Урок развития речи по русскому языку "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Человек и окружающие его люди"
Урок развития речи по русскому языку "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Человек и окружающие его люди"
Цель урока: научить учащихся писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Данный вид работы предполагает готовить учащихся 8 класса к творческой части ГИА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Человек и окружающие его люди"»
Урок развития речи в 8 классе
Сочинение – рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов на морально – этическую тему «Человек и окружающие его люди» (Слайд 1)
Учитель русского языка и литературы Бордиян Андрияна Фёдоровна
Цель урока: Учить писать сочинение- рассуждение; развитие речи учащихся; способствовать воспитанию ответственности за свои поступки.(Слайд 2)
Ход урока
I. Объявление темы урока, целей.
II.Беседа о структуре сочинения - рассуждения.
1.Повторение изученного.
- Какие типы речи вам известны? (Ответы учеников. По щелчку появляется правильные ответы) (Слайд 3)
2. Сегодня мы вами будем говорить о типе речи - рассуждении.
- Какова структура рассуждения? Сколько частей можно выделить в рассуждении?
-Назовите их. ( По щелчку появляются ответы) (Слайд 4)
Рассуждать - значит доказывать
I.Вступление
тезис-то, что надо доказать
II.Основная часть
доказательство
III.Заключение
вывод, следствие
- Какая часть по объёму самая большая?
III. Словарная работа. (выступление заранее подготовленного ученика). (Ответы ученика. По щелчку появляются правильные ответы) (Слайд 5-6)
- Дайте лексическое толкование слов:
мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики.
нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе
этика- совокупность норм поведения
манера –способ держать себя в обществе
IV. Работа с текстами.
Слово учителя. Для работы на уроке мною взяты два текста. Один из них будет прочитан вами, а другой мной.
А) Работа с текстом для прослушивания
Автором первого текста, является Т.Н. Тэсс (несколько слов об авторе очерка). (Слайд 7)
Итак, прочтём очерк «Памятник подлецу». (Слайд 8)
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и Вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, Выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто- то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
- Определите, тип речи, стиль речи.
- Определите, тему и основную мысль данного текста.
Б) Работа с текстом для прочтения (отпечатанные варианты текста у каждого ученика)
Автором текста, выбранного для прочтения, является Д.С. Лихачёв. Несколько слов о нём. (Слайд 9)
Слово учителя. Д.С. Лихачёв написал письма, адресованные молодому поколению. Эти письма опубликованы под единым названием «Письма о добром»
(демонстрация издания) (Слайд 10)
Так вот данный текст представляет собой отрывок из одного такого письма.
Письмо тринадцатое.
О воспитанности.
Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?
Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…
Манера, одежда, походка – всё поведение должно быть сдержанным и … красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.
Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное.
Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не только манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.
- Определите, тип речи, стиль речи. (Слайд 11)
- Определите, тему и основную мысль данного текста.
- Сформулируйте основную проблему, поднятую авторами в этих текстах.
- Какова основная идея данных тексов?
- Определите, позицию автора.
V. Работа по написанию сочинения – рассуждения
А) Работа над вступлением.
Тезис – проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты.
Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и сформулируем самостоятельно тезис. (Слайд 12)
1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве
2. Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами
3. При помощи риторического вопроса
4. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тезис.
Проверка.
Вот возможные тезисы. (Слайд 13-14)
1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе.
2. Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.
3. Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;
4. Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе».
В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.
Б). Работа над основной частью.
Основная часть представляет собой: комментарий сформулированной проблемы с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт,
собственную точку зрения и аргументы, убеждающие в её правомерности.
Ответы на вопросы, предложенные на слайде, помогут вам в написании основной части сочинения. (Слайд 15).
Что вы понимаете под бережным отношением?
В чём оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?
В чём разумное отношение к другим проявляется лично у вас?
Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим». Как вы это понимаете?
Воспитываете ли вы в себе это чувство?
Почему именно эти два текста взяты за основу урока?
В). Вывод сочинения - рассуждения. (Слайд 16)
Помните, что:
вывод в рассуждении – это доказанный тезис;
вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью;
наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершённость;
вывод – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение.
VI. Составление плана сочинения и его обсуждение.
Примерный план сочинения – рассуждения (Слайд 17)
Вступление. Что такое нравственность?
II. Основная часть. Уважительное отношение к другим.
1) проблема - «своим поведением вы выявляете свою суть»?
2) комментарий - какие качества должен воспитать в себе каждый человек?
3) позиция автора текста - нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным.
III. Заключение. В чем актуальность данной проблемы?
VII. Итог урока. (Слайд 18)
- О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили?