kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Подготовка к сочинению - описанию по картине Б.Кустодиева "Школа в Московской Руси".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению  описанию по картине. Небольшой экскурс в историю школы на Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Подготовка к сочинению - описанию по картине Б.Кустодиева "Школа в Московской Руси".»

Тема: Подготовка к сочинению – описанию картины Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси»

Цель деятельности учителя

Повторение правила написания, оформления сочинений, разработки плана; развитие письменной речи учащихся, воспитание интереса к тексту описательного характера.

Тип урока Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знакомство с картиной и художником; учить описывать картину; создавать текст-описание.

Личностные: осознание ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; фасилитированная дискуссия; индивидуальная; фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (базовые учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

-Давайте определим настрой на работу, свое настроение:

1.отличное-

2.хорошее-

3.не совсем готовы-

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Смайлики с настроением




2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию картины.

- Начать я бы хотела со стихотворения В.Кончаловского «Наша древняя столица». Прочитайте стихотворение. О чём говорит поэт? (показ слайда)

- Поэт говорит здесь о школе на Руси, о том, что учились только мальчики. Название букв было необычным (аз, буки, веди). За невыполнение задания детей пороли, писали пером, учил их церковный дьяк. Еще раз прочитайте 2-е четверостишие. Какое значение имеет в нем слово «чудное»? (устар. Необычное, не такое, как сейчас).

- Рассказ учителя о древнерусской школе (просмотр слайдов).

- Нам предстоит работа с картиной Б.Кустодиева «Школа в Московской Руси»

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы;

высказывают и свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы.

3.Выявление места и причины затруднения

Фасилитированная дискуссия

Анализ изображенного на репродукции, предложенной учителем

- Рассмотрите картину. (30 секунд тишины)

(показ слайда)

- Что вы видите на картине?

- Что происходит на этой картине?

(Что еще вы видите? Кто видит что-то, о чем еще не говорили?)

- Как вы думаете, где это происходит? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел передать художник?

- Как бы вы назвали эту картину? (Что позволяет тебе так сказать, назвать…)

Обобщение всего сказанного учащимися

Итак, картина открывает перед нами класс земской школы. Деревянные стены, лавки и стол. На высоких полках стоят книги, которые были в большой редкости. Справа в глаза бросается блестящий чайник с золотистыми украшениями. Класс очень просторный и светлый. На одном из подоконников спит кошка. Пять ребят сидят за столом и что-то пишут. Еще двое мальчиков стоят на коленях возле учителя. Видимо, они наказаны за какую-то шалость и теперь читают вслух книгу. С торца стола сидит учитель. Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Недалеко от него на лавке стоит горшок с кашей. В перерыв детей нужно будет покормить, потому что учение долгое. Ученики очень внимательные и сосредоточенные. Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей.

        

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эта картина написана известным русским художником Борисом Михайловичем Кустодиевым и называется она «Школа в Московской Руси».

- Про обучение на Руси мы уже сказали и сделали вывод, что для детей это было очень важным и ответственным делом, потому что не каждый мог позволить себе отправить ребёнка учиться.

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: извлекают необходимую информацию объяснений учителя, высказываний одноклассников, Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение картины. Составление плана сочинения-описания картины

- Используя ключевые слова, составьте план описания картины. (показ слайда)

План-образец

1.Школа в древней Руси.

2.Описание картины

А) просторный класс (деревянные стены, стол, лавки, полки с книгами, чайник, спящая кошка )

Б) ученики (пять мальчиков пишут, двое стоят на коленях и читают книгу, строгий учитель с седой бородой, внимательные и сосредоточенные ученики)

3.Настроение на картине. Какие чувства картина вызвала у вас? (важность процесса обучения, ответственность перед родителями)

(показ слайда)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в предложенных материалах

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Задают вопросы для уточнения информации

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Контролирует правильность выполнения задания.

Составление черновиков сочинения.

- Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.

- Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

7.Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой

Составление связных сообщений-описаний. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей, пишут сочинение.

Индивидуальная

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

  1. Что необходимо делать, чтобы не повторяться?

  2. Подберите синонимы к слову «художник».

  3. Подберите синонимы к слову «картина».

  4. Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?

  5. Что необходимо использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Оценивание работы учащихся на уроке

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

Продолжите предложения:

  1. Мне показалось интересным…

  2. Меня удивило…

  3. Мне бы хотелось…

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи











К талантливым художникам России относится имя Кустодиева Бориса Михайловича. Его работы разного жанра поражают своей красотой и яркостью. Он любил передавать на своих полотнах жизнь русских людей. Таким пронзительным и простым является его картина «Школа в Московской Руси».

         Умение читать и писать в давние времена было редкостью и имело большое значение. Перед грамотными людьми открывались большие пути. Не все родители могли себе позволить отдать детей в школу. Так и изображенные на картине дети одеты лучшие одежды, которые могли позволить себе родители учеников.

         Картина открывает перед нами класс земской школы. Деревянные стены, лавки и стол. На высоких полках стоят книги, которые были в большой редкости. Справа в глаза бросается блестящий чайник с золотистыми украшениями. Класс очень просторный и светлый. На одном из подоконников спит кошка. Пять ребят сидят за столом и что-то пишут. Еще двое мальчиков стоят на коленях возле учителя. Видимо, они наказаны за какую-то шалость и теперь читают вслух книгу. С торца стола сидит учитель. Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Недалеко от него на лаве стоит горшок с кашей. В перерыв нужно покормить учеников, потому что учение долгое. Ученики очень внимательные и сосредоточенные. Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей.

         Полотно рассказывает нам о школе на Руси. Автор показал простые будни того времени во всей красоте и искренности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барсукова Людмила Сергеевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства