kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка Онокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 2 класса по УМК Школа России. Урок соответствует требованиям ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Онокоренные слова»

Тема урока

Однокоренные слова

Цели деятельности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, об одинаковом написании корня в однокоренных словах; способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

  1. Учебник

  2. Электронное приложение к учебнику

  3. Толковый словарь

  4. Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1htm

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация на видеопроекторе

Основные понятия и термины

Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Слова с непроизносимым написанием

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствует учащихся

Ужасно интересно все то,

что неизвестно.

А то, что неизвестно,

нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

проявим мы старания,

Тогда с тобою многое удастся

нам понять.

- Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Фронтальная

Р - нацеливание на успешную деятельность.

Л – проявляют готовность к работе на уроке.

К - формирование умения слушать и слышать.

II Постановка учебной задачи

- Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь.

За работу я примусь.

Отгадайте загадку:

- Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 

Прочитаем песенку про нее:

Береза, моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

- Найдите в тексте родственные слова. Запишем их.

- Докажите, что они родственные.


- Как называется одинаковая часть родственных слов?

- Выделим в этих словах корень.

- Зная, что у этих слов одинаковый корень с одним и тем же значением, как мы их назовем?

- По опоре на слайде сделайте вывод: какие слова называются однокоренными?

- Чему мы будем учиться на уроке?




Береза


Читают песенку

Береза, березонька




У них есть одинаковая часть с одним и тем же значением

Корень


Берез


Однокоренные слова


Слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением

Будем учиться выделять корень, подбирать однокоренные слова, доказывать, почему слова однокоренные

Фронтальная, индивидуальная

П – извлекают необходимую информацию из сведений учителя, учебника.

Р – осознают и принимаю учебную задачу

IV Усвоение новых знаний и способов действия

4.1 Однокоренные слова (с. 61 упр. 107)

- Откройте учебник на с.61. Из упр. 107 подберите однокоренные слова к словам береза, березонька.

- Как определили?



- Что обозначает каждое слово?




- Выделим в однокоренных словах корень.

- Прочитаем вывод учебника и сравним его со своим, сделанным ранее.

-Мы были правы?

- Какие слова называются однокоренными?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

Березка, березняк, подберезовик.


Слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением

Березка - лиственное дерево.

Березняк – березовый лес.

Подберезовик – гриб, растущий под березой.



Читают сначала про себя, затем вслух хором





Одинаково

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с целями коммуникации, используют знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска информации.

Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и комментируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и своего «незнания»

Пальчиковая гимнастика

- Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Выполняют движения пальчиками

Фронтальная


V Закрепление изученного материала

5.1 Выдели корень в однокоренных словах (с. 61 упр. 108)

-Найдите упр. 108 на с. 61.

- Прочитайте предложение.

-Какое задание нужно выполнить?


- Найдите в предложении однокоренные слова?

- Как определили?


- Какой частью речи они являются? Как определили?


- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Спишите предложение, выделив корень.

Выполняют задание


Списать, выделить корень в однокоренных словах

Гриб, грибной


Есть одинаковый корень с одним и тем же значением

Гриб – им. сущ, грибной – им. прил.

Одинаково


Выполняют задание

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, используют знаково-символические средства.

Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения

5.2 Сформируй группу однокоренных слов (с. 62 упр. 109)

- Найдите на с. 62 упр. 109.

- Подберем к слову соленья однокоренные слова из этого упр.

- Как определили?

- Выделим корень.

Подберем к слову синеть.


- Как определили?

- Выделим корень.

- Аналогичную работу выполните самостоятельно: 1ряд – светильник, 2ряд – сад, 3ряд – звонок.

- Проверим вашу работу.

Прочитайте однокоренные слова к слову светильник, сад, звонок.

Выполняют задание


Соленья, солить, соль, соленый


Синеть, синяк, синий, синенький, синить.



Светильник, светить, светлый, свет.

Садик, сад, садовник, садовый

Звонок, звонить, звон, звонкий

Фронтальная, парная

П – ориентируются на страницах учебника, осуществляют логические действия, используют знаково-символические средства.

Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – умеют работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Физкультминутка

Только в лес мы зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко

И садимся мы легко.

Выполняют движения

Фронтальная


5.3 Работа с текстом

-У каждого из вас на столе карточка №1. Переверните ее. Прочитайте задание про себя. Прочитаем вслух.

- Что нужно сделать?

Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам расс…да,
Вот еще пос…дки рядом,
А вот с…довод,
С ним с…довник идет.

Очень интересно
Гулять в саду словесном.

- Найдем в тексте однокоренные слова.

- Как определили?

- Выделим корень?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Какую гласную вставим?

Выполняют задание


Прочитать, найти однокоренные слова, выделить корень, вставить пропущенные буквы














Сад, рассада, посадки, садовод, садовник






Фронтальная, индивидуальная

П – логические действия.

Р – осознают и принимают учебную задачу.

К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему.

Л - осознают границы своего знания и «незнания»


Зрительная гимнастика

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять.

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,

Вот грибок растет на пне

Дрозд на дереве сидит,

Ежик под кустом шуршит.

Слева ель растет - старушка,

Справа сосенки -

Где вы, ягоды, ау!

Все равно я вас найду!



Выполняют движения за учителем глазками

Фронтальная


5.4 Словарная работа

- Отгадайте загадку:

Её сто дней не вынимали,

А копать под осень стали.

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

- Как картошку называют в книгах?

-Объясните лексическое значение слова «картофель».



- Произнесите слово орфографически правильно.

- Это словарное слово с орфограммой «Безударная гласная в корне слова», выделим корень этого слова. Что для этого нужно сделать?

- Запишите его в словарь, выделяя зеленым цветом безударные гласные и ударение.

- Составьте с этим словом словосочетания сущ + прил. Запишем их.






Картошка

Картофель

1.Огородное растение.

2. Корни растения, которые употребляют в пищу.

Произносят слово «картофель»


Выполняют задание






Составляют словосочетание и записывают их в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему

VI Рефлексия

- На столе сердцевина и лепестки. На сердцевине записан корень слов. Образуем семью однокоренных слов.

- Проверим работу. Прочитаем семью однокоренных слов.

- Какой лепесток лишний? Кто смог составить правильно цветок? Молодцы.

- У кого не получилось, постарайтесь в следующий раз, и все получится.


Выполняют задание,

Проверяют свою работу



Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируют в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

К - слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

VII Подведение итогов

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие слова называются однокоренными?

- Как пишутся однокоренные слова?

- В начале урока мы сказали, что будем учиться выделять корень, подбирать однокоренные слова, доказывать, почему слова однокоренные.

- Какие из этих заданий мы выполняли?

- У вас на столе есть березовые листочки желтого и зеленого цвета.

Поместите их на дерево. Зеленый цвет – все понял на уроке. Желтый цвет – нужно потрудиться, кое-что осталось непонятным.

Ответы учащихся

Фронтальная, индивидуальная

VIII Задание на дом

С. 61 – правило, с.62 упр. 111

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Записывают задание

Фронтальная

Дополнительные задания

На лесной полянке

     Летом, спозаранку

     Собрался лесной народ –

     Все водили хоровод.

     Перепуталась родня,

     Не поймут, где, чья семья.

     Долго вёлся разговор,

     Разгорелся даже спор!

     Тут сова на ветку села,

     Всем молчать она велела

     И сказала: « Я, друзья,

     Расскажу, где, чья семья.

     Ёж, ежонок и ежиха,

     Слон, слонёнок и слониха,

     Лис, лисёнок и лисица,

     Гусь, гусёнок, гусеница»

     Молодец, сова, умна,

     Но ошиблась и она.

     Догадайтесь же, друзья,

     Чья не встретилась семья?

Найди однокоренные слова, выдели корень

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка Онокоренные слова

Автор: Кривоноженкова Александра Сергеевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства