kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: «cловообразование» и «cловоизменение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить ситуации для применения учащимися знаний и способов "словообразования" и "словоизменения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «cловообразование» и «cловоизменение»»


Цель :совершенствовать знания учащихся о понятиях «словообразование» и «словоизменение»;

1.Предметные

Выявить ситуации для применения учащимися знаний и способов «словообразования» и «словоизменения»; разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, изменять формы слова;

2.Метопредметные.

Коммуникативные–планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, в паре;

Регулятивных - контроля, коррекции своих действий;

Познавательные – расширение знаний о фразеологизмах

Чтение и работа с информацией –

3.Личностные.

Создавать ситуации для взращивания личностного результата гражданской позиции.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

–  Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите на доску и прочитайте строки из стихотворения:

Горка, горочка, гора,

Под горою есть нора.


- Какие особенности вы заметили прочитав эти строки?

(гора, горка, горочка – словообразование; гора, горою – словоизменение.)

- Что называется словоизменением?

- Что называется словообразованием?


1вариант – выпишите однокоренные слова

2 вариант – выпишите изменение форм слова


- Можно ли все эти слова назвать однокоренными?

- Докажите. Для этого нужно разобрать слова по составу.


Гора горка горочка гора горою


- Кто может назвать тему нашего урока? «Словообразование и словоизменение.

- Значит что мы будем делать сегодня на уроке? (изменять формы слов, образовывать новые слова)

- Какие из этих слов можно назвать однокоренными?


Горка, горочка, гора

Запишите еще одно однокоренное слово

Пригорок

Измените форму слова

Пригорки



2. Чистописание

–  Какое время года сейчас на улице?

- Поднимите руку, кто любит зиму
– За что вы любите зиму?

–  Какие зимние чудеса вам известны? 
–  Какое чудо мы можем наблюдать, не выходя из помещения? (Слайды 3-6)

3. Словарная работа

–  О зиме сложено также много сказок. И сегодня мы с вами отправимся в одну из них. А в какую, вы узнаете, если правильно отгадаете и запишете ключевые слова.

Дополнительное задание: определить род, выделить окончание и основу. (Слайд 9)

1) 12 братьев друг за другом ходят,
Но друг друга не обходят. (Месяц)

2) Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, только месяц наш пройдёт, мы встречаем новый год. (Декабрь)

3) По счету первый он идет, С него начинается новый год. Открой скорее календарь, читай написано  (Январь)

4) После брата января служит очередь моя. Помогают мне два друга: метель и вьюга.(Февраль)

5) Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

6) Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга)

7) Новая посудина, а вся в дырах. (Корзина)

8) Он не сам по себе – разжигают его.
Без присмотра людей он страшнее всего.
За тепло и за свет люди любят его.
Но потом всё равно они губят его. (Костер)

9) Цветные корзинки, яркие донца. Пахнут душисто, тянутся к солнцу. (Цветок)

10) Кто не играет в машинки,
А любит скакалки, картинки?
Кто носит и бант, и юбчонку?
Конечно же, это… девчонка. (Девочка)

Посмотрите на окончания существительных и определите , какое лишнее. (Цветы)


–  По какому признаку вы определили? (Гласная проверяется)
–  Какое правило о проверке безударных гласных вам известно?
–  В какую сказку мы с вами отправляемся? (Двенадцать месяцев)

4. Работа над пройденным материалом

–  Сегодня мы отправимся в зимний лес. Вспомните, какая была погода в тот вечер, когда мачеха отправила падчерицу в лес? (Была сильная вьюга)

–  А зачем мачеха послала девочку в лес, нам поможет вспомнить следующее задание?

Вам нужно вычленить часть слова, из всех частей записать новое слово.

Корень снежок

Приставка подкатил подснежники

Суффикс лыжник

Окончание коньки


–  Какие цветы собирала девочка? (Слайд)
–   в парах Запишем слово «подснежники», выполним разбор слова по составу. (Слайд )
–  Поставьте данное слово в форму ед. числа. Разберите по составу.
–  Что осталось неизменным, а что изменилось в данных словах? (Основа –  постоянна, окончание изменилось).

- Это однокоренные слова?
–  Изменилось ли значение слова?
–  Как называется процесс образования разных форм одного и того же слова? (Словоизменение).
–  Приведите примеры имеющихся форм слова «подснежник», назовите окончание и основу. А помогут вам вопросы. 

–  Что называется словоизменением?
–  Для чего необходим процесс словоизменения?

Повторение понятия «словообразование».
–  Подберите и запишите родственные слова с корнем «снег», имеющие следующие значения, разберите слова по составу: (Слайд )

  • состоящий из снега (снежный)

  • пушинка, кристаллик снега (снежинка)

  • выпадение снега (снегопад) проверка по образцу

–  Какие ещё слова с корнем «снег» вы знаете?
–  Как называется процесс образования новых слов? (Словообразование).
–  Каково его отличие от словоизменения?
–  При помощи каких частей слова образуются новые слова?

Физминутка. (Слайд)

–  Вьюга успокоилась, но все дороги оказались занесены снегом. Поможем девочке найти путь. Перед вами карточки с начальными формами слов. Первый вариант подбирает к данным словам их формы, а второй вариант – родственные слова. (Слайды )

Какие слова у вас получились?

(Задание выполняется в виде лото, при проверке учащиеся ещё раз повторяют понятия «словоизменение» и «словообразование»).

Мини –сочинение (работа в группе)

Выбирите любую карточку, которая вам нравится, объединитесь в группы, и со словами которые у вас получились напишите сочинение 3-4 предложения.

– Какой процесс происходил со словами при составлении вами предложений?

5. Итог урока

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же вы можете рассказать о словоизменении и словообразовании, их роли в нашей речи?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Благодаря вашей прекрасной работе на уроке и в нашем классе тоже произошло чудо – распустились подснежники! (Слайды 25-37)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме: «cловообразование» и «cловоизменение»

Автор: Кожевникова Анастасия Андреевна

Дата: 18.11.2017

Номер свидетельства: 439434


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства