kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 8 классе "Сочинение-описание памятника архитектуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в систему уроков развития речи в 8 классе, предназначен для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 8 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word (2)»

Конспект урока русского языка в 8 классе с использованием ИКТ «Подготовка к сочинению-описанию»

Данный урок входит в систему уроков развития речи в 8 классе, предназначен для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры»

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать средства выразительности для сочинения; способствовать формированию интереса к русской культуре.
Задачи урока: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков работы с различными источниками информации; развитие у учащихся интереса к истории родного города; воспитание у школьников уважения к национальной истории, культуре, интереса к изучаемому предмету
Эпиграф
Ничего не боялся я столько,
как жить в городе без истории,
преданий и памятников
Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

Ход урока
I. Постановка целей и задач урока
-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе? 
- Есть ли в нашем родном городе Почепе такой памятник? (Да, это Воскресенский собор)
-Определите, пожалуйста, тему урока.
-А умеете ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?
II. Словарно - лексическая работа. Разбор словосочетаний
Памятник 
архитектура 
грандиозный 
постамент 
зодчий
- Какие из этих слов являются синонимами? Составить с ними словосочетания и разобрать
- Где можно использовать данные словосочетания? 
III. Создание проблемной ситуации. 
- Мы выяснили, что собор или хотя бы его изображение видели почти все. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе? 
- Почему же вы не можете справиться с этим заданием? 
- Тогда я сформулирую другое задание. Перед вами фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? 
- Что же мешает описать храм, изображение которого перед вашими глазами? 
Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. А ведь может так случиться, что вы окажитесь в ситуации, когда не на уроке, а в жизни вы будете беспомощны: не сможете ответить на вопросы человека, который спросит вас об этом или любом другом храме, вам нечего будет сказать своим друзьям, родственникам, знакомым, если зайдет разговор на эту тему.
Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Литература не создается только для писателей и поэтов, живопись радует не только живописцев, архитектура существует не только для архитекторов - это наше общее наследие, наше достояние. Поэтому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания, научиться описывать, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание на тему «Моё знакомство с Воскресенским собором». Для облегчения работы вы будете заполнять опорную карточку.
Помогут вам справиться с этой задачей ваши одноклассники, которые выступят в роли «историка» , «архитектора» и «декоратора»
IV. Индивидуальные задания
Выступление историка
Если отправиться в путешествие на запад от Брянска в сторону Гомеля, то через 80 км вам встретится небольшой, но очень старинный город Почеп. Входивший когда-то в состав Малороссии город, в 1709 году был подарен Петром I своему любимцу А. Д. Меньшикову. В середине XVIII века Почеп принадлежал последнему гетману Украины графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Пользуясь благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и связями при дворе, он сумел получить огромные земельные владения и восстановить ненадолго гетманство. Став полноправным хозяином Почепа, граф Разумовский принялся обустраивать город с размахом. Кроме шикарного дворца и парка, по заказу К. Г. Разумовского в 1765–1771 годах был построен красивейший Воскресенский собор. Проект храма разрабатывался придворным итальянским архитектором Антонио Ринальди. Творения итальянского зодчего до сих пор украшают Петербург и его окрестности. Первоначально собор входил в ансамбль усадьбы Разумовского (дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны). 
Выступление «архитектора» 
На сегодняшний день храм является главной достопримечательностью города Почепа и его визитной карточкой. В архитектурном облике собора прослеживаются черты классицизма и барокко. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что храм построен в форме креста. Сбоку пристроена высокая колокольня с длинным шпилем. Познакомимся с некоторыми архитектурными терминами (приводятся примеры терминов) Храм имеет два этажа, из которых главным является второй.
Его интерьер поражает своим великолепием, нехарактерным для провинциального храма. Золочёные капители, витражи на окнах создают внутри праздничную, торжественную атмосферу .
Выступление «декоратора»
В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ. На западной стене второго этажа сохранилась уникальная надпись XVIII века, которая сообщает нам о дате основания собора. 
Воскресенский собор Почепа мог вполне стать украшением столицы, но ему выпала судьба быть главной достопримечательностью провинциального городка.
V. Физкультминутка (упражнение для глаз при работе с компьютером)
VI. Групповые задания. 
Составить предложения, используя причастные и деепричастные обороты и выполнить синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений
(Примеры предложений
О чём же думал тот гениальный мастер, оставляя после себя эту светлую белокаменную сказку?
Мы пришли посмотреть на расположенный вдоль реки храм. 
Мы залюбовались куполом, выделяющимся на фоне сумеречного неба. Маковки церкви, сияющие последними лучами солнца, были разного цвета. Плывущие по багряно-золотому небу облака отражались в них и становились похожи на ангелов. 
Пройдя по тропинке, ты попадёшь в церковь)
VII. Работа с учебником (упр. 90- учебник «Русский язык. 8 класс» /авторы: Т.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская - М., «Просвещение», 2013г.). Анализ текста.
- Как можно озаглавить этот текст? 
- Какие средства выразительности использовал автор текста?
- С чем можно сравнить этот храм?
- Придумайте примеры сравнений , подходящих для нашего Воскресенского собора. (Парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам; Лучистая звезда; Лебедь- храм)
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю создания храма, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…)
- К чему стремился создававший храм архитектор?
Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая, 
у третьего пронзительная…
Надо только научиться слушать эти ноты… 
(видео «Воскресенский собор г. Почепа Брянской области»)


Дополнительный материал
Материал для сочинения «Моё знакомство с Воскресенским собором». (Опорная карточка)
• Воскресенский собор находится (где?) на _________________________ ,
в месте ___________________________________.
• Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________
______________________________________________________________________.
• На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.
• Как оформлен собор снаружи? _____________________
_______________________________________________________________________.
• Как храм оформлен изнутри? __________________________________________________
________________________________________________________________________.
• Храм похож на __________________________________________________.
• Как вписан храм в окружающий пейзаж?_________________________________________



Просмотр содержимого презентации
«Презентация УРОК»

«Ничего не боялся я столько,  как жить в городе  без истории,  преданий и памятников».   Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

«Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников».

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

Памятник - 1.Сооружение в память кого (чего)- нибудь.  2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.  Исконно русское слово.    Архитектура -  искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений

Памятник - 1.Сооружение в память кого (чего)- нибудь. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Исконно русское слово. Архитектура -  искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений

Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры

Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры

1)Подготовиться (к чему?) 2)Собрать (что?) 3)Развить (что?) 4) Обогатить (что?) 5)Анализировать (что?) 6)Приобщиться (к чему?)
  • 1)Подготовиться (к чему?)
  • 2)Собрать (что?)
  • 3)Развить (что?)
  • 4) Обогатить (что?)
  • 5)Анализировать (что?)
  • 6)Приобщиться (к чему?)
Материал для сочинения «Мое восприятие Воскресенского собора» (опорная карточка)

Материал для сочинения «Мое восприятие Воскресенского собора»

(опорная карточка)

  • Воскресенский собор находится (где?) на _________________________ ,
  • в месте ___________________________________.
  • Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________
  • ______________________________________________________________________.
  • Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________
  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________.
  • На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.
  • Мы видим элементы, обычные для русской архитектуры 18 века (какие?): _________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  • Как храм оформлен изнутри? __________________________________________________
  • ________________________________________________________________________.
  • Как связан храм с окружающим пейзажем?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какое сравнение при описании храма можно использовать?
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Словарная работа

Словарная работа

  • Пам_тник
  • гр_нд_озный
  • изя_ный
  • в_личествен_ый
  • в_здвигнуть
  • зап_ч_тлеть
  • ув_ковечить
  • п_стамент
  • зо_чий
  • п_едестал
  • скульпт_р
  • арх_тект_р
  • д_к_ратор
  • в_ятель
  • художн_к
  • м_нумент
купол барабан пилястра капитель абсида фасад  пилоны портал паперть

купол

барабан

пилястра

капитель

абсида

фасад

пилоны

портал

паперть

фасад – передняя сторона здания; алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви; абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом; портал - архитектурно оформленный вход в здание; паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь; пилястра - лопатка в форме четырехгранного столба-колонны; капитель - вершина колонны; пилоны – массивные столбы по бокам портала, служащие опорой для перекрытий;  киот – застекленный ящик для икон.  барабан - часть здания, на которую опускается купол  купол - крыша шлемовидной формы

фасад – передняя сторона здания;

алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви;

абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом;

портал - архитектурно оформленный вход в здание;

паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь;

пилястра - лопатка в форме четырехгранного столба-колонны;

капитель - вершина колонны;

пилоны – массивные столбы по бокам портала, служащие опорой для перекрытий;

киот – застекленный ящик для икон.

барабан - часть здания, на которую опускается купол

купол - крыша шлемовидной формы

В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ.

В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ.

Задание: найдите слово, в котором пишется одна Н.  Объясните свой выбор

Задание: найдите слово, в котором пишется одна Н. Объясните свой выбор

  • Белокаме…ый
  • Запечатле…ый
  • Изображе…ый
  • Наклоне…ы
Говорят, что архитектура – это застывшая музыка.  Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота.  У одного торжествующая, у другого щемящая,  у третьего пронзительная …  Надо только научиться слушать эти ноты…

Говорят, что архитектура – это застывшая музыка.

Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота.

У одного торжествующая, у другого щемящая,

у третьего пронзительная

Надо только научиться слушать эти ноты…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок развития речи в 8 классе "Сочинение-описание памятника архитектуры"

Автор: Кусакина Елена Николаевна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 375848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства