Урок русского яыка в 5 классе по теме "Диалог. Монолог. Типы речи"
Урок русского яыка в 5 классе по теме "Диалог. Монолог. Типы речи"
Данный материал поможет учителю на уроке интересно построить общение с учащимися, понять разницу между типами речи.Представленные художественные тесты дадут возможность учащимся расширить их кругозор, а также научиться определять особенности монологичной и диалогичной речи, подготовит их к творческой домашней работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Достаточно ли для диалога участие только одного человека?
ІІ. Постановка цели и задач урока
ІІІ. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
1) Слушание текста «Лесной голосок» (в отрывках)
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом как
будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света.
Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся т изумрудно-зелёными, то совсем золотистыми.
Светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле…
От этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
И вдруг из этой солнечной дали мне слышится знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку».
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая на из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу-погляжу.
Вопросы для анализа текста:
- как вы думаете, этот отрывок, который я вам прочитала, является текстом?
- Как вы это определили?
- Какие бывают тексты?
2) Сообщение информации о диалоге и монологе.
- Диалог отличается от монолога тем, что говорят по очереди два человека. Говорящий и слушающий в диалоге то и дело меняются ролями. Реплики в нём связаны между собой: за вопросом должен следовать ответ; на побуждение можно ответить согласием или несогласием совершить 3 действие; на приветствие – также приветствовать.
* Как можно приветствовать друг друга? (Жестами, словами)
* Какие слова для приветствия вы знаете?
* Прочитайте диалог в лицах – упр. 112.
* Вспомните основные условия общения в диалоге и назовите их.
* Выпишите из текста упражнения выделенные слова, обозначьте в них
префиксы.
* Придумайте и запишите разговор Подсолнуха и Воробья,
которые увидели друг друга ясным солнечным утром.
ІV. Ознакомление со схемой оформления диалога (опережающее
обучение)
Схема оформления диалога:
- Реплика (Р).
- Р,- слова автора (а)
-Р?
-Р!
-Р! Р.
V. Закрепление изученного
1. Графический диктант.
Задание: Прослушайте и запишите (только знаками по образцу схемы оформления диалога) диалог двух героев.
Беседы с солнечным лучом
- Солнечный лучик, у нас в лесу иногда такие злые дела творятся, просто ужас! Почему ты не помешаешь этому?
- Как я могу помешать тому, что делается без меня, мышонок?
- Но разве эти ужасы не помешают тебе светить?
- Разве может кто-нибудь помешать мне приносить на землю свет, мышонок?
- Но кто же может остановить всё это зло?
- Ты, Рыжая Свинка. Ты можешь помешать этому злу, потому что ты 4 слышишь меня, думаешь обо мне и учишься жить по небесным законам.
- Где уж мне? Я такой маленький, никто не станет меня слушать, и тогда никому не нужен будет твой свет.
_ Мой свет всегда и всем нужен. Разве может кто-нибудь на земле существовать без него? Просто многие этого пока не понимают.
_ Если они никогда не поймут, значит, так и будут жить со злобой?
- Тогда они будут жить в темноте, даже если я им свечу.
(По А. Лопатиной)
2. Проверка выполнения задания по образцу (на доске)
VІ. Итог урока
VІІ. Домашнее задание
Написать сочинение о своей семье. «Мама, папа, я – дружная семья…»