Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. Сочинение- рассуждение по картине Б.Щербакова "Зло мира"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
муниципального образования
Гулькевичский район Краснодарского края
Учитель русского языка и литературы Данилова Э.В.
Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению- рассуждению с элементами описания по картине Б.В.Щербакова «Зло мира»
Цели урока:
• научить учащихся строить текст-рассуждение с элементами описания;
• познакомить учащихся с особенностями публицистического стиля речи;
• повторить сведения о теме и основной мысли;
• активизировать лексику на тему «война».
Оборудование урока: использование мультимедиапроектора, портрет Б. В. Щербакова,репродукция картины «3ло мира. Век XX», искусствоведческий текст о картине.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с небольшого, но очень глубокого по смыслу стихотворения. Эти строки поэта Ю. Воронова, прочитанные всего лишь раз, навсегда останутся в душе:
А может, нам о них забыть?
Опять война,
Опять блокада...
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить,
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь.
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она
Как сила нам
Нужна.
---О чем же это стихотворение? (Оно о памяти и совести, о том, что ни в коем случае нельзя забывать о воинах, нужно делать все, чтобы войны больше никогда не повторялись.)
---Это стихотворение действительно о войне, о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Что же такое война, не только та, о которой говорится в этом стихотворении, а война вообше?(война— это большое горе для тех, кто потерял близких людей, это великое зло. Результат только один: плач и страдания матерей, расставанья любимых, кровь, тысячи, иногда впустую, погубленных жизней.)
---Война — это зло. Можно ли говорить о каких-либо положительных результатах? (Порой горе объединяет людей: они крепче дружат, сильнее любят. Война так сильно захватывает чувства людей, что они создают архитектурные памятники, пишут книги, изображают увиденное на полотне, творят удивительную музыку.)
---Ты прав, действительно, война дает сильный эмоциональный толчок, и человек, особенно талантливый, начинает творить. Но ведь это вовсе не означает, что не может быть и наоборот: живет, например, какой-
нибудь гениальный художник, изображает на своих полотнах мирную жизнь людей, их труд, увлечения — и вдруг война... Он воюет, теряет на этой проклятой войне руки. И что же? Как ему, жившему своим
творчеством, вкладывающим всю свою душу в творение, забыть о самом главном в своей жизни?! Да и не только этот случай! Неужели есть в мире что-то, что дороже и ценнее человеческой жизни? Да и какое право имеет человек убивать себе подобного? Неужели психика может выдержать, неужели один человек будет спать спокойно после того, как убил другого? Пожалуй, только жестокий человек может сказать, что война — это необходимость.
---Вы правильно заметили, что на тему войны создано множество произведений искусства, в частности картин художников.
Рассказ о художнике (ученик с подготовленным сообщением)
Одним из художников, писавших о войне, был Борис Валентинович Щербаков. Родился он в 1916 году, воспитывался в семье русских интеллигентов, в среде художников, писателей и поэтов. Прожил на редкость интересную творческую жизнь. В 1939 году он окончил Всероссийскую академию художеств в Ленинграде. Портретное мастерство
Б.В. Щербакова было столь высоким, что за серию портретов известных людей художник получил Государственную премию. В течение тридцати лет одной из основных его тем была тема русского пейзажа, связанная с творчеством величайших русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Воплощенная на его холстах красота привлекает и завораживает. Его картины словно говорят: «Наша родина прекрасна, остановитесь, всмотритесь в нее, полюбуйтесь ею.» Подобное же возможно лишь тогда, когда художник искренен, когда он носит эти чувства внутри себя.
Он создал целую серию картин, посвященную древнерусской живописи.
Как только началась Великая Отечественная война, он, как и все его сверстники, был призван в действующую армию, в инженерные войска, и на протяжении всех лет войны находился в ее рядах. По распоряжению командования выезжал на наиболее активные участки фронта, в места, где проходили ожесточенные бои, и рисовал портреты воинов, только что вернувшихся из боя, героев передовой.
Одну из своих картин, посвященную войне, художник называет «Зло мира. Век XX». Она перед вами (демонстрация}.
Беседа по картине
Какое впечатление производит на вас эта картина? («Она сразу пугает той отчаянной ситуацией, что изображена на картине, оставляет очень тяжелые ощущения». «А мне она напомнила рассказ о войне моей бабушки, точнее, об одном из эпизодов войны, когда прямо рядом с ней рухнуло высокое здание, в котором, возможно, остались люди».)
Что же потрясает сразу, когда смотришь на картину? Что изображено на ней? (На обломках разрушенных зданий сидят несколько человек. Все они в полном отчаянии. Возможно, оставшиеся обломки недавно служили им домом. Там они ели, пили, беседовали друг с другом, радовались чему-то светлому, а иногда и ссорились. Это был их
семейный очаг. Мы видим, что девушка, прижавшись к раненому юноше, поддерживает его. Рука девочки, сидящей чуть дальше, замерла на гладкой шерсти кошки. Маленький ребенок ищет поддержки у пожилой женщины, не понимая происходящего вокруг, а она безучастным взглядом смотрит прямо перед собой. В этой ситуации трудно что-то объяснять.)
Такой маленький ребенок, а уже увидел и почувствовал, что значит жестокое слово «война». Ребята, обратите внимание: художник изображает несколько поколений людей, ведь все они разных возрастов.
Но почему же на его полотне нет солдат? Возможно, юноша воевал. Но ведь все остальные вряд ли принимали участие в войне. (Наверное, художник хочет показать, что война затрагивает всех, а не только воюющих. Самое страшное, что вовлеченными в нее оказались даже дети. Даже кошка пострадала от войны. А ведь кошка — это символ домашнего очага. Правда, теперь очаг разрушен. )
Мы с вами видим, что с героями произошло что-то страшное, ведь не просто так они оказались в таких условиях. Но в какое же время случилась эта трагедия? Вовремя Великой Отечественной войны, во время войны 1812 года, а может быть, это вовсе не война, а землетрясение? Обратите внимание в этой связи на
название картины. (Нет, скорее, это война, ведь мы видим остатки разрушенного кирпичного дома. Чуть слева догорает пламя еще не затухшего огня. По всему небу стелется серый дым. Дым обволакивает и несколько разрушенных сооружений на заднем плане. К тому же название картины говорит о многом: беды, приносимые войной, — это настоящее зло.)
Правильно, ребята, по подумайте: почему автор дает двойное название, добавляя «Век XX». Зачем это вроде бы незначительное прибавление? Почему не конкретизировать, не уточнить, о чем пойдет речь, о чем поведает зрителю полотно? (Просто художник Б. Щербаков подразумевал все воины, случившиеся в XXвеке. Ведь все они несли голод, разрушения, несчастья и страдания.)
Итак, перед нами картина — своеобразное обобщение, символ, намек на глобальный, мировой масштаб всего изображенного на этой картине. Какую роль в этой картине играют цвета? Назовите преобладающие из них. (Больше всего на картине красного цвета и его оттенков. Красный цвет везде: в одежде людей, на их лицах, на обломках здания, красного цвета огонь. Также много на картине серого цвета и его оттенков: дым, разрушенные здания на заднем плане, деревья, кирпичи, одежда людей. Даже кошка серая с белым.)
Почему же именно эти цвета использует художник? (Это цвета крови и горя, приносимого войной.)
Давайте еще раз вернемся к людям, изображенным на картине. Объясните подробнее, чем стала для них война? (В первую очередь они потеряли родной дом, теперь они обречены на голод и нищету. К тому же неизвестно, все ли остались живы. Возможно, кто-то погиб. Что станет с этими людьми теперь. Что им делать? Как жить дальше?)
Можем ли мы извлечь какой-нибудь урок из этой картины? (Мы не должны допускать повторения войн. И даже если вдруг воина развяжется, каждый пусть сделает все, чтобы она прекратилась.)
Ребята, а если бы вдруг вам представилась возможность спасти кого-либо из героев картины, но только одного. Кого бы вы спасли? («Бабушку, потому что она и так уже много перенесла». «А я бы, наверное, спас маленького ребенка, потому что впереди у него целая жизнь». «Если бы была возможность, то я спас бы девушку и юношу, потому что они любят и не смогут друг без друга жить».)
Искусствоведческий текст
---Ребята, вы очень хорошо сумели разгадать замысел художника. В этом мы убедимся, обратившись к искусствоведческому тексту по картине. Он написан дочерью художника Г. Б. Щербаковой для того, чтобы картина стала более понятной зрителю.
Созданная им (Щербаковым) галерея графических портретов снайперов, саперов, военных разведчиков является ценнейшим историческим документом, показывающим лица подлинных героев и спасителей Отечества, тем более что многие из них, самые смелые и отчаянные погибли ещё тогда, а до наших дней дожили не многие. Вечная память и благодарность им живёт в сердцах людей и сейчас. Война, величайшая трагедия нашего народа, унесшая миллионы лучших сыновей страны, до сих пор напоминает о себе тысячами безымянных могил.
Картина «Зло мира. Век XX» олицетворяет бедствия войны. Разрушение, обездоленность, голод и нищета порождаются войнами. Не случайно герои картины — пожилая женщина с ребенком, девочка, девушка и раненый юноша — ни в чем не повинные жертвы; их искалеченные судьбы на совести людей, развязавших войну. Страшная актуальность картины в наше вроде бы мирное время как бы предупреждает: «Люди, будьте осторожны! Не допустите повторения этой трагедии!»
Беседа по искусствоведческому тексту
Попробуйте определить, на сколько частей можно разбить данный текст. (Текcm можно разделить на части. Это два абзаца.)
Какова основная мысль первого абзаца? О чем повествуется в первой чисти? (Автор рассказывает о том, что создал художник Щербаков, какие написал картины о войне, о подлинных героях Отечества, о том, что воспоминания о войне живы до сих пор.}
Что описывается во втором абзаце? (Автор описывает картину Б. Щербакова «Зло мира. Век. XX». Особое внимание обращается на то, о чем предупреждает картина.)
Что объединяет эти два абзаца? (В первом абзаце мы читаем: «...война, величайшая трагедия нашего народа...», а во втором: «разрушение, обездоленность, голод и нищета порождаются воинами».)
Какой же тип речи свойственен данному тексту? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте подсчитаем, сколько представлено разных частей речи в этих двух абзацах. (Существительных — 51, прилагательных— ]8,глаголов— !0. Это текст-описание, поскольку в нем описывается картина Щербакова, то, что на ней изображено. К тому же в тексте преобладают имена существительные и прилагательные. Вместе с тем, здесь есть элементы рассуждения — в последних строках текста.)
Подумайте, в каком стиле написан этот текст. (Это как будто научно-популярный стиль, поскольку текст написан просто, понятно, он доступен для всех. Но в то же время в нем есть элементы другого стиля — незнакомого нам.)
Правильно, этот текст заканчивается призывом, обращением ко всему человечеству. Это черта
стиля, с которым вы до сих пор не были знакомы. — публицистического. Этот стиль используется в газетах, журналах, на собраниях. Его задача —убедить в чем-либо людей, воздействовать на них, сформировать правильное отношение к жизни. В этом стиле часто используются побудительные и восклицательные предложения, в чем вы уже убедились. Например: «Люди, не допустите повторения этой страшной трагедии!»
--- Мы с вам и уже говорил и о том, что автор текста —дочь художника. Как же выражена в тексте авторская позиция? (Голос автора как бы сливается с теми, кто безоговорочно осуждает войну, считает это зло величайшей трагедией народа.)
Подумайте, какая лексика помогает лучше, четче осознать авторскую позицию? Какие для этого в тексте употребляются существительные, прилагательные? (Автор употребляет прилагательные в превосходной и сравнительной степени: «величайшая», «самые смелые и отчаянные», «ценнейшим». В тексте используются особые существительные, затрагивающие общечеловеческие категории: «память» ,«благодарность», «трагедия», «совесть», «актуальность».)
Вы подсчитали количество глаголов в тексте. Больше всего глаголов и настоящем времени. Как вы думаете, почему? ( Потому что это актуальная цробаема, проблема нашего времени.)
Словарно-стилистическая и орфографическая работа по тексту
Выпишите из текста все слова и словосочетания, объединенные темой «Война». (Портретов снайперов, саперов; военных разведчиков; историческим документом; подлинных героев; спасителей Отечества, погибли тогда, дожили немногие, вечная память, трагедия народа, тысячами могил; безымянных могил; олицетворяет бедствия; бедствия войны; разрушение; обездоленность; голод; нищета; порождаются войнами; раненый юноша; неповинные жертвы; искалеченные судьбы на совести развязавших войну; страшная актуальность; повторении трагедии.)
Объясните известные вам орфограммы в этих словах и
словосочетаниях.
---Как вы понимаете слово «олицетворяет»? Подберите к нему синонимы. (означает, символизирует, представляет.)
Как вы понимаете выражения «вечная память» и «безымянная могила»? (Память об этих людях, о войне будет передаваться из поколения в поколение; могила, где похоронен неизвестный солдат.)
Ребята, вам предстоит написать сочинение-рассуждение с элементами описания. Вы уже знакомы с некоторыми особенностями текста-рассуждения. Давайте вспомним, какова структура этого текста? (Он состоит из трех частей: тезис — доказательства — вывод.) Слово «тезис» заимствовано из греческого языка. «Это краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли... сочинения»1. Тезис — это та мысль, которую вам нужно будет доказать, о которой и следует рассуждать. Формулируя свой тезис, вы можете употреблять такие обороты: мне кажется, я убежден, я думаю. То есть в первую очередь здесь следует употреблять личные местоимения.
Для того чтобы тезис не вызывал никаких сомнений, выглядел убедительно, требуются различные доказательства. Именно они подтверждают правильность вашего тезиса, здесь следует употреблять такие обороты, как чтобы убедиться, во-первых, во-вторых (два последних, а их может быть не два, а гораздо больше, указывают на количество доказательств),
В любом рассуждении должен быть какой-то итог - вывод. Закономерно, что здесь вы можете у потреблять такую лексику: значит, итак, следовательно, поэтому, так как, словом, таким образом и т. д. (записать на доске.)
Таким образом, в рассуждении между предметами устанавливаются определенные причинно-следственные связи. Причем увидеть рассуждения невозможно, их можно только понять. Построение рассуждения легче всего начинать с вопроса.
Вам нужно будет написать сочинение-рассуждение по картине Б. Щербакова «Зло мира. Век XX». С какого вопроса или с какой фразы следует начать свое сочинение? Ведь в этом сочинении вам нужно не описать картину, а рассуждать на основе картины. (Возможно, следует сказать о войне вообще: чти такое война, что мызнаем о ней.)
Теперь вам нужно выдвинуть тезис. Подумайте, возможно, название подскажет вам основной смысл тезиса. (Война — это великое зло для людей. Война — это зло мира. Страшное зло XX века — война.)
Ну что ж, ребята, давайте остановимся на первом из предложенных тезисов и попытаемся его доказать. Какие же доказательства мы можем привести в пользу этого тезиса
В этом нам поможет картина. (Во-первых, лица людей, изображенных на картине, полны отчаяния, страха, боли за свою cyдьбy и за судьбу своих родных. Во-вторых, они лишились крова, дома, семейного очага. В-третьих, теперь они обречены на нищету, голод. В-четвертых, неизвестно, какова станет дальнейшая судьба всех этих людей. В-пятых, возможно, множество людей погибло во время бомбежки.) И третья часть нашего рассуждения — это вывод. Каков же он? (Итак, война — - это страшная беда, недаром эта картина словно говорит нам: «Люди, будьте бдительны и не допускайте в свою жизнь это зло».) То есть в выводе, кроме самого итога, непосредственно вывода, прозвучит и призыв против войны. Ну что ж, ребята, я должна сказать: вы великолепно справились с заданием. А свое сочинение вам нужно будет
немного расширить, подробнее проанализировав картину в своих доказательствах. И не забудьте про краски, ведь это тоже один из аргументов в пользу жестокости и несправедливости войны. И конечно, в этом
сочинении следует как можно подробнее остановиться на своем видении войны, на своем отношении к ней.
Дом.задание: Написание сочинения
Учитель предлагает дома или в классе написать сочинение-рассуждение по картине Б. Щербакова «Зло мира. Век XX», сформулировав свой тезис, не забывая про публицистический стиль речи, его особенности.
Пример сочинения «Война — это великое зло для каждого человека»
«Впервые о войне я узнал от своей бабушки. Она часто рассказывала о том, что увидела и испытала за эту страшную войну. Нищета, голод, страх за любимого человека, постоянный страх смерти... Всего не пересказать! «Война — это великое зло для каждого человека, будь он солдат или совсем маленький ребенок», — говорила она. Я понимал эти слова, но не мог их до конца осознать.
Однажды на уроке русского языка учительница показала нам картину художника Б. Щербакова «Зло мира. Век XX». Она сразу поразила меня своей безысходностью.
Отчаявшаяся девушка старательно поддерживает раненого юношу. Он весь в крови, а колени его изодраны. Рука девочки, которая сидит чуть дальше, безнадежно застыла на спине у пушистой домашней кошки. Ребенок, ухватившись за руку бабушки, пытается найти у неё ответы на интересующие его вопросы. Но что может ему ответить бабушка? Ничего. Ведь все они остались без крова, без дома. Одни безучастные обломки камней напоминают о трагедии. Где теперь достать еду, одежду, где им всем жить? На заднем плане еще пылает огонь, по небу стелется серый дым — все это настоящее, а в будущем полная неизвестность. А может, кто-то еще и погиб из их родных? Что же может быть страшнее смерти? Не это ли самое страшное на земле? Не это ли зло для каждого?
К тому же и краски картины говорят о многом. Художник в основном использует только красный и серый цвета, а также их оттенки. Красный напоминает о крови и огне, а серый — о дыме, темноте. Цвета словно усугубляют горе. А если посмотреть на название, то еще многое станет ясным: любая война — это зло. Не имеет никакого значения, ради чего она затевалась, главное, что каждому, кого война затронула, она приносит горе, страдание, боль. Мне очень не хотелось бы оказаться на месте людей, изображенных на картине Б. Щербакова «Зло мира. Век XX», ведь неизвестно, смогут ли они когда-нибудь забыть о тех потерях, что принесла им война. Я хочу, чтобы люди сделали все возможное для предотвращения любых войн».