Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «cловообразование» и «cловоизменение»»
Цель :совершенствовать знания учащихся о понятиях «словообразование» и «словоизменение»;
1.Предметные
Выявить ситуации для применения учащимися знаний и способов «словообразования» и «словоизменения»; разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, изменять формы слова;
2.Метопредметные.
Коммуникативные–планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, в паре;
Регулятивных - контроля, коррекции своих действий;
Познавательные – расширение знаний о фразеологизмах
Чтение и работа с информацией –
3.Личностные.
Создавать ситуации для взращивания личностного результата гражданской позиции.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите на доску и прочитайте строки из стихотворения:
Горка, горочка, гора,
Под горою есть нора.
- Какие особенности вы заметили прочитав эти строки?
- Докажите. Для этого нужно разобрать слова по составу.
Гора горка горочка гора горою
- Кто может назвать тему нашего урока? «Словообразование и словоизменение.
- Значит что мы будем делать сегодня на уроке? (изменять формы слов, образовывать новые слова)
- Какие из этих слов можно назвать однокоренными?
Горка, горочка, гора
Запишите еще одно однокоренное слово
Пригорок
Измените форму слова
Пригорки
2. Чистописание
– Какое время года сейчас на улице?
- Поднимите руку, кто любит зиму – За что вы любите зиму?
– Какие зимние чудеса вам известны? – Какое чудо мы можем наблюдать, не выходя из помещения? (Слайды 3-6)
3. Словарная работа
– О зиме сложено также много сказок. И сегодня мы с вами отправимся в одну из них. А в какую, вы узнаете, если правильно отгадаете и запишете ключевые слова.
Дополнительное задание: определить род, выделить окончание и основу. (Слайд 9)
1) 12 братьев друг за другом ходят, Но друг друга не обходят. (Месяц)
2) Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, только месяц наш пройдёт, мы встречаем новый год. (Декабрь)
3) По счету первый он идет, С него начинается новый год. Открой скорее календарь, читай написано (Январь)
4) После брата января служит очередь моя. Помогают мне два друга: метель и вьюга.(Февраль)
5) Какой это мастер на стёкла нанёс И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
6) Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга)
7) Новая посудина, а вся в дырах. (Корзина)
8) Он не сам по себе – разжигают его. Без присмотра людей он страшнее всего. За тепло и за свет люди любят его. Но потом всё равно они губят его. (Костер)
10) Кто не играет в машинки, А любит скакалки, картинки? Кто носит и бант, и юбчонку? Конечно же, это… девчонка. (Девочка)
Посмотрите на окончания существительных и определите , какое лишнее. (Цветы)
– По какому признаку вы определили? (Гласная проверяется) – Какое правило о проверке безударных гласных вам известно? – В какую сказку мы с вами отправляемся? (Двенадцать месяцев)
4. Работа над пройденным материалом
– Сегодня мы отправимся в зимний лес. Вспомните, какая была погода в тот вечер, когда мачеха отправила падчерицу в лес? (Была сильная вьюга)
– А зачем мачеха послала девочку в лес, нам поможет вспомнить следующее задание?
Вам нужно вычленить часть слова, из всех частей записать новое слово.
Корень снежок
Приставка подкатил подснежники
Суффикс лыжник
Окончание коньки
– Какие цветы собирала девочка? (Слайд) – в парах Запишем слово «подснежники», выполним разбор слова по составу. (Слайд ) – Поставьте данное слово в форму ед. числа. Разберите по составу. – Что осталось неизменным, а что изменилось в данных словах? (Основа – постоянна, окончание изменилось).
- Это однокоренные слова? – Изменилось ли значение слова? – Как называется процесс образования разных форм одного и того же слова? (Словоизменение). – Приведите примеры имеющихся форм слова «подснежник», назовите окончание и основу. А помогут вам вопросы.
– Что называется словоизменением? – Для чего необходим процесс словоизменения?
Повторение понятия «словообразование». – Подберите и запишите родственные слова с корнем «снег», имеющие следующие значения, разберите слова по составу: (Слайд )
состоящий из снега (снежный)
пушинка, кристаллик снега (снежинка)
выпадение снега (снегопад) проверка по образцу
– Какие ещё слова с корнем «снег» вы знаете? – Как называется процесс образования новых слов? (Словообразование). – Каково его отличие от словоизменения? – При помощи каких частей слова образуются новые слова?
Физминутка. (Слайд)
– Вьюга успокоилась, но все дороги оказались занесены снегом. Поможем девочке найти путь. Перед вами карточки с начальными формами слов. Первый вариант подбирает к данным словам их формы, а второй вариант – родственные слова. (Слайды )
Какие слова у вас получились?
(Задание выполняется в виде лото, при проверке учащиеся ещё раз повторяют понятия «словоизменение» и «словообразование»).
Мини –сочинение (работа в группе)
Выбирите любую карточку, которая вам нравится, объединитесь в группы, и со словами которые у вас получились напишите сочинение 3-4 предложения.
– Какой процесс происходил со словами при составлении вами предложений?
5. Итог урока
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же вы можете рассказать о словоизменении и словообразовании, их роли в нашей речи? – Что показалось вам наиболее интересным? – Благодаря вашей прекрасной работе на уроке и в нашем классе тоже произошло чудо – распустились подснежники! (Слайды 25-37)