Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Описание памятника А.С.Пушкину в Москве"»
Урок развития речи в 8 классе
Подготовка к описанию памятника А. С. Пушкину в Москве
Цели: дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах; развивать дар слова, умение описывать памятник скульптуры; воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, к личности А. С. Пушкина
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Чтение эпиграфа:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
А.С. Пушкин «Памятник»
Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник».
Сообщение темы и целей урока.
На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращается движение потока людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и многим людям, живущим в самых отдалённых уголках нашей страны и за границей. На пьедестале всегда лежат цветы. Чьи-то заботливые руки время от времени обновляют их. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым талантом поэта.
История создания памятника (Сообщение ученика)
Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник А. С. Пушкину. Но прежде всего послушаем сообщение об истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу рассказа запишите ключевые слова.
Памятник был открыт в Москве в 1880 году. Его с полным основанием можно назвать не только первым, но и народным памятником А. С. Пушкину. Ведь он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. В конкурсе на лучший памятник участвовали многие выдающиеся скульпторы. Но победил А. М. Опекушин. (Запись в тетрадях: Открытие памятника в Москве в 1880 году. Автор - А.М. Опекушин.)
Его жизнь не была радостной и лёгкой. Он родился 11 ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина. Отец будущего скульптора тоже был опытным лепщиком. Опекушина отдали на обучение в Петербург.
Его жизнь – это постоянная нужда, болезни и голод юности, потом заботы о семье, нелёгкий труд копииста днём и работа по ночам в мастерской. Свободу свою он купил на скопленные по грошам деньги.
В 1860 году, когда отмечалось 50-летие Лицея, было принято решение о создании 1-ого памятника Александру Сергеевичу Пушкину.
Опекушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать памятник великому поэту, и он весь отдался работе.
Отзывы современников о внешности А. С. Пушкина (Сообщение ученика)
Внешность Пушкина не была красивой – это всем известно, но лицо его было очень живо, обаятельно. И современники это отмечали. Вот как они его описывали.
По свидетельству одного из близких друзей А. С. Пушкина поэта В. П. Горчакова, Пушкин был «человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приёмах, часто смеющийся в избытке непринуждённой весёлости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие».
И. А. Гончаров так описывает наружность поэта: «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».
Почему так отличаются эти отзывы о внешности Пушкина, как вы думаете? (Горчаков – друг Пушкина, к тому же, видимо, знавший его в юности, а Гончаров – сторонний наблюдатель, он видел Пушкина в поздние годы, которые были для поэта особенно сложными)
История создания (продолжение)
Попробуем представить себе, каким путём зародилась у Опекушина идея памятника. По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия поэта:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь свои мечтам.
Он мог совершенно отчётливо представить себе одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским улицам. На нём накинут широкий свободный плащ, сырой ветер раздувает его, кругом снуют люди и экипажи. Уже падают капли дождя, но поэт снял шляпу и внутренним слухом, всем своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно… Он наедине со своим творчеством, ничто не мешает ему.
Открытие памятника (Сообщение ученика)
Послушайте, как об открытии памятника вспоминал писатель Г. Успенский:
«Около двух часов дня, перед глазами большой, хоть и не особенно, толпы, упала скрывающая памятник поэта холстина, и перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с внимательным, тихим, вдумчивым взором, фигура Пушкина и положительно скажу, все, кто ни был тут, пережили и никогда не забудут не столько сильного, сколько – нового впечатления этой минуты. … Ново было именно это думающее доброе лицо, новое было торжество во имя человека, который и славен только работой своей мысли… Эта дума, эта мысль, не сходящая с лица поэта, который удостоился быть увековеченным потому только, что «пробуждал чувства добрые»…
А вот что писали в те дни газеты:
«… И вот среди сбитого с толка и растерявшегося общества, среди тяжёлых условий его жизни, на Тверской площади вдруг встала величавая фигура дорогого народного поэта! Чем-то новым, свежим, живым и свежим пахнуло в душном воздухе, и нам почудилось присутствие великого духа. Грустно смотрит Пушкин вдаль, и тайная мысль заботит открытое чело вдохновенного художника…
«О чём грустит душа поэта?»
Пусть каждый разгадает эту заветную думу и даст себе ответ. Но нам кажется, что дух поэта грустит над нашим настоящим, тревожно смотрит в будущее и призывает нас к иным трудам и подвигам, указывает нам наши стремления».
Что объединяет эти воспоминания? (От памятника повеяло чем-то новым, доселе невиданным. Пушкин предстаёт как умный, добрый мыслитель, затаивший глубокую думу)
Беседа. Словарная работа
Давайте рассмотрим памятник в деталях
Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)
*Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал, постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места».
Архитектор постамента -В.А. Петров. Пьедестал изготовлен из тёмно-серого и тёмно-красногогранита. Обратите внимание, что на боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения Пушкина «Памятник», которые мы взяли в качестве эпиграфа к уроку.
Что ещё мы видим на постаменте? (Лира символизирует творчество, а лавровый венок - заслуги поэта перед народом).
Опишите позу поэта (Пушкин стоит, выдвинув за край постамента левую ногу. Благодаря этому, создаётся впечатление, что поэт приостановился ненадолго и скоро продолжит свой путь)
Во что одет поэт? (Он одет в широкий плащ, ниспадающий складками. Под крылаткой - сюртук. Правая рука поэта покоится за обшлагом сюртука)
Что подчёркивают спадающие вниз складки плаща? (Они подчёркивают момент начала движения)
Что мы видим сзади поэта? (Левая рука отведена за спину, в ней Пушкин держит шляпу - цилиндр)
Что выражает поза поэта? (Свободу, непринуждённость, кажется, что поэт гуляет с нами по улице)
Как вы думаете, какую функцию выполняют фонари? (Они создаю иллюзию, что поэт вышел на прогулку)
Попробуйте сказать о размерах памятника? (Он не поражает и не подавляет своими размерами)
Какова была задача, которую ставил перед собой Опекушин? (Изобразить Пушкина-творца, гениального поэта, но в то же время и простого человека)
В какой момент Опекушин изображает поэта? (В момент задумчивой сосредоточенности, творческого вдохновения)
Подберите эпитеты к лицу поэта (спокойное, приветливое, полное благородства и мысли, склонённое, сосредоточенное, грустное)
Попробуйте описать лицо Пушкина (Пушкин склонил в задумчивости курчавую голову. Умные глазабудто прозревают даль времён)
Составление плана
Составим план нашего сочинения
О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать лирическое вступление о фигуре на самой оживлённой улице Москвы)
Озаглавьте вступление (1. Памятник на одной из самых шумных площадей Москвы. 2. Создание памятника и история его открытия)
Какова была задача Опекушина? (Изобразить не только поэта в минуту творческого вдохновения, но и обычного человека)
Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это портрет поэта и обычного человека)
С чего мы начнём описание памятника? (С позы)
Озаглавьте первый подпункт (Поза поэта, выражающая едва уловимое движение)
Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Складки плаща и шляпа в левой руке)
Как озаглавить подпункт о лице поэта? (Задумчивое лицо поэта)
Не забудьте озаглавить подпункты о фонарях, играющих важную роль в композиции, и о размерах памятника (Четыре чугунных фонаря, размеры памятника)
Что можно написать в заключении? (Почему этот памятник привлекает людей, считается самым главным монументом поэту)
Озаглавьте заключение (Памятник Опекушина – самый первый и лучший монумент поэту).
План.
1. Памятник на одной из самых шумных площадей Москвы. История создания памятника.
2.Замысел скульптора.
3.Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении:
а. поза поэта, выражающая едва уловимое движение поэта;
б. складки плаща и шляпа в левой руке;
в. задумчивое лицо поэта;
г. гранитный постамент;
д. чугунные фонари.
4. Отношение народа к памятнику.
В завершение урока послушайте, как описал этот памятник и своё отношение к нему С. Маршак в своём стихотворении «У памятника».
У памятника на бульваре летом
Играют дети. И, склонив главу,
По пояс озарён вечерним светом, Он с возвышенья смотрит на Москву.
Поют, гудят машины, выбегая
На площадь и бульвар из-за угла.
Бурлит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.
А он всё тот же. Только год от года
Фигура с наклонённой головой
Роднее и дороже для народа,
Шумящего вокруг на мостовой.
Участник наших радостей и бедствий,
Стоит незыблем в бурю и грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.
Домашнее задание: написать сочинение- описание памятника А.С. Пушкину