2.Основной (информационно-аналитический) | 1) Вопросы учителя. Какие типы речи мы знаем? Назовите признаки типа речи описание. Какие тексты-описания мы уже составляли раньше? Какие жанры картин вам известны? К какому жанру отнесём картину М Шибанова «Празднество свадебного договора»? (бытовая картина – портрет) Вспомните, что такое портрет? 2) Сведения о художнике. Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII века, сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Александровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатерины II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов писал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. Самое позднее сохранившееся свидетельство о жизни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба художника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось. 3) Творчество М. Шибанова. До наших дней дошло несколько картин, по отношению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян не принято было изображать на полотне. 4) Смысл картины. На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали родители. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная договорённость, и расторгнуть её было почти так же невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали невесту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей. Именно этот момент и запечатлел художник. 5) Беседа по картине. - Картина называется «Празднование свадебного договора». Как вы понимаете сочетание слов «свадебный договор»? Экскурсия по картине. ( По ходу экскурсии сделать черновые записи фраз, понравившихся предложений). - На картине изображена группа людей. Это крестьяне села Татарова Суздальской губернии. - Как, по-вашему, автор относится к героям своего полотна? - Опишите крестьянскую одежду, используя опорные слова и словосочетания, записанные на доске. Значение устаревших слов проверяем по толковому словарю. Опорные слова: серебристый узорчатый сарафан; золотистая с красными цветами душегрея; повязка, вышитая речным жемчугом; длинная фата из коновата; суконные зипуны; кокошники; голубоватый кафтан; зеленоватый полукафтан с пуговицами; вышитая по краю рубаха; белая полотняная рубашка, завязывающаяся у самой шеи. - Прочитайте, что вы записали, выбрали, что запомнилось, понравилось. - Давайте с вами выясним, какими изобразительно-выразительные средствами, присущими живописи, передаёт художник свою мысль. Не идеализировал своих героев, а наоборот подчеркивал их широту и значимость. Точно знает данный ритуал (мужчины слева, женщины справа). Это не парадный портрет, а естественные, живые лица. Особая мягкая красота крестьянских лиц. Передает ощущение праздника, радости. Художник очень хотел быть понятым, чтобы зритель мог мысленно «войти» в картину, ощутить себя внутри её пространства, а не оставаться пассивным наблюдателем со стороны. Шибанов создал художественный образ, в котором выразилось понимание живописцем окружающей действительности (объективный мир). Но в тоже время здесь есть и индивидуальный мир автора (субъективный мир, мир в восприятии и ощущении создателя художественного мира). Композиция картины.
передний план второй план передний средний
дальний На картинах всегда присутствует фон – основной цвет и тон. Что служит фоном картины? (деревенская изба). Что находится в левом углу? (иконы, считается красным, святым углом). Как композиционно расположил художник на картине детали? (Слева - мужчины, справа - женщины, в углу под иконами - стол. В центре - жених и невеста. Они выделяются на коричневом фоне, особенно невеста – светлый, яркий наряд, вышитый серебром. Эти предметы символичны. Что они обозначают: достаток в доме. Что ещё можно назвать символичным? ( 1) Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучайно. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отличался от головного убора девушки. 2) Молодые держатся за руки - так, рука об руку, им идти по жизни.) Кроме жениха и невесты есть ещё один яркий образ – образ свахи. Подберите к ней эпитеты. (Бойкая, весёлая, знающая своё дело, деловитая, задорная). О ком ещё мы не сказали? (Образы старух. Они печальные, задумчивые, сосредоточенные, внимательные, следят за точностью исполнения обряда. И конечно, какой же праздник без любопытных глаз детей. Работа со словарём эпитетов. - Выберете названия тонов, которыми можно охарактеризовать цветовую гамму картины (коричневый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного). - Подберите слова, которые помогут вам рассказать о красоте света, создать художественный образ в своем описании картины. 6) Орфографическо-стилистическая работа с текстом. Уд..вительны образы молодых – жених и невеста. Лица жениха и невесты излучают радость и покой. К..стюм невесты – сарафан, душегрея, м..нисты на рубашк.., повя..ка женщины незамужней на гол..ве, а (по)верх пл..ток – широк и пёстр ,так что ф..гура кажется ещё дороднее. Перед ними на стол.. – «братина» - большая чаша и хлеб. Молодые держатся за руки - так, рука об руку, им идти по жизни. 7) Составление плана сочинения. Обсуждение вариантов плана. Запись в тетрадь. Примерный план. Вступление. а) Михаил Шибанов – русский живописец 18 века. б) Тематика картины «Празднество свадебного договора». Основная часть. а) Центр полотна – жених и невеста. б) Родители, сваты, гости. в) Каравай – знак совершения договора. г) Атмосфера праздничности, торжественности. Цветовое решение полотна. Заключение. а) Чувства участников сговора. б) Колорит эпохи, её дух.
8) Самостоятельная работа: создание своего текста сочинения. |
Отвечают на вопросы (строят речевое высказывание)
Рассказ учащегося
Работают в тетрадях, используют толковый и орфографический словари при затруднении.
Сообщение учащегося
Ответы на вопросы
Записи на черновик
Построение самостоятельного речевого высказывания
Работа с толковым словарём
Проверка домашнего задания (работа в группах)
Работа со словарём эпитетов
Записи в тетрадях | Личностные
Познавательные
Метапредметные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Регулятивные Познавательные
|