kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по русскому языку "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Человек и окружающие его люди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить учащихся писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Данный вид работы предполагает готовить учащихся 8 класса к творческой части ГИА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Человек и окружающие его люди"»

Урок развития речи в 8 классе


Сочинение – рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов на морально – этическую тему «Человек и окружающие его люди» (Слайд 1)

Учитель русского языка и литературы Бордиян Андрияна Фёдоровна

Цель урока: Учить писать сочинение- рассуждение; развитие речи учащихся; способствовать воспитанию ответственности за свои поступки. (Слайд 2)

Ход урока

I. Объявление темы урока, целей.

II. Беседа о структуре сочинения - рассуждения.

1. Повторение изученного.

- Какие типы речи вам известны? (Ответы учеников. По щелчку появляется правильные ответы) (Слайд 3)

2. Сегодня мы вами будем говорить о типе речи - рассуждении.

- Какова структура рассуждения? Сколько частей можно выделить в рассуждении?

-Назовите их. ( По щелчку появляются ответы) (Слайд 4)

Рассуждать - значит доказывать

I. Вступление

тезис-то, что надо доказать

II. Основная часть

доказательство

III. Заключение

вывод, следствие

- Какая часть по объёму самая большая?

III. Словарная работа. (выступление заранее подготовленного ученика). (Ответы ученика. По щелчку появляются правильные ответы) (Слайд 5-6)

- Дайте лексическое толкование слов:

мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики.

нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе

этика- совокупность норм поведения

манера –способ держать себя в обществе


 IV. Работа с текстами.

Слово учителя. Для работы на уроке мною взяты два текста. Один из них будет прочитан вами, а другой мной.

А) Работа с текстом для прослушивания

Автором первого текста, является Т.Н. Тэсс (несколько слов об авторе очерка). (Слайд 7)

Итак, прочтём очерк «Памятник подлецу». (Слайд 8)

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и Вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, Выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто- то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго  смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

- Определите, тип речи, стиль речи.

- Определите, тему и основную мысль данного текста.

Б) Работа с текстом для прочтения (отпечатанные варианты текста у каждого ученика)

Автором текста, выбранного для прочтения, является Д.С. Лихачёв. Несколько слов о нём. (Слайд 9)

Слово учителя. Д.С. Лихачёв написал письма, адресованные молодому поколению. Эти письма опубликованы под единым названием «Письма о добром»

(демонстрация издания) (Слайд 10)

Так вот данный текст представляет собой отрывок из одного такого письма.

Письмо тринадцатое.

О воспитанности.

Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?

Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…

Манера, одежда, походка – всё поведение должно быть сдержанным и … красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.

Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное.

Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не только манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

- Определите, тип речи, стиль речи. (Слайд 11)

- Определите, тему и основную мысль данного текста.

- Сформулируйте основную проблему, поднятую авторами в этих текстах.

- Какова основная идея данных тексов?

- Определите, позицию автора.

V. Работа по написанию сочинения – рассуждения

А) Работа над вступлением.

Тезис – проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и сформулируем самостоятельно тезис. (Слайд 12)

1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве

2. Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами

3. При помощи риторического вопроса

4. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тезис.

Проверка.

Вот возможные тезисы. (Слайд 13-14)

1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе.

2. Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

3. Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

4. Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе».

В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.

Б). Работа над основной частью.

Основная часть представляет собой: комментарий сформулированной проблемы с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт,

собственную точку зрения и аргументы, убеждающие в её правомерности.

- Попробуем прокомментировать проблему, поднятую авторами.

Ответы на вопросы, предложенные на слайде, помогут вам в написании основной части сочинения. (Слайд 15).

Что вы понимаете под бережным отношением?

В чём оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?

В чём разумное отношение к другим проявляется лично у вас?

Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим». Как вы это понимаете?

Воспитываете ли вы в себе это чувство?

Почему именно эти два текста взяты за основу урока?

В). Вывод сочинения - рассуждения. (Слайд 16)

Помните, что:

вывод в рассуждении – это доказанный тезис;

вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью;

наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершённость;

вывод – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение.

VI. Составление плана сочинения и его обсуждение.

Примерный план сочинения – рассуждения (Слайд 17)

  1. Вступление. Что такое нравственность?

II. Основная часть. Уважительное отношение к другим.

1) проблема - «своим поведением вы выявляете свою суть»?

2) комментарий - какие качества должен воспитать в себе каждый человек?

3) позиция автора текста - нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным.

III. Заключение. В чем актуальность данной проблемы?

VII. Итог урока. (Слайд 18)

- О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили?

- Актуальна ли она в современном мире?

- Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?

Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бордиян Андрияна Фёдоровна

Дата: 05.08.2017

Номер свидетельства: 424947


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства