Цель деятельности учителя - актуализировать и восстановить знания об алгоритме сжатого изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, применение знаний умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования
наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. мотивация (самоопределение к деятельности) | Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам на урок с замечательным настроением. Я хочу, чтобы мое настроение передалось и вам. Передайте его друг другу. - Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок. | учитель протягивает ладошки и прикасается к ладошкам учеников, те при помощи ладошек передают своё настроение. |
2. актуализация и пробное учебное действие | Ребята, сегодня мы будем писать сжатое изложение Что значит сжимать текст? Предлагаю познакомиться с текстом. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Какие конкретные предметы названы в тексте? Слайд 2 (40-45 лет назад жители нашей страны еще писали перьями и жидкими чернилами, а уже потом в обиходе появились шариковые ручки, которыми вы пишете сейчас) Кто говорит об этих предметах? (дедушка) Почему в речи возникают эти слова? (он отвечает на вопрос Сережи, своего внука : «Откуда ты сказки берешь?» Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки- НА ЧЕТВЕРТОЙ О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему ( о том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать) Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики-в тетрадях | Сжимать текст сокращать убирать лишнее, оставить только самое главное отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, обдумывают ответы на вопросы Перо и чернильница |
3. выявление места и причины затруднения | Что значить добывать? Какие синонимы этого слова автор использует в тексте? Учитель записывает синонимы на боковой доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать: Берешь Достаешь Зацепляется Вытащишь Выделите орфограммы, в которых вы чувствуете, что можете допустить ошибки Как нужно понимать сказанное, на дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает? Ответы учеников, что делал Сережа в школе, их понимание иносказания Подготовленные ученики читают, что такое притча СЛАЙД 3 ОБОЩЕНИЕ Значит, на самом деле он учился самому простому-учился писать! Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил? (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет) Учитель записывает эту фразу на доску под двумя предыдущими, а ученики в тетради Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому? | |
4. целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | В вопросе внука и ответе деда автор использует лексическое средство, чтобы быть убедительнее, какое? попробуйте его найти? (автор использует антонимы: жидкие-гуще, мелкая- глубже, тупое-острее Учитель выписывает их на боковую доску, ученики-в тетрадях -Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки? (На ус намотал-другим пересказал) Учитель записывает эту фразу на доске ниже – а ученики в тетради ЧТО значит на ус намотать?-принять во внимание, запомнить Какая форма речи преобладает в тексте? (ДИАЛОГ) Давайте посмотрим на первую часть текста СЛАЙД 4 Переведите предложения из диалога в в косвеную речь СЛАЙД 5 Сережа спросил у дедушки о том, откуда тот сказки берет. Дедушка ответил, что из чернильницы достает ручкой с перышком. Подведём итог: Текст написан в художественном стиле Тип речи- повестование в жанре притчи Тема- о том, как Сережа учился добывать сказку «пером из чернильницы» А идея заключена в словах дедушки:если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь-«зацепишь сказку» | |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Составьте план текста, выделив микротемы (отделяют одну от другой) СЛАЙД 6 Выпишите ключевые слова к каждому пункту плана СЛАЙД 7,8,9,10 Контролирует правильность работы Посчитайте слова. Помните в вашем сжатом изложении их не должно быть более 60. | Составляют план текста, выделив микротемы (отделяют одну от другой) Выписывают ключевые слова к каждому пункту плана Проверяют по слайду |
6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Анализ планов. СЛАЙД 11,12,13,14,15 Контролирует правильность работы Раздает тетради. Запишите число. Сжатое изложение. Собственное название изложения. | Принимают участие в работе. Проговаривают друг другу устно. Пишут изложение |
8.Включение в систему знаний и повторение | Проверка письменных работ Для тех, кто справился раньше, дополнительное задание. | Проверяют тексты изложений |
9.рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Какие трудности появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Какое настроение сейчас? | |