kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. Сочинение- рассуждение по картине Б.Щербакова "Зло мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи подготавливает учащихся к написанию сочинения-рассуждения по картине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. Сочинение- рассуждение по картине Б.Щербакова "Зло мира"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

муниципального образования

Гулькевичский район Краснодарского края

Учитель русского языка и литературы Данилова Э.В.



Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению- рассуждению с элементами описания по картине Б.В.Щербакова «Зло мира»



Цели урока:

• научить учащихся строить текст-рассуждение с элемен­тами описания;

• познакомить учащихся с особенностями публицисти­ческого стиля речи;

• повторить сведения о теме и основной мысли;

• активизировать лексику на тему «война».

Оборудование урока: использование мультимедиапроектора, портрет Б. В. Щер­бакова, репродукция картины «3ло мира. Век XX», искус­ствоведческий текст о картине.



Ход урока

Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с неболь­шого, но очень глубокого по смыслу стихотворения. Эти строки поэта Ю. Воронова, прочитанные всего лишь раз, навсегда останутся в душе:

А может, нам о них забыть?

Опять война,

Опять блокада...

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить,

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда —

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь.

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она

Как сила нам

Нужна.



---О чем же это стихотворение? (Оно о памяти и совести, о том, что ни в коем случае нельзя забывать о воинах, нужно делать все, чтобы войны больше никогда не по­вторялись.)


---Это стихотворение действительно о войне, о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Что же такое война, не только та, о которой говорится в этом стихотворении, а война вообше?(войнаэто большое горе для тех, кто потерял близких людей, это великое зло. Результат только один: плач и страдания матерей, расставанья любимых, кровь, тысячи, иногда впустую, погубленных жизней.)


---Война — это зло. Можно ли говорить о каких-либо по­ложительных результатах? (Порой горе объединяет лю­дей: они крепче дружат, сильнее любят. Война так силь­но захватывает чувства людей, что они создают архи­тектурные памятники, пишут книги, изображают уви­денное на полотне, творят удивительную музыку.)

---Ты прав, действительно, война дает сильный эмоцио­нальный толчок, и человек, особенно талантливый, на­чинает творить. Но ведь это вовсе не означает, что не может быть и наоборот: живет, например, какой-



нибудь гениальный художник, изображает на своих полотнах мирную жизнь людей, их труд, увлечения — и вдруг война... Он воюет, теряет на этой проклятой войне руки. И что же? Как ему, жившему своим



творчеством, вкла­дывающим всю свою душу в творение, забыть о самом главном в своей жизни?! Да и не только этот случай! Не­ужели есть в мире что-то, что дороже и ценнее человечес­кой жизни? Да и какое право имеет человек убивать себе подобного? Неужели психика может выдержать, неуже­ли один человек будет спать спокойно после того, как убил другого? Пожалуй, только жестокий человек мо­жет сказать, что война — это необходимость.


---Вы правильно заметили, что на тему войны создано мно­жество произведений искусства, в частности картин художников.


Рассказ о художнике (ученик с подготовленным сообщением)

Одним из художников, писавших о войне, был Борис Вален­тинович Щербаков. Родился он в 1916 году, воспитывался в семье русских интеллигентов, в среде художников, писателей и поэтов. Прожил на редкость интересную творческую жизнь. В 1939 году он окончил Всероссийскую академию художеств в Ленинграде. Портретное мастерство

Б.В. Щербакова было столь высоким, что за серию портретов известных людей художник получил Государственную премию. В течение тридцати лет одной из основных его тем была тема русского пейзажа, связанная с творче­ством величайших русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Воплощенная на его холстах красота привлекает и завораживает. Его картины словно говорят: «Наша родина прекрасна, остановитесь, всмотритесь в нее, полюбуйтесь ею.» Подобное же возможно лишь тогда, когда художник искренен, когда он носит эти чувства внутри себя.

Он со­здал целую серию картин, посвященную древнерусской живописи.

Как только началась Великая Отечественная война, он, как и все его сверстники, был призван в действующую армию, в инженерные войска, и на протяжении всех лет войны находился в ее рядах. По распоряжению коман­дования выезжал на наиболее активные участки фрон­та, в места, где проходили ожесточенные бои, и рисовал портреты воинов, только что вернувшихся из боя, героев передовой.


Одну из своих картин, посвященную войне, художник называет «Зло мира. Век XX». Она перед вами (демонстрация}.



Беседа по картине

Какое впечатление производит на вас эта картина? («Она сразу пугает той отчаянной ситуацией, что изоб­ражена на картине, оставляет очень тяжелые ощуще­ния». «А мне она напомнила рассказ о войне моей ба­бушки, точнее, об одном из эпизодов войны, когда пря­мо рядом с ней рухнуло высокое здание, в котором, воз­можно, остались люди».)



Что же потрясает сразу, когда смотришь на картину? Что изображено на ней? (На обломках разрушенных зда­ний сидят несколько человек. Все они в полном отчаянии. Возможно, оставшиеся обломки недавно служили им до­мом. Там они ели, пили, беседовали друг с другом, радова­лись чему-то светлому, а иногда и ссорились. Это был их

семейный очаг. Мы видим, что девушка, прижавшись к раненому юноше, поддерживает его. Рука девочки, сидя­щей чуть дальше, замерла на гладкой шерсти кошки. Ма­ленький ребенок ищет поддержки у пожилой женщины, не понимая происходящего вокруг, а она безучастным взглядом смотрит прямо перед собой. В этой ситуации трудно что-то объяснять.)


Такой маленький ребенок, а уже увидел и почувство­вал, что значит жестокое слово «война». Ребята, обра­тите внимание: художник изображает несколько поко­лений людей, ведь все они разных возрастов.



Но почему же на его полотне нет солдат? Возможно, юно­ша воевал. Но ведь все остальные вряд ли принимали участие в войне. (Наверное, художник хочет показать, что война затрагивает всех, а не только воюющих. Са­мое страшное, что вовлеченными в нее оказались даже дети. Даже кошка пострадала от войны. А ведь кошка — это символ домашнего очага. Правда, теперь очаг раз­рушен. )





Мы с вами видим, что с героями произошло что-то страшное, ведь не просто так они оказались в таких условиях. Но в какое же время случилась эта трагедия? Вовремя Великой Отечественной войны, во вре­мя войны 1812 года, а может быть, это вовсе не война, а землетрясение? Обратите внимание в этой связи на



название картины. (Нет, скорее, это война, ведь мы видим остатки разрушенного кирпичного дома. Чуть слева догорает пламя еще не затухшего огня. По всему небу стелется серый дым. Дым обволакивает и несколько разрушенных сооружений на заднем плане. К тому же на­звание картины говорит о многом: беды, приносимые вой­ной, — это настоящее зло.)



Правильно, ребята, по подумайте: почему автор дает двойное название, добавляя «Век XX». Зачем это вро­де бы незначительное прибавление? Почему не конк­ретизировать, не уточнить, о чем пойдет речь, о чем поведает зрителю полотно? (Просто художник Б. Щербаков подразумевал все воины, случившиеся в XXве­ке. Ведь все они несли голод, разрушения, несчастья и страдания.)



Итак, перед нами картина — своеобразное обобщение, символ, намек на глобальный, мировой масштаб всего изображенного на этой картине. Какую роль в этой кар­тине играют цвета? Назовите преобладающие из них. (Больше всего на картине красного цвета и его оттенков. Красный цвет везде: в одежде людей, на их лицах, на об­ломках здания, красного цвета огонь. Также много на картине серого цвета и его оттенков: дым, разрушенные здания на заднем плане, деревья, кирпичи, одежда людей. Даже кошка серая с белым.)



Почему же именно эти цвета использует художник? (Это цвета крови и горя, приносимого войной.)



Давайте еще раз вернемся к людям, изображенным на картине. Объясните подробнее, чем стала для них вой­на? (В первую очередь они потеряли родной дом, теперь они обречены на голод и нищету. К тому же неизвестно, все ли остались живы. Возможно, кто-то погиб. Что станет с этими людьми теперь. Что им делать? Как жить дальше?)


Можем ли мы извлечь какой-нибудь урок из этой кар­тины? (Мы не должны допускать повторения войн. И даже если вдруг воина развяжется, каждый пусть сдела­ет все, чтобы она прекратилась.)



Ребята, а если бы вдруг вам представилась возмож­ность спасти кого-либо из героев картины, но только одного. Кого бы вы спасли? («Бабушку, потому что она и так уже много перенесла». «А я бы, наверное, спас ма­ленького ребенка, потому что впереди у него целая жизнь». «Если бы была возможность, то я спас бы де­вушку и юношу, потому что они любят и не смогут друг без друга жить».)


Искусствоведческий текст

---Ребята, вы очень хорошо сумели разгадать замысел ху­дожника. В этом мы убедимся, обратившись к искусст­воведческому тексту по картине. Он написан­ дочерью художника Г. Б. Щербаковой для того, чтобы картина стала более понятной зрителю.


Созданная им (Щербаковым) галерея графических пор­третов снайперов, саперов, военных разведчиков являет­ся ценнейшим историческим документом, показываю­щим лица подлинных героев и спасителей Отечества, тем более что многие из них, самые смелые и отчаянные погибли ещё тогда, а до наших дней дожили не многие. Вечная память и благодарность им живёт в сердцах людей и сейчас. Война, величайшая трагедия нашего народа, унесшая миллионы лучших сыновей страны, до сих пор напоминает о себе тысячами безымянных могил.

Картина «Зло мира. Век XX» олицетворяет бедствия войны. Разрушение, обездоленность, голод и нищета по­рождаются войнами. Не случайно герои картины — по­жилая женщина с ребенком, девочка, девушка и раненый юноша — ни в чем не повинные жертвы; их искалечен­ные судьбы на совести людей, развязавших войну. Страшная ак­туальность картины в наше вроде бы мирное время как бы предупреждает: «Люди, будьте осторожны! Не допус­тите повторения этой трагедии!»



Беседа по искусствоведческому тексту

Попробуйте определить, на сколько частей можно раз­бить данный текст. (Текcm можно разделить на час­ти. Это два абзаца.)



Какова основная мысль первого абзаца? О чем пове­ствуется в первой чисти? (Автор рассказывает о том, что создал художник Щербаков, какие написал картины о войне, о подлинных героях Отечества, о том, что вос­поминания о войне живы до сих пор.}



Что описывается во втором абзаце? (Автор описывает кар­тину Б. Щербакова «Зло мира. Век. XX». Особое внимание обращается на то, о чем предупреждает картина.)



Что объединяет эти два абзаца? (В первом абзаце мы чи­таем: «...война, величайшая трагедия нашего народа...», а во втором: «разрушение, обездоленность, голод и нище­та порождаются воинами».)

Какой же тип речи свойственен данному тексту? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте подсчита­ем, сколько представлено разных частей речи в этих двух абзацах. (Существительных — 51, прилагатель­ных— ]8,глаголов— !0. Это текст-описание, посколь­ку в нем описывается картина Щербакова, то, что на ней изображено. К тому же в тексте преобладают име­на существительные и прилагательные. Вместе с тем, здесь есть элементы рассуждения в последних стро­ках текста.)



Подумайте, в каком стиле написан этот текст. (Это как будто научно-популярный стиль, поскольку текст на­писан просто, понятно, он доступен для всех. Но в то же время в нем есть элементы другого стиля — незнако­мого нам.)



Правильно, этот текст заканчивается призывом, обра­щением ко всему человечеству. Это черта

стиля, с кото­рым вы до сих пор не были знакомы. — публицистичес­кого. Этот стиль используется в газетах, журналах, на собраниях. Его задача —убедить в чем-либо людей, воз­действовать на них, сформировать правильное отноше­ние к жизни. В этом стиле часто используются побуди­тельные и восклицательные предложения, в чем вы уже убедились. Например: «Люди, не допустите повторения этой страшной трагедии!»

--- Мы с вам и уже говорил и о том, что автор текста —дочь художника. Как же выражена в тексте авторская пози­ция? (Голос автора как бы сливается с теми, кто безого­ворочно осуждает войну, считает это зло величайшей трагедией народа.)



Подумайте, какая лексика помогает лучше, четче осоз­нать авторскую позицию? Какие для этого в тексте употребляются существительные, прилагательные? (Автор употребляет прилагательные в превосходной и сравнительной степени: «величайшая», «самые смелые и отчаянные», «ценнейшим». В тексте используются осо­бые существительные, затрагивающие общечеловечес­кие категории: «память» ,«благодарность», «трагедия», «совесть», «актуальность».)



Вы подсчитали количество глаголов в тексте. Больше всего глаголов и настоящем времени. Как вы думаете, почему? ( Потому что это актуальная цробаема, проблема нашего времени.)



Словарно-стилистическая и орфографическая работа по тексту


Выпишите из текста все слова и словосочетания, объе­диненные темой «Война». (Портретов снайперов, саперов; военных разведчиков; историческим документом; подлинных героев; спасителей Отечества, погибли тогда, дожили немногие, вечная память, трагедия народа, тысячами могил; безымянных могил; олицетворяет бедствия; бедствия войны; разрушение; обездоленность; голод; нищета; порождаются войнами; раненый юноша; неповинные жертвы; искалеченные судьбы на совести развязавших войну; страшная актуальность; повторе­нии трагедии.)



Объясните известные вам орфограммы в этих словах и

словосочетаниях.





---Как вы понимаете слово «олицетворяет»? Подберите к нему синонимы. (означает, символизирует, представ­ляет.)



Как вы понимаете выражения «вечная память» и «бе­зымянная могила»? (Память об этих людях, о войне бу­дет передаваться из поколения в поколение; могила, где похоронен неизвестный солдат.)


Подберите синонимы к словам: актуальность (современность, злободневность), предупреждает (остерегает, заставляет задуматься)



Работа над текстoм сочинения


Ребята, вам предстоит написать сочинение-рассужде­ние с элементами описания. Вы уже знакомы с некото­рыми особенностями текста-рассуждения. Давайте вспомним, какова структура этого текста? (Он состоит из трех частей: тезис — доказательства вывод.) Слово «тезис» заимствовано из греческого языка. «Это краткая формулировка развернутого высказывания или ос­новной мысли... сочинения»1. Тезис — это та мысль, кото­рую вам нужно будет доказать, о которой и следует рас­суждать. Формулируя свой тезис, вы можете употреблять такие обороты: мне кажется, я убежден, я думаю. То есть в первую очередь здесь следует употреблять личные мес­тоимения.

Для того чтобы тезис не вызывал никаких сомнений, выглядел убедительно, требуются различные доказатель­ства. Именно они подтверждают правильность вашего те­зиса, здесь следует употреблять такие обороты, как чтобы убедиться, во-первых, во-вторых (два последних, а их мо­жет быть не два, а гораздо больше, указывают на количе­ство доказательств),

В любом рассуждении должен быть какой-то итог - вывод. Закономерно, что здесь вы можете у потреблять та­кую лексику: значит, итак, следовательно, поэтому, так как, словом, таким образом и т. д. (записать на доске.)

Таким образом, в рассуждении между предметами ус­танавливаются определенные причинно-следственные связи. Причем увидеть рассуждения невозможно, их мож­но только понять. Построение рассуждения легче всего начинать с вопроса.



Вам нужно будет написать сочинение-рассуждение по картине Б. Щербакова «Зло мира. Век XX». С какого вопроса или с какой фразы следует начать свое сочине­ние? Ведь в этом сочинении вам нужно не описать кар­тину, а рассуждать на основе картины. (Возможно, сле­дует сказать о войне вообще: чти такое война, что мы знаем о ней.)



Теперь вам нужно выдвинуть тезис. Подумайте, возмож­но, название подскажет вам основной смысл тезиса. (Война — это великое зло для людей. Война это зло мира. Страшное зло XX века — война.)





Ну что ж, ребята, давайте остановимся на первом из предложенных тезисов и попытаемся его доказать. Ка­кие же доказательства мы можем привести в пользу этого тезиса

В этом нам поможет картина. (Во-первых, лица людей, изображенных на картине, полны от­чаяния, страха, боли за свою cyдьбy и за судьбу своих родных. Во-вторых, они лишились крова, дома, семейно­го очага. В-третьих, теперь они обречены на нищету, голод. В-четвертых, неизвестно, какова станет даль­нейшая судьба всех этих людей. В-пятых, возможно, множество людей погибло во время бомбежки.) И третья часть нашего рассуждения — это вывод. Ка­ков же он? (Итак, война — - это страшная беда, недаром эта картина словно говорит нам: «Люди, будьте бди­тельны и не допускайте в свою жизнь это зло».) То есть в выводе, кроме самого итога, непосредствен­но вывода, прозвучит и призыв против войны. Ну что ж, ребята, я должна сказать: вы великолепно справи­лись с заданием. А свое сочинение вам нужно будет



немного расширить, подробнее проанализировав кар­тину в своих доказательствах. И не забудьте про крас­ки, ведь это тоже один из аргументов в пользу жесто­кости и несправедливости войны. И конечно, в этом

сочинении следует как можно подробнее остановить­ся на своем видении войны, на своем отношении к ней.



Дом.задание: Написание сочинения

Учитель предлагает дома или в классе написать сочи­нение-рассуждение по картине Б. Щербакова «Зло мира. Век XX», сформулировав свой тезис, не забывая про публицистический стиль речи, его особенности.


Пример сочинения «Война — это великое зло для каждого человека»

«Впервые о войне я узнал от своей бабушки. Она часто рассказывала о том, что увидела и испытала за эту страш­ную войну. Нищета, голод, страх за любимого человека, постоянный страх смерти... Всего не пересказать! «Вой­на — это великое зло для каждого человека, будь он солдат или совсем маленький ребенок», — говорила она. Я понимал эти слова, но не мог их до конца осознать.

Однажды на уроке русского языка учительница пока­зала нам картину художника Б. Щербакова «Зло мира. Век XX». Она сразу поразила меня своей безысходно­стью.

Отчаявшаяся девушка старательно поддерживает ра­неного юношу. Он весь в крови, а колени его изодраны. Рука девочки, которая сидит чуть дальше, безнадежно застыла на спине у пушистой домашней кошки. Ребе­нок, ухватившись за руку бабушки, пытается найти у неё ответы на интересующие его вопросы. Но что может ему ответить бабушка? Ничего. Ведь все они остались без крова, без дома. Одни безучастные обломки камней на­поминают о трагедии. Где теперь достать еду, одежду, где им всем жить? На заднем плане еще пылает огонь, по небу стелется серый дым — все это настоящее, а в будущем полная неизвестность. А может, кто-то еще и погиб из их родных? Что же может быть страшнее смер­ти? Не это ли самое страшное на земле? Не это ли зло для каждого?

К тому же и краски картины говорят о многом. Ху­дожник в основном использует только красный и серый цвета, а также их оттенки. Красный напоминает о крови и огне, а серый — о дыме, темноте. Цвета словно усугуб­ляют горе. А если посмотреть на название, то еще мно­гое станет ясным: любая война — это зло. Не имеет ни­какого значения, ради чего она затевалась, главное, что каждому, кого война затронула, она приносит горе, стра­дание, боль. Мне очень не хотелось бы оказать­ся на месте людей, изображенных на картине Б. Щерба­кова «Зло мира. Век XX», ведь неизвестно, смогут ли они когда-нибудь забыть о тех потерях, что принесла им вой­на. Я хочу, чтобы люди сделали все возможное для пре­дотвращения любых войн».

(Андрей П.)

























































8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Данилова Элина Владимировна

Дата: 30.04.2017

Номер свидетельства: 412482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства