как вы умеете применять знания на практике и контролировать свои действия, работая в группе Слова для групп (на карточках):ГО/АРА, ДО/АМАШНИЙ, ШУБ/ПКА, САД/Т, СО/АРОКА | Вставляют нужные буквы, опираясь на алгоритм | Работа в группах (слова для всех групп одинаковые, 5 слов на все ветви алгоритма) |
Самооценка г) 4 этап плана «Оцениваю свою работу и работу группы» | -На данном этапе вы проверите свои успехи по эталону с помощью «дорожки достижений» Уровни оценивания: -закрашены 5 квадратов дорожки-высокий-«5»; -1 квадрат пуст-повышенный-«4»; -2 квадрата пусты- средний «3»; -3и более-низкий- нужно ещё поработать. | Сверяют с эталоном свои слова и закрашивают квадраты красным, если правильно вставили букву, квадрат дорожки остаётся не закрашенным, если буква вставлена неверно Группа оценивает свою работу, показывая свои дорожки | 5 квадратиков «дорожки достижений» (по количеству слов) |
Рефлексия | -Я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН по теме нашего урока -Как одним словом назвать парный согласный и безударный гласный? -Составьте синквейн к слову орфограммы -С какого слова начали и каким словом закончили наш урок? Знание-это сила! -Предлагаю присутствующим составить синквейн по теме УРОК | ОРФОГРАММЫ Дети предлагают варианты ЗНАНИЕ | На доске появляется СИНКВЕЙН Орфограммы Безударные/парные Проверять, думать, учиться Нужно применять способ проверки и работать по алгоритму Знание! Присутствующим раздаются карточки с этапами составления синквейна |
Домашнее задание | Отработать способы проверки парных согласных и безударных гласных, используя алгоритм | | Карточки с алгоритмом раздаются детям |