Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в специальной (коррекционной) школе. Изложение с творческим заданием "Смелый поступок"»
Тема урока
Изложение «Смелый поступок».
Цель урока
Формировать умение излагать текст.
Задачи урока
Образовательные: учить анализировать содержание текста, выделять главное и второстепенное, делить текст на смысловые отрезки, устанавливать между ними связь, давать оценку описываемых событий, производить логический анализ текста и составлять план.
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, обогащать и активизировать словарный запас, способствовать развитию орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитывать стремление совершать добрые поступки в повседневной жизни, готовность прийти на помощь попавшему в беду человеку.
.
Ход урока
Организационный момент.
Предварительная беседа.
- Попробуйте объяснить значение слова ,,подвиг”.
Подвиг - Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.
- Как называют людей, которые совершают подвиги? (Герои).
- Как относятся люди к героям? (Уважают, гордятся, помнят).
- Где можно совершить подвиг и стать героем?
- Кого из героев вы знаете?
- А как вы думаете, можно ли стать героем в обычной жизни?
(обобщение)
Девиз урока«В жизни всегда есть место подвигу»
1. Проверка д/з. Что было задано? - Повторить правила. Проверка знаний правил. - Выполнили задание? Все справились? - Были трудности во время выполнения? - Какие части речи вы знаете?(существительное, прилагательное) - По каким признакам отличают одну часть речи от другой? - Для чего в речи нужны прилагательные? (чтобы сделать нашу речь интересной, разнообразной, точно описывать предметы, прилагательные обогащают речь, уточняют, украшают) - С какой частью речи связаны имена прилагательные? Обобщение. Правило
Отважные там, где канавы и лужи - они в небесах, на морях и на суше ведут свой бесстрашный, решительныйбой, везде и повсюду рискуя собой.(род, число, падеж)
- Какого человека называют отважным? (Человека, который ничего не боится).
- Как вы понимаете выражение ,,отважный поступок”? (Поступок, для совершения которого нужна отвага).
- Какой поступок можно назвать смелым, отважным? (Спасение людей на пожаре, на воде).
3. Сообщение темы, задач урока.
Узнаем об одном смелом , отважном молодом человеке, который рискуя своей жизнью спасал ребенка.
Зная, что имена прилагательные делают нашу речь интересной, разнообразной, помогают нам точно описывать предметы, обогащают речь, уточняют ее, украшают,
будем использовать их для написания изложения, а также вам самим нужно будет придумать окончание изложения.
Сруб Деревянное сооружение из нескольких венцов, скреплённых обычно в форме четырёхугольника.С. избы.С. колодца.С. шахты. //
барахтался возиться, биться руками и ногами, упав наземь или в воду или сопротивляясь внешнему усилию; , забарахтаешься, как тонуть станешь. Насилу выбарахтался, добарахтался до берега.
4. Чтение текста изложения учителем.
Смелый поступок.
Вечером перед самым Новым годом, трехлетний Коля Макеев играл на улице. Он залез на крышку колодца. Внезапно крышка перевернулась, и мальчик упал в холодную воду.
На крик прибежал молодой рабочий Виктор Карев. Беспомощный ребенок барахтался в темной воде.
Виктор быстро спустился вниз, схватил мальчика и начал трудный подъем по скользким стенкам сруба. Юноша рискуя своей жизнью спасал малыша.
С трудом Виктор выбрался из колодца и передал мальчика подбежавшим людям. Родители Коли горячо благодарили юношу за спасение их сына
5.Беседа по содержанию текста.
(Имена и фамилии малыша и юноши записаны на доске
- Каким можно назвать поступок Виктора Карева?
- Удалось ли Виктору спасти ребенка?
- Какое время года описано в тексте?
- Почему вы так решили(Новый год) Значит в жизни в любое время для смелого, решительного человека есть место подвигу.
- Что было самым важным для ребенка?( не упустить время)
Минутка для глаз
6. Коллективное составление плана изложения.
Учитель читает текст изложения по частям, анализируется содержание каждой части, выделяется главное, озаглавливается каждая часть и записывается пунктом плана.
Примерный план.
Вечером перед самым Новым годом, трехлетний Коля Макеев играл на улице. Он залез на крышку колодца. Внезапно крышка перевернулась, и мальчик упал в холодную воду.
- Какая беда неожиданно произошла с трехлетним Колей Макеевым на улице?
1). Неожиданная беда.
На крик прибежал молодой рабочий Виктор Карев. Беспомощный ребенок барахтался в темной воде.
Виктор быстро спустился вниз, схватил мальчика и начал трудный подъем по скользким стенкам сруба. Юноша рискуя своей жизнью спасал малыша.
- Кто услышал крик малыша?
- Что делал Виктор Карев, чтобы спасти мальчика?
- Почему так трудно выбраться из колодца?
2). Трудное спасение мальчика.
С трудом Виктор выбрался из колодца и передал мальчика подбежавшим людям. Родители Коли горячо благодарили юношу за спасение их сына
3). Благодарность родителей. (праздник)
Ребята, этот рассказ не окончен.
8. Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом каждойчасти обучающимися
9. Устное изложение текста обучающимися по плану.
10. Орфографическая подготовка: на улице, на крышку колодца, внезапно, стремительно, молодой рабочий, подбежал, заглянул, беспомощный ребенок барахтался, вниз, подъем, по скользким, рисковал.
Физкультминутка.
11.Чтение текста учителем.
У каждого из вас есть сигнальная карточка, если вам нужна помощь, поднимите ее и я подойду.
12. Письменное изложение обучающимися текста с самостоятельным написанием окончания.(Для I уровня).
Задание для обучающихся II уровня: составь и запиши предложения по опорным словосочетаниям.
Вечером перед,
играл на улице,
крышка перевернулась,
в холодную воду,
прибежал молодой рабочий,
ребенок барахтался в темной воде,
спустился вниз,
трудный подъем по скользким стенкам сруба,
рискуя своей жизнью спасал малыша.
Задание для обучающихся III уровня: вставь пропущенные прилагательные.
(Какой?)……… Коля Макеев играл на улице . Неожиданно крышка перевернулась и мальчик упал в (какую?)……...воду. На крик прибежал (какой?)……….рабочий Виктор Карев. (Какой ?)…..ребенок барахтался в (какой?)…….. воде. Виктор быстро спустился вниз, схватил мальчика и начал (какой?)……… подъем по (каким?) стенкам сруба. Юноша рискуя своей жизнью спасал малыша.
13.Итог урока.
Зачитываются и анализируются несколько работ обучающихся.
Перед вами елочка, которую вы раскрасили все вместе, чего же на ней не хватает?
Сейчас мы ее украсим, но не игрушками , а вот такими колокольчиками.
Если вы работали с полной отдачей и у вас все получилось, украсьте елочку оранжевым колокольчиком, если старались, но что – то не получилось, то зеленым, если было скучно и ничего не получилось, то красным.