kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи.Речевой этикет и стилистическое богатство речи."Приветствуем друг друга,улыбаясь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по данной теме может быть проведен как в 8 классе,так и в 9 классе.Цель урока:учиться различать стилевые разновидности речи и строить собственные высказывания в зависимости от  ситуации общения,развивать культуру речи,воспитывать любовь к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи.Речевой этикет и стилистическое богатство речи."Приветствуем друг друга,улыбаясь".»

Урок русского языка в 8-9 классах

«Приветствуем друг друга, улыбаясь»

Речевой этикет и стилистическое богатство языка

Цель урокасистематизировать и расширить знания учащихся о речевом этикете.

Задачи:

Образовательная:

вспомнить определение этикета, стилистики как раздела лингвистики, учиться различать стилевые разновидности речи и устанавливать закономерности употребления слов, чтобы не допускать стилистических ошибок;

Развивающая:

развивать навыки общения в различных ситуациях, строить высказывания в зависимости от стиля речи ;

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, культуру речи.

Тип урокаизучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Методы организации деятельности: репродуктивный, аналитический, групповой.

Оборудование:

• на доске - таблица с классификацией речевых ошибок, рисунки детей, на которых изображены ситуации общения, иллюстрации к фразеологизмам, пословицам.

• раздаточный материал: карточки и дидактический материал к уроку.

Ход урока

Эпиграфы:

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

Гёте

Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, точен, послушен и вместителен.

А . Куприн

І. Организационный момент.

В классе сдвинуты парты, накрыты скатерти. На столах - чай, торт и сладости.

После краткого вступительного слова о том, что основной задачей курса стилистики является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства людей речи, сообщаю, что сегодня мы отправляемся в небольшое путешествие - в гости, в магазин, в дискотеку. Наш маршрут-это наша жизнь и жизнь окружающих людей. Наш автомобиль- мы сами. Давайте посмотрим на себя со стороны, будем учиться правилам общения, чтобы стать тактичными, вежливыми, уметь выбирать слова для общения в различных ситуациях.


ІІ. Формулирование темы и цели урока. Приветствуем друг друга, улыбаясь.

Пятеро учеников, заранее подготовленных, рассказывают о роли приветствия в нашем языке. Звучат стихи В.Солоухина, А. Барто о том, какой значимостью обладает слово «здравствуйте».

Далее ребята рассказывают о том ,что раньше в русском языке было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек, говорят об официальных приветствиях и их шуточных формах, об улыбке, сопровождающей знаки этикета.

Вспоминаем, что такое этикет, стилистика.

Этикет-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Стилистика- раздел лингвистики, изучающий стилевые разновидности речи, помогающий установить закономерности употребления слов.

Все ребята работают на листочках, которые приготовлены для них перед уроком.


ІІІ. Мотивация учебной деятельности и восприятие материала.

Один из учеников читает стихотворение В.Шефнера «Есть слова»

Вспоминаем, что действительно язык – это важнейшее средство человеческого общения.

Нам уже знакомо имя древнегреческого баснописца Эзопа, который был рабом философа Ксанфа.

Рассказываю небольшое предание о том ,как однажды Ксанф пригласил гостей и приказал подать самое лучшее к обеду. Эзоп приготовил три блюда из языков, купленных на рынке.

Все были изумлены, но Эзоп объяснил, что хозяин приказал купить лучшее, а что может быть лучше языка. При помощи языка люди развивают науку получают знания, общаются, выражают радость, любовь. Такое рассуждение гостям пришлось по сердцу. В следующий раз Ксанф распорядился, чтоб раб подал к обеду худшее. Эзоп вновь купил языки, а объяснил это тем, что нет ничего хуже языка. При помощи языка люди ссорятся друг с другом, развязывают войны, хитрят, лгут. Не всем гостям было приятно слушать Эзопа.

Давайте стремиться к тому, чтобы наш язык был направлен на созидание нового, лучшего, а не на разрушение созданного людьми.

  1. Вежливые слова, которые мы употребляем.

Ребята называют.

-Какой смысл мы в них вкладываем?

Разговорные «поглаживания»: будь, бывай, всего тебе, покеда, пока.

Спасибо, пожалуйста, будьте добры, всего хорошего, счастливо оставаться.

-Разберёмся, в каких ситуациях уместны те или иные выражения, какова их стилистическая окраска, посмотрим, почему у одного слова, употреблённого в разных ситуациях, возникают всё новые и новые значения.

-Давайте возьмём слово «пожалуйста».

Американский учёный Уилсон так описывает своё восприятие этого нашего этикетного знака: « В большинстве англо-русских словарей это слово приравнивается к английскому «Please». На самом деле «пожалуйста» так же похожа на «please», как фраза «Я люблю Вас ,дорогая» на фразу «Давайте поженимся».

  1. Ситуации, в которых звучит слово «пожалуйста»

Ребята проводят групповую работу и выясняют, какое значение вкладывает говорящий в это слово в том или ином случае.

Телеграф. Очередь в кассу. Человек спешит, подбегает к окошку и умоляюще произносит: «Пожалуйста». Люди отвечают этим же словом.

  1. Звучит просьба, мольба.

  2. Ответ- «не стесняйтесь, проходите первым».

Спешащий человек протягивает руку к бланку, телеграфистка подвигает его ближе и говорит:

« Пожалуйста».

3)«Вот то, что вам нужно».

Человек берет бланк и ощупывает карманы: ему нечем писать. Сосед по очереди протягивает ему ручку и -о ужас- говорит : «Пожалуйста».

  1. « Охотно готов помочь вам».

Мужчина торопливо пишет текст, телеграфистка считает слова. Он улыбается и говорит: «Можно ещё три слова?» Женщина в ответ: «Пожалуйста».

5) «Я не тороплю вас».

В этот момент у дверей телеграфа останавливается такси, шофер открывает женщине двери, произнося : «Пожалуйста».

6) «С удовольствием вам помогу».

Женщина подбегает к человеку, который только что записал текст телеграммы, хватает его за рукав, говорит, что всегда его ненавидела и будет ненавидеть до конца своих дней. Он пожимает плечами и отвечает: «Пожалуйста».

7) «Мне безразлично, как ты решишь так и будет».


Делаем выводы. Каждый язык - неповторимая национальная система знаков.

На национальную специфику языка накладывается специфика

обычаев народа, его привычек. Поэтому в формулах речевого

этикета складывается своеобразная фразеология.

ІV. Практическая работа.

Звучит стихотворение Ю. Благова: «Тонкость выражения».

-Выясним, почему автор так назвал его?

-Уместны ли те или иные обороты разговорной речи и всегда ли мы следим за своими словами в различных ситуациях?


Предлагаю ребятам карточкам с ситуациями нашего общения.

Ребята анализируют реплики и выясняют стилистическую окраску каждого выражения и уместность употребления в той или иной ситуации.

«Знакомство», «Приглашение» , «Поздравление», «Просьба», «Отказ».

Взгляните на себя со стороны.

Ребята на листочках выбирают вариант ответа.


І) Вы вошли в автобус в час пик. Он переполнен. Кто-то наступил вам на ногу. Этот человек успел извиниться или вовсе не заметил того, как это произошло. Ваша реакция:

а) Ничего, я сам виноват, растяпа;

б)Смотри куда прёшь, рожа;

в)Полегче, дядя;

г)…другой вариант;


ІІ)Молодой человек звонит девушке:

-Извини, я не могу пойти с тобой в дискотеку. Я иду с Ирой в кино.

Ваша реакция:

а) Очень жаль, я так ждала нашей встречи;

б)Слёзы в трубку : «Ты что решил меня бросить?»

в)Что-о? Ира - дура и образина. А ты - ищи , нахал и мерзавец.

Г) ….другой вариант ответа;


ІІІ) Вы пригласили девушку на танец. Она ответила, что сейчас с вами танцевать не может.

Ваша реакция:

а)Оскорбляетесь;

б) А что ты тут тогда вообще делаешь?;

в)-Могу ли я пригласить вас на следующий танец?;

г) Взрываетесь, хватает её за рукава: «Повыступай ещё»;

д)…другой вариант;


ІV)Вы уходите вечером из дома. Родители предупреждают, чтобы вы в 22-00 были дома. Что вы ответите?

а) Бу сделано;

б) Нашли шпингалетов! Когда захочу тогда и явлюсь;

в)Постараюсь, но если задержусь, то прошу полицию и скорую не беспокоить;

г)….другой вариант.

Сделаем выводы. В любой ситуации человек должен уметь владеть собой, подчинять свои действия моральным нормам, подавлять противоречащие этим нормам побуждения, не разбрасываться резкими выражениями. Это нас вовсе не красит. Обратите ещё раз внимание на эпиграф, записанный на доске. Гёте был прав.



V. « Жалкие слова»

Писатель А. Куприн водной из своих заметок назвал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами жалкими. Заметка так и называлась «Жалкие слова».

-Купите колбасочку, вкусненькую, свеженькую.

Предлагаю ребятам придумать ситуацию ( в магазине, на рынке, в транспорте),употребив слова с уменьшительно–ласкательными суффиксами.

-Почему можно согласиться с Куприным и назвать эти слова жалкими? Ребята делают выводы, что они неуместны в данных ситуациях и звучат как лицемерие, намеренное заискивание. Здесь должна быть употреблена нейтральная лексика.


.

VІ. Различие функциональных стилей языка , где они используются, какая лексика им соответствует.

Попытаемся рассмотреть, к чему приводит неоправданное употребление средств одного стиля за его пределами.

М.Шолохов «Поднятая целина».

Секретарь сказал:

-Ступай в райполеводсоюз, затем в столовку, если там обедов не захватишь, или ко мне, жена тебя накормит. Я ей записку напишу .Иди!

Давыдов вышел и прочитал записку: «Лиза! Категорически и незамедлительно предлагаю безоговорочно предоставить обед предъявителю записки».

-Назовите слова официально-делового стиля.

-Уместны ли они в такой записке?

Сделаем вывод. Наша речь меняется в зависимости от ситуации, а через эти изменения мы с точностью воспринимаем отражённые речью человеческие отношения.

Пригласите друг друга в кино, в гости, на свидание, используя вместо нейтральной лексики лексику официально-делового стиля.

-Что из этого получится?

«Наташа уведомляю тебя о том, что ты обязана явиться в гости к Ирине в 17-00».

Мы видим «весёлые картинки». Ребята продолжают работу на листочках, затем мы анализируем записки, которые они написали друг другу.

-Что же получается, если неоправданно смешиваем единицы разных стилей?

Бессмыслица, во-первых. Во-вторых, тем самым засоряем нашу речь.

Не следует забывать, что единицы разговорной речи мы встречаем в текстах художественного стиля. А иначе невозможно представить себе героев.

Один ученик анализирует отрывок из рассказа. В . Шукшина «Сельские жители» и делает выводы об уместности единиц разговорного стиля в лексике жителя деревни.


VІІ. Лексическая и стилистическая сочетаемость единиц языка.

Часто в письменных работах встречаются ошибки в употреблении паронимов – глаголов и паронимов – прилагательных.

Вспоминаем, что паронимы - слова близкие по звучанию, но с различными значениями…

Каждой группе ребят предлагаю паронимы, с которыми они составляют словосочетания и выясняют разницу в значении этих слов.

Рыбий- рыбный, обидный- обидчивый, пушной–пушистый, развивается-развевается, эффективный- эффектный, и т.д.


Ребятам даны карточки. Укажите случаи неверного сочетания слов по смыслу.


Воздух посвежел, с моря дул маленький ветер. Ребята строят снеговика. Мой отец во время всей жизни работал на одном предприятии.


Сделайте контекст более точным, выразительным, заменяя выделенные слова стилистически окрашенными синонимами.

Крепка и верна наша память о тех, кто погиб за свободу родины (отчизны). Из-за глинистых холмов шли (надвигались) тучи. Суровое наказание ( кара) ждёт тех, кто предал материнскую любовь.

-Почему во всех этих предложениях уместнее употребить стилистически окрашенные слова?

Потому что они призваны воздействовать на ум, на души читателей, слушателей, на их чувства.

Меткие слова. Именно так назвали эпитеты составители словаря Горбачевич и Хабло. «Словарь эпитетов русского литературного языка» содержит образные определения более 600 поэтов и писателей. Так, к слову музыка дано 280 эпитетов, море-138, лицо- 591, глаза -480,жизнь-334,язык -324. Подумайте дома, сколько эпитетов к данным словам сможете подобрать вы.




VІІІ. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы убедились в том что , речь наша богата выразительными средствами, лексика обладает различной стилистической и экспрессивной окраской. Множество стилистических оттенков: разговорный и письменный, официальный и фамильярный, научный и публицистический, торжественный и просторечный, деловой, интимный .Все они определяются функциями и условиями создания художественных произведений, употреблениями в той или иной ситуации, обстановке, в том или ином стиле языка. Человек тогда будет обладать культурой речи, когда научимся грамотно ,красиво и ясно выражать свои мысли.


Рассказываю краткую легенду о римском историке Светонии и великом ораторе Цезаре, применившем неправильное выражение ,выступая перед гражданами государства. Большой льстец произнёс: «О, Цезарь, после того, как это слово произнёс ты, оно перестало быть ошибочным».

Но Аттей Капито был поражён мужеством Маркелия, сказавшего: «Нет, Цезарь, ты можешь давать право гражданства людям, но отнюдь не словам».


Помните, что культура общения – эта та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами в беседе. Обратитесь к эпиграфу. Сделайте выводы.

Домашнее задание: найти отрывки из художественных произведений в которых разговорный стиль смешивался бы с официально-деловым, записать их в тетради и прокомментировать.

Одна ученица читает стихотворение С. Маршака « Добрые слова» и приглашает всех пить чай.

Спасибо за урок! Урок окончен.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Николаева Татьяна Вячеславовна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства