Тема урока | Однокоренные слова |
Цели деятельности учителя | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, об одинаковом написании корня в однокоренных словах; способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Учебник Электронное приложение к учебнику Толковый словарь Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1htm |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация на видеопроекторе |
Основные понятия и термины | Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Слова с непроизносимым написанием |
Организационная структура (сценарий урока) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) | Приветствует учащихся Ужасно интересно все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старания, Тогда с тобою многое удастся нам понять. - Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Фронтальная | Р - нацеливание на успешную деятельность. Л – проявляют готовность к работе на уроке. К - формирование умения слушать и слышать. |
II Постановка учебной задачи | - Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду ровно, не согнусь. За работу я примусь. Отгадайте загадку: - Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Прочитаем песенку про нее: Береза, моя березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! - Найдите в тексте родственные слова. Запишем их. - Докажите, что они родственные. - Как называется одинаковая часть родственных слов? - Выделим в этих словах корень. - Зная, что у этих слов одинаковый корень с одним и тем же значением, как мы их назовем? - По опоре на слайде сделайте вывод: какие слова называются однокоренными? - Чему мы будем учиться на уроке? | Береза Читают песенку Береза, березонька У них есть одинаковая часть с одним и тем же значением Корень Берез Однокоренные слова Слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением Будем учиться выделять корень, подбирать однокоренные слова, доказывать, почему слова однокоренные | Фронтальная, индивидуальная | П – извлекают необходимую информацию из сведений учителя, учебника. Р – осознают и принимаю учебную задачу |
IV Усвоение новых знаний и способов действия 4.1 Однокоренные слова (с. 61 упр. 107) | - Откройте учебник на с.61. Из упр. 107 подберите однокоренные слова к словам береза, березонька. - Как определили? - Что обозначает каждое слово? - Выделим в однокоренных словах корень. - Прочитаем вывод учебника и сравним его со своим, сделанным ранее. -Мы были правы? - Какие слова называются однокоренными? - Как пишется корень в однокоренных словах? | Березка, березняк, подберезовик. Слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением Березка - лиственное дерево. Березняк – березовый лес. Подберезовик – гриб, растущий под березой. Читают сначала про себя, затем вслух хором Одинаково | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с целями коммуникации, используют знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска информации. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К – слушают сверстников и взрослого, излагают и комментируют свою точку зрения. Л – осознают границы своего знания и своего «незнания» |
Пальчиковая гимнастика | - Мы по лесенке бежали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, пять, Вышли дети погулять, Побежали вдоль реки Дети наперегонки. | Выполняют движения пальчиками | Фронтальная | |
V Закрепление изученного материала 5.1 Выдели корень в однокоренных словах (с. 61 упр. 108) | -Найдите упр. 108 на с. 61. - Прочитайте предложение. -Какое задание нужно выполнить? - Найдите в предложении однокоренные слова? - Как определили? - Какой частью речи они являются? Как определили? - Как пишется корень в однокоренных словах? - Спишите предложение, выделив корень. | Выполняют задание Списать, выделить корень в однокоренных словах Гриб, грибной Есть одинаковый корень с одним и тем же значением Гриб – им. сущ, грибной – им. прил. Одинаково Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, используют знаково-символические средства. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения |
5.2 Сформируй группу однокоренных слов (с. 62 упр. 109) | - Найдите на с. 62 упр. 109. - Подберем к слову соленья однокоренные слова из этого упр. - Как определили? - Выделим корень. Подберем к слову синеть. - Как определили? - Выделим корень. - Аналогичную работу выполните самостоятельно: 1ряд – светильник, 2ряд – сад, 3ряд – звонок. - Проверим вашу работу. Прочитайте однокоренные слова к слову светильник, сад, звонок. | Выполняют задание Соленья, солить, соль, соленый Синеть, синяк, синий, синенький, синить. Светильник, светить, светлый, свет. Садик, сад, садовник, садовый Звонок, звонить, звон, звонкий | Фронтальная, парная | П – ориентируются на страницах учебника, осуществляют логические действия, используют знаково-символические средства. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К – умеют работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
Физкультминутка | Только в лес мы зашли, Появились комары. Руки вверх – хлопок над головой, Руки вниз – хлопок другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко И садимся мы легко. | Выполняют движения | Фронтальная | |
5.3 Работа с текстом | -У каждого из вас на столе карточка №1. Переверните ее. Прочитайте задание про себя. Прочитаем вслух. - Что нужно сделать? Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам расс…да, Вот еще пос…дки рядом, А вот с…довод, С ним с…довник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. - Найдем в тексте однокоренные слова. - Как определили? - Выделим корень? - Как пишется корень в однокоренных словах? - Какую гласную вставим? | Выполняют задание Прочитать, найти однокоренные слова, выделить корень, вставить пропущенные буквы Сад, рассада, посадки, садовод, садовник | Фронтальная, индивидуальная | П – логические действия. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему. Л - осознают границы своего знания и «незнания» |
Зрительная гимнастика | «Прогулка в лесу» Мы отправились гулять. Грибы - ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес. Светит солнце в вышине, Вот грибок растет на пне Дрозд на дереве сидит, Ежик под кустом шуршит. Слева ель растет - старушка, Справа сосенки - Где вы, ягоды, ау! Все равно я вас найду! | Выполняют движения за учителем глазками | Фронтальная | |
5.4 Словарная работа | - Отгадайте загадку: Её сто дней не вынимали, А копать под осень стали. Не одну нашли, а десять! Как ее названье, дети? - Как картошку называют в книгах? -Объясните лексическое значение слова «картофель». - Произнесите слово орфографически правильно. - Это словарное слово с орфограммой «Безударная гласная в корне слова», выделим корень этого слова. Что для этого нужно сделать? - Запишите его в словарь, выделяя зеленым цветом безударные гласные и ударение. - Составьте с этим словом словосочетания сущ + прил. Запишем их. | Картошка Картофель 1.Огородное растение. 2. Корни растения, которые употребляют в пищу. Произносят слово «картофель» Выполняют задание Составляют словосочетание и записывают их в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения. К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему |
VI Рефлексия | - На столе сердцевина и лепестки. На сердцевине записан корень слов. Образуем семью однокоренных слов. - Проверим работу. Прочитаем семью однокоренных слов. - Какой лепесток лишний? Кто смог составить правильно цветок? Молодцы. - У кого не получилось, постарайтесь в следующий раз, и все получится. | Выполняют задание, Проверяют свою работу | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируют в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. К - слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |
VII Подведение итогов | - Над какой темой работали на уроке? - Какие слова называются однокоренными? - Как пишутся однокоренные слова? - В начале урока мы сказали, что будем учиться выделять корень, подбирать однокоренные слова, доказывать, почему слова однокоренные. - Какие из этих заданий мы выполняли? - У вас на столе есть березовые листочки желтого и зеленого цвета. Поместите их на дерево. Зеленый цвет – все понял на уроке. Желтый цвет – нужно потрудиться, кое-что осталось непонятным. | Ответы учащихся | Фронтальная, индивидуальная |
VIII Задание на дом | С. 61 – правило, с.62 упр. 111 Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | Записывают задание | Фронтальная |
Все водили хоровод.
Не поймут, где, чья семья.
Расскажу, где, чья семья.
Но ошиблась и она.
Стриж с стрижихой и стрижонком.