Повторение правила написания, оформления сочинений, разработки плана; развитие письменной речи учащихся, воспитание интереса к тексту описательного характера.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (базовые учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово -Давайте определим настрой на работу, свое настроение: 1.отличное- 2.хорошее- 3.не совсем готовы- | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Смайлики с настроением |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | - Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию картины. - Начать я бы хотела со стихотворения В.Кончаловского «Наша древняя столица». Прочитайте стихотворение. О чём говорит поэт? (показ слайда) - Поэт говорит здесь о школе на Руси, о том, что учились только мальчики. Название букв было необычным (аз, буки, веди). За невыполнение задания детей пороли, писали пером, учил их церковный дьяк. Еще раз прочитайте 2-е четверостишие. Какое значение имеет в нем слово «чудное»? (устар. Необычное, не такое, как сейчас). - Рассказ учителя о древнерусской школе (просмотр слайдов). - Нам предстоит работа с картиной Б.Кустодиева «Школа в Московской Руси» | Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы; высказывают и свою точку зрения | Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы. |
3.Выявление места и причины затруднения | Фасилитированная дискуссия Анализ изображенного на репродукции, предложенной учителем | - Рассмотрите картину. (30 секунд тишины) (показ слайда) - Что вы видите на картине? - Что происходит на этой картине? (Что еще вы видите? Кто видит что-то, о чем еще не говорили?) - Как вы думаете, где это происходит? Почему вы так решили? - Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел передать художник? - Как бы вы назвали эту картину? (Что позволяет тебе так сказать, назвать…) Обобщение всего сказанного учащимися Итак, картина открывает перед нами класс земской школы. Деревянные стены, лавки и стол. На высоких полках стоят книги, которые были в большой редкости. Справа в глаза бросается блестящий чайник с золотистыми украшениями. Класс очень просторный и светлый. На одном из подоконников спит кошка. Пять ребят сидят за столом и что-то пишут. Еще двое мальчиков стоят на коленях возле учителя. Видимо, они наказаны за какую-то шалость и теперь читают вслух книгу. С торца стола сидит учитель. Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Недалеко от него на лавке стоит горшок с кашей. В перерыв детей нужно будет покормить, потому что учение долгое. Ученики очень внимательные и сосредоточенные. Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения | Устные ответы |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Эта картина написана известным русским художником Борисом Михайловичем Кустодиевым и называется она «Школа в Московской Руси». - Про обучение на Руси мы уже сказали и сделали вывод, что для детей это было очень важным и ответственным делом, потому что не каждый мог позволить себе отправить ребёнка учиться. | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении Познавательные: извлекают необходимую информацию объяснений учителя, высказываний одноклассников, Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение картины. Составление плана сочинения-описания картины | - Используя ключевые слова, составьте план описания картины. (показ слайда) План-образец 1.Школа в древней Руси. 2.Описание картины А) просторный класс (деревянные стены, стол, лавки, полки с книгами, чайник, спящая кошка ) Б) ученики (пять мальчиков пишут, двое стоят на коленях и читают книгу, строгий учитель с седой бородой, внимательные и сосредоточенные ученики) 3.Настроение на картине. Какие чувства картина вызвала у вас? (важность процесса обучения, ответственность перед родителями) (показ слайда) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в предложенных материалах Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Задают вопросы для уточнения информации |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике | Контролирует правильность выполнения задания. Составление черновиков сочинения. - Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте. - Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи | Устные ответы |
7.Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой | Составление связных сообщений-описаний. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей, пишут сочинение. | Индивидуальная | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменная работа |
8.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке | Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения: Что необходимо делать, чтобы не повторяться? Подберите синонимы к слову «художник». Подберите синонимы к слову «картина». Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»? Что необходимо использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Оценивание работы учащихся на уроке |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | Продолжите предложения: Мне показалось интересным… Меня удивило… Мне бы хотелось… | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |
К талантливым художникам России относится имя Кустодиева Бориса Михайловича. Его работы разного жанра поражают своей красотой и яркостью. Он любил передавать на своих полотнах жизнь русских людей. Таким пронзительным и простым является его картина «Школа в Московской Руси».
Умение читать и писать в давние времена было редкостью и имело большое значение. Перед грамотными людьми открывались большие пути. Не все родители могли себе позволить отдать детей в школу. Так и изображенные на картине дети одеты лучшие одежды, которые могли позволить себе родители учеников.
Картина открывает перед нами класс земской школы. Деревянные стены, лавки и стол. На высоких полках стоят книги, которые были в большой редкости. Справа в глаза бросается блестящий чайник с золотистыми украшениями. Класс очень просторный и светлый. На одном из подоконников спит кошка. Пять ребят сидят за столом и что-то пишут. Еще двое мальчиков стоят на коленях возле учителя. Видимо, они наказаны за какую-то шалость и теперь читают вслух книгу. С торца стола сидит учитель. Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Недалеко от него на лаве стоит горшок с кашей. В перерыв нужно покормить учеников, потому что учение долгое. Ученики очень внимательные и сосредоточенные. Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей.
Полотно рассказывает нам о школе на Руси. Автор показал простые будни того времени во всей красоте и искренности.