kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Футбол привлекал к себе внимание всегда. Футбол вчера и сегодня: больше общего или различий?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»»

Футбол привлекал внимание поэтов, музыкантов, художников. И сегодня перед нами картина С.Л. Григорьева «Вратарь».

Сообщение ученика - биографа.

1. пл Слайд1 . Сергей Алексеевич Григорьев - народный художник Украины, родился в Луганске в многодетной семье железнодорожника. Широкую известность приобрел как автор произведений на тему семьи и школы.

Слайд 2. Лучшие полотна художника посвящены детям. Среди них известны картины: «Обсуждение двойки», «Вступление в комсомол», «Девочка в шубке», «Девочка с яблоком», «Внучка поэта».

Это история, это колорит того временини в которое жил художник которое безвозвратно ушло, сейчас и которое можно только изучать по учебникам или произведениям литет, музыки, живописи

1 пл. картина «Вратарь», написана в 1949 г. Воспроизводит тяжёлое послевоенное время. Конечно сейчас сегодняшние футболисты, вратари и болельщики выглядят иначе. Но до сих пор остаются накал страстей, ожидание удара, реакция зрителей, которые мастерски передал художник.

Беседа но картине.

Слайд 3 . Сейчас внимательно еще раз рассмотрите картину

2пл ОБЩИЙ ПЛАН Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили? (Осенний погожий день Листья пожелтели, опадают с деревьев, они разбросаны по земле. Полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.

  • 2 пл Где происходит действие, изображенное на картине? (Действие происходит на пустой площадке за домом, а не на футбольном поле. Ворота ребята «соорудили» из портфелей и сумок.)

  • 3 пл. Кто является главным действующим лицом картины? (Светловолосый мальчик, лет 14.)

  • 3 а пл Описание Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду. (Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись, ожидая мяч, внимательно следит за игрой. Его поза помогает нам понять, что возможно сейчас придется отражать удар мяча, хотя его и не видно. Но вратарь готов в любой миг защитить ворота. На нем темный свитер, школьная рубашка, короткие штаны, на руках кожаные перчатки. На ногах спущенные носки, галоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему приходилось падать. Видно, что

  • 4. это бесстрашный вратарь.) Опишите мальчика, который стоит позади вратаря. (За вратарем стоит мальчик, заложив руки за спину и выпятив живот. Одет он в красный лыжный костюм. Может быть, это младший брат вратаря. Он хочет его подстраховать.)

  • 5. Кто наблюдает за игрой? (Болельщики или зрители.)

  • Кто особенно сильно увлечен происходящим? (Дети) Опишите их. (на досках расположились дети разного возраста, рядом с ними мужчина, который оказался здесь случайно. Он одет в костюм, вышитую рубашку, на голове шляпа, в руке папка с бумагами Он сильнее всех захвачен игрой и мальчик в темно - зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, приподняв голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышом на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки - с куклой в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя тоже не отрывают глаз от игры.

  • Что объединяет болельщиков? (Все они смотрят в одну сторону, вправо, где идет напряженная борьба за мяч.)

  • В чем разница? (Они расположились по - разному: и взгляды, и позы их различны.)

  • Кто равнодушно относится к игре? (Свернувшаяся у ног болельщиков белая собачонка с черным пятнышком на ухе.)

  • Ребята, как вы думаете, почему картина называется «Вратарь»? (Вратарь-главное действующее лицо картины, который вызывает симпатии у зрителя.)

  • Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной?

Вывод: 1. Футбол - любимый вид спорта.

  1. Футбол - увлекательное зрелище,

- Какой знак препинания ставится в этих предложениях? Почему? (Оба члена предложения выражены существительными в И.п.) Запишите их в тетрадь.

Обобщение учителя:

Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине футбольного матча, но по напряженной позе вратаря, по выражению лиц болельщиков, мы догадываемся, что на поле острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использовал такие средства живописи как композицию, детали, цвет, освещение.

  • Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С. А. Григорьев вратаря? (На переднем, почти в центре картины. Отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза и привлекает наше внимание.)

  • Кто изображен на втором плане картины? (Дети и мужчина, они расположены так, что все хорошо видно.)

  • Что вы видите на заднем плане? (Город, огромные здания, жилые дома.)

  • Обратим внимание на детали в картине (Ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки.)

  • (Каждая деталь важна; она подчеркивает главную мысль художника

  • Какие цвета и оттенки использует художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного события? (Теплые цвета и оттенки: желтый, красный, светло - коричневый. Земля светло - коричневая, желтые листья и доски, на которых сидят болельщики. Красный костюм на мальчике, шапочка на девочке, бант у школьницы, вышивка на рубахе у мужчины, галстуки. Эти цвета помогают передать напряженность игры, вызывают бодрое настроение.)

  • Нравится ли вам эта картина? Почему? (Да, на ней все изображено так, как бывает в жизни. )

  • (Какие чувства вызывает у вас это полотно? (Хочется самому стать на место вратаря и играть в футбол.)

  • А кто из вас любит футбол? Что вы знаете о вратаре?

Слайд 4.

  • Сообщение знатока футбола (спортивного журналиста, комментатора) о роли вратаря в команде. (Это главное лицо в футбольной команде, потому что от него зачастую зависит финал игры. Подавая мяч, он знает, кому из игроков выбросить мяч. При штрафных ударах организует защиту, а также команду в атаку. При возникновении острого момента, он должен мгновенно принять правильное решение.)



Слайд 5.

  • Кого из знаменитых вратарей вы знаете? АГЕНФЕЕВ (Легенда футбола СССР - вратарь Лев Иванович Яшин. За свою карьеру, как утверждают источники, отбил 150 пенальти. Заслуженный мастер спорта. Обладатель знаменитого приза «Золотой мяч». Памятник установлен в Лужниках на Аллее Дружбы.)

Слайд 6.

Словарная работа. Запись слов в тетрадь под диктовку и самоконтроль.

  • футбол, состязание, матч;

  • бесстрашный вратарь, кожаные перчатки, ушибленное колено;

  • завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать вратаря;

  • пиджак, свитер, капюшон;

  • в легкой дымке, очертания строек.


- Какими правилами объясните трудные написания?


Слайд 7.


Предупреждение речевых ошибок. Слова – синонимы.

- художник, мастер живописи, автор;

- картина, полотно, произведение искусства;

- увлекательный, интересный, захватывающий;

- внимательно, сосредоточенно;

- быстрый, проворный, стремительный;

- броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться.


Прочитайте и запишите в тетрадь.


Слайд 8.


Употребление деепричаетных оборотов в речи.

- Ребята, чтобы ваше сочинение было ярче, выразительнеес и живее, постарайтесь употреблять деепричастные обороты:

  • ожидая мяч, защищая ворота, слегка согнувшись, поставив руки на колени, сосредоточив внимание;

  • заложив руки за спину, выпятив живот, внимательно наблюдая за мячом;

  • оказавшись здесь случайно, держа и руках папку с бумагами, затаив дыхание и приподняв голову, обнявши маленького брата, поставив руки на пояс, держа в руках куклу, согнувшись и скрестив мальцы рук.

  • Что обозначает деепричастие? (Добавочное действие при основном глаголе - сказуемом )

  • добавочном действии, выраженном деепричастным оборотом? (Они должны относиться к одному лицу)

Слайд 9.



Работа над планом сочинения. Выберите один из вариатов.

Вариант I. (Сложный)


1. Тема и основная мысль картины.

2. Описание картины С.А. Григорьева «Вратарь»:

а) на пустыре в погожий осенний день;

б) бесстрашный вратарь;

в) мальчик в красном костюме;

г) болельщики и зрители.

3. Особенности композиции картины.

4. Роль деталей в картине.

5. Колорит картины.

6. Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали.

7. Мое отношение к картине.

Вариант II. (Простой)

  1. За домом в погожий осенний день.

  2. Бесстрашный вратарь и его помощник.

  3. Зрители “болеют” по-разному.

  4. Мастерство художника.

  5. Моё впечатление о картине.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»

Автор: Кузнецова Ольга Викторовна

Дата: 28.03.2020

Номер свидетельства: 544556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства