Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе Е.Широков "Друзья"»
Тема: Сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья»
Цели: познакомить учащихся с содержанием картины Евгения Николаевича Широкова «Друзья»; вырабатывать навык написания сочинения, умение формулировать свою мысль, выражая свое отношение к теме; продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся, воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили»;учить использовать в речи средства художественной выразительности.
Оборудование: портрет художника, репродукция картины «Друзья»
Ход урока.
I. Оргмомент. Сообщение целей урока. Слово о художнике.
Автором картины «Друзья» является Евгений Николаевич Широков - н
ародный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства 2 половины XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
II. Работа по новой теме. Подготовка к сочинению.(беседа)
1. Слово учителя.
Перед нами репродукция картины Е.Н.Широкова «Друзья»
Давайте вспомним, что такое репродукция? (Репродукция - Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии. Репродукция-картина, рисунок, воспроизведённый типографическим способом. Альбом с репродукциями картин известных художников.)
Возможно, трудную минуту пришлось пережить героям картины Широкова.
Внимательно рассмотрите репродукцию.
2. Беседа по картине.
– Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?
– Что значит по-вашему дружба, друзья?
– В толковом словаре Ожегова читаем:
«Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;
2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Глаза)
Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
(сине-серые, холодные тона)
На уроках ИЗО вы это изучали .Какие это тона? (Холодные)
-Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
(Может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»).
-Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?
-Пожалуй, такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушными.
Учитель: Глаза – зеркало души
Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.
О красоте таких человеческих лиц Н.А.Заболоцкий даже стихотворение написал, осудив равнодушие, черствость, злобу.
Чтение стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
-Вот сколько увидел Николай Заболоцкий, вглядываясь в лица! Согласны ли вы с автором, что по лицам можно многое прочесть?
3. Подготовка к сочинению. (Составление плана.) Учитель: Посмотрите на своих одноклассников, вспомните друзей. Какие «говорящие» лица бывают?
-Каким будет ваш текст по типу речи? Почему? (Описание)
-Кого будете описывать? (Мальчика и собаку)
-Чтобы глубже передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (Рассуждение).
-Сколько частей будет в вашем сочинении? Запишите краткий план.
I. Вступление.
II.Основная часть:
- описание мальчика
-описание собаки
III. Вывод – рассуждение о значении дружбы в жизни людей и животных.
– О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е. Широкова?
5..
-Вспомните план описания внешности человека.
(Лицо, глаза, поза, одежда)
-О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е.Широкова?
Глаза: задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью, печальные.
Поза: сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку.
Одежда: спокойных тонов, сине-серая.
Чувства: одиноко, доверяет тайны, с любовью.
II часть
-А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.
Порода: гладкая шерсть, черный окрас,
Поза: лежит, положив голову на лапы.
Глаза: грустные, добрые.
III часть
-Описанию чего вы уделите особое внимание?
(Взаимоотношениям между человеком и собакой)
-Какие произведения художественной литературы вы прочитали по данной теме? Приведите примеры верности собаки человеку и используйте их в своем сочинении.
Составление таблицы
Мальчик
Средства художественной выразительности
Лицо
Глаза
Грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое
Задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью
Поза
Одежда
Сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку
Спокойных тонов, сине-серая
– А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.
– Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение?
– Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени) или сочинение от имени друга мальчика (вы зашли в комнату и увидели своего друга огорчённым; опишите, как он выглядел в тот момент; расскажите о том, что его расстроило) или просто опишите картину.
–Описанию чего вы уделите особое внимание?
III. Прочитайте ПАМЯТКУ « Как работать над рассказом по картине» (повторение)
IV. Работа над сочинением в черновиках.
Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».
(образец сочинения)
Персонажами картины «Друзья» являются мальчик и собака. В глазах Вити и его четвероного верного друга таится грустное настроение. Возможно, у хозяина собаки проблемы, он переживает и делится своими переживаниями с Дружком. А может, и наоборот, кто-то бездушный обидел пса, и паренек пытается успокоить его.
Мы видим друзей расположившимися на широком диване. Бордового цвета покрывало на диване помято. Друзья, как мы можем догадаться, хорошо понимают друг друга. Джек лежит молча, опустив голову на передние лапы. Это красивый породистый пес черного окраса, гладкошерстный, с красивыми белыми кончиками лап. Желтые глаза его полны печали.
Витя гладит собаку рукой, думает о том, как им обоим сейчас невесело. На смуглом худощавом лице мальчика выделяются добрые, задумчивые, наполненные любовью к другу глаза. Одет он в простые серые брюки, синюю футболку и домашние сандалии. Волосы прямые, русые. Он сидит, подогнув под себя ногу, - ему так удобнее делиться своими чувствами с другом:
-Ничего, Дружок, всё будет хорошо,- успокаивает мальчик собаку.
Мы верим, что совсем скоро минуты огорчения сменятся для героев картины радостью. Ведь на то она и дружба, чтобы проявить верность, взаимопонимание. Автор хотел показать нам любовь и поддержку между человеком и собакой. Недаром в русской пословице говорится: «Друга иметь – себя не жалеть».