kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка Онокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 2 класса по УМК Школа России. Урок соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Онокоренные слова»

Тема урока

Однокоренные слова

Цели деятельности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, об одинаковом написании корня в однокоренных словах; способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

  1. Учебник

  2. Электронное приложение к учебнику

  3. Толковый словарь

  4. Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1htm

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация на видеопроекторе

Основные понятия и термины

Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Слова с непроизносимым написанием

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствует учащихся

Ужасно интересно все то,

что неизвестно.

А то, что неизвестно,

нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

проявим мы старания,

Тогда с тобою многое удастся

нам понять.

- Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Фронтальная

Р - нацеливание на успешную деятельность.

Л – проявляют готовность к работе на уроке.

К - формирование умения слушать и слышать.

II Постановка учебной задачи

- Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь.

За работу я примусь.

Отгадайте загадку:

- Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 

Прочитаем песенку про нее:

Береза, моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

- Найдите в тексте родственные слова. Запишем их.

- Докажите, что они родственные.


- Как называется одинаковая часть родственных слов?

- Выделим в этих словах корень.

- Зная, что у этих слов одинаковый корень с одним и тем же значением, как мы их назовем?

- По опоре на слайде сделайте вывод: какие слова называются однокоренными?

- Чему мы будем учиться на уроке?




Береза


Читают песенку

Береза, березонька




У них есть одинаковая часть с одним и тем же значением

Корень


Берез


Однокоренные слова


Слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением

Будем учиться выделять корень, подбирать однокоренные слова, доказывать, почему слова однокоренные

Фронтальная, индивидуальная

П – извлекают необходимую информацию из сведений учителя, учебника.

Р – осознают и принимаю учебную задачу

IV Усвоение новых знаний и способов действия

4.1 Однокоренные слова (с. 61 упр. 107)

- Откройте учебник на с.61. Из упр. 107 подберите однокоренные слова к словам береза, березонька.

- Как определили?



- Что обозначает каждое слово?




- Выделим в однокоренных словах корень.

- Прочитаем вывод учебника и сравним его со своим, сделанным ранее.

-Мы были правы?

- Какие слова называются однокоренными?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

Березка, березняк, подберезовик.


Слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением

Березка - лиственное дерево.

Березняк – березовый лес.

Подберезовик – гриб, растущий под березой.



Читают сначала про себя, затем вслух хором





Одинаково

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с целями коммуникации, используют знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска информации.

Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и комментируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и своего «незнания»

Пальчиковая гимнастика

- Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Выполняют движения пальчиками

Фронтальная


V Закрепление изученного материала

5.1 Выдели корень в однокоренных словах (с. 61 упр. 108)

-Найдите упр. 108 на с. 61.

- Прочитайте предложение.

-Какое задание нужно выполнить?


- Найдите в предложении однокоренные слова?

- Как определили?


- Какой частью речи они являются? Как определили?


- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Спишите предложение, выделив корень.

Выполняют задание


Списать, выделить корень в однокоренных словах

Гриб, грибной


Есть одинаковый корень с одним и тем же значением

Гриб – им. сущ, грибной – им. прил.

Одинаково


Выполняют задание

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, используют знаково-символические средства.

Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения

5.2 Сформируй группу однокоренных слов (с. 62 упр. 109)

- Найдите на с. 62 упр. 109.

- Подберем к слову соленья однокоренные слова из этого упр.

- Как определили?

- Выделим корень.

Подберем к слову синеть.


- Как определили?

- Выделим корень.

- Аналогичную работу выполните самостоятельно: 1ряд – светильник, 2ряд – сад, 3ряд – звонок.

- Проверим вашу работу.

Прочитайте однокоренные слова к слову светильник, сад, звонок.

Выполняют задание


Соленья, солить, соль, соленый


Синеть, синяк, синий, синенький, синить.



Светильник, светить, светлый, свет.

Садик, сад, садовник, садовый

Звонок, звонить, звон, звонкий

Фронтальная, парная

П – ориентируются на страницах учебника, осуществляют логические действия, используют знаково-символические средства.

Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – умеют работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Физкультминутка

Только в лес мы зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко

И садимся мы легко.

Выполняют движения

Фронтальная


5.3 Работа с текстом

-У каждого из вас на столе карточка №1. Переверните ее. Прочитайте задание про себя. Прочитаем вслух.

- Что нужно сделать?

Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам расс…да,
Вот еще пос…дки рядом,
А вот с…довод,
С ним с…довник идет.

Очень интересно
Гулять в саду словесном.

- Найдем в тексте однокоренные слова.

- Как определили?

- Выделим корень?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Какую гласную вставим?

Выполняют задание


Прочитать, найти однокоренные слова, выделить корень, вставить пропущенные буквы














Сад, рассада, посадки, садовод, садовник






Фронтальная, индивидуальная

П – логические действия.

Р – осознают и принимают учебную задачу.

К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему.

Л - осознают границы своего знания и «незнания»


Зрительная гимнастика

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять.

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,

Вот грибок растет на пне

Дрозд на дереве сидит,

Ежик под кустом шуршит.

Слева ель растет - старушка,

Справа сосенки -

Где вы, ягоды, ау!

Все равно я вас найду!



Выполняют движения за учителем глазками

Фронтальная


5.4 Словарная работа

- Отгадайте загадку:

Её сто дней не вынимали,

А копать под осень стали.

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

- Как картошку называют в книгах?

-Объясните лексическое значение слова «картофель».



- Произнесите слово орфографически правильно.

- Это словарное слово с орфограммой «Безударная гласная в корне слова», выделим корень этого слова. Что для этого нужно сделать?

- Запишите его в словарь, выделяя зеленым цветом безударные гласные и ударение.

- Составьте с этим словом словосочетания сущ + прил. Запишем их.






Картошка

Картофель

1.Огородное растение.

2. Корни растения, которые употребляют в пищу.

Произносят слово «картофель»


Выполняют задание






Составляют словосочетание и записывают их в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения.

К – слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему

VI Рефлексия

- На столе сердцевина и лепестки. На сердцевине записан корень слов. Образуем семью однокоренных слов.

- Проверим работу. Прочитаем семью однокоренных слов.

- Какой лепесток лишний? Кто смог составить правильно цветок? Молодцы.

- У кого не получилось, постарайтесь в следующий раз, и все получится.


Выполняют задание,

Проверяют свою работу



Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируют в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

К - слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

VII Подведение итогов

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие слова называются однокоренными?

- Как пишутся однокоренные слова?

- В начале урока мы сказали, что будем учиться выделять корень, подбирать однокоренные слова, доказывать, почему слова однокоренные.

- Какие из этих заданий мы выполняли?

- У вас на столе есть березовые листочки желтого и зеленого цвета.

Поместите их на дерево. Зеленый цвет – все понял на уроке. Желтый цвет – нужно потрудиться, кое-что осталось непонятным.

Ответы учащихся

Фронтальная, индивидуальная

VIII Задание на дом

С. 61 – правило, с.62 упр. 111

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Записывают задание

Фронтальная

Дополнительные задания

На лесной полянке

     Летом, спозаранку

     Собрался лесной народ –

     Все водили хоровод.

     Перепуталась родня,

     Не поймут, где, чья семья.

     Долго вёлся разговор,

     Разгорелся даже спор!

     Тут сова на ветку села,

     Всем молчать она велела

     И сказала: « Я, друзья,

     Расскажу, где, чья семья.

     Ёж, ежонок и ежиха,

     Слон, слонёнок и слониха,

     Лис, лисёнок и лисица,

     Гусь, гусёнок, гусеница»

     Молодец, сова, умна,

     Но ошиблась и она.

     Догадайтесь же, друзья,

     Чья не встретилась семья?

Найди однокоренные слова, выдели корень

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка Онокоренные слова

Автор: Кривоноженкова Александра Сергеевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368547

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства