Урок развития речи в 6 классе Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Оформление урока: раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал
№ этапа урока | Деятельность учителя и учеников |
1. Орг. момент. | Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы . |
2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность) Повторение | 1) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.) 2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.) 3) Сколько лет в одном веке? (Сто.) 4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.) 5) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.) 6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.) 7) Вы – это местоимение ... лица. (2л.) 8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.) 9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) 10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) 11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква). 12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я). |
3. Слово учителя. Тема и цели урока. | - Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться. Читаем эпиграф, комментируем его. Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока: (дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения). Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия. |
4. Повторение известного о типах речи | Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение). Как различаются типы речи? |
Тренировочные упражнения. | 1 у доски - Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок: Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события Общее впечатление о предмете. Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) : Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ написать название каждого типа речи | | | 1. Общее впечатление о предмете. 2. Признаки предмета. | 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод. | 1. Начало события. 2. Продолжение события. 3. Конец события. | |
Остальные: прочитать текст выразительно Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте? Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому) ВЫВОДЫ: Чем отличается текст рассуждения от других типов речи? Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства? (во-первых, во-вторых) Какое слово связывает доказательства и вывод? |
5. Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа) | — В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь). В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения. Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему, почему? |
6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436 | Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите. (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте? Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его. |
7.Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Кто прав...». а)Подбор аргументов. | Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни» Формулирование и запись тезисов и аргументов: Прав дедушка Права внучка 1. 1. 2. 2. Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы. 1. Тезис: прав дедушка 2. Доказательства 1)Мнение подруг из класса – потребительское 2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим. Составление плана сочинения КТО ПРАВ? 1. 1. 2. Прав дедушка 2. Права внучка 1) 1) 2) 2) 3. Вывод 3. Вывод Что должно быть в пункте 1? О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме) Какой тип речи должен быть во вступлении? Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…? Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…) |
б)Составление плана сочинения |
8. Физминутка | «Отдых наш-физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два-привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой- встанькой словно стали А потом пустились вскачь, Словно мой упругий мяч. Если устали глаза Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза. |
9. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение. (по вариантам) | Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение. Соревнования между рядами: кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения 1 вариант - Я уверен... Я думаю (считаю, полагаю...), что... Мне кажется, что... 2 вариант - Докажем это. Почему? А вот почему... Это можно объяснить так... По-моему, прав... Я не могу согласиться с тем, что... но... Могут сказать (возразить), что... 3 вариант - Итак... Таким образом... Следовательно... Я понял, что... ( открываем доску и проверяем правильность выводов) |
10. Составление устного высказывания | А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.) |
11. Подведение итогов урока | - Что такое дискуссия? Что такое аргумент? - Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему? - Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении? |
12. Домашнее задание | Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?») Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме пословицы и поговорки, |