kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Составление диалога с элементами рассуждения на морально-этические темы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие с использрванием интерактивных методов, на котором учащиеся учатся составлять диалог

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Составление диалога с элементами рассуждения на морально-этические темы"»

Тема: Речевая деятельность. Составление диалога с элементами рассуждения на морально-этические темы.


Цели:

- учить учащихся определять ситуацию общения, рассуждать на морально-этические темы, вырабатывать навыки использования публицистических языковых средств для воздействия на собеседника;

- развивать навыки устной речи, словарный запас учащихся, умение применять изученные правила, умение работать в группе, развивать навыки общения в группе, навыки мыслительной активности, совершенствовать умения составлять диалоги в разговорном стиле с элементами рассуждения на морально-этические темы;

- воспитывать культуру речи, умение пользоваться формулами речевого этикета при составлении диалогов; воспитывать чувство гордости, уважения к героическому подвигу, смелость, чувство патриотизма.


Оборудование: мультимедийная доска, мультимедийная презентация, запись с музыкой космического характера, портрет Юрия Гагарина, компьютер, карточки для индивидуальной работы, схемы оформления диалога, микрофон


Тип урока: космическое путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент.

1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие

2. Проверка готовности к уроку.

- Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку?

Если да, тогда начинаем.


ІІ.Мотивация учебной деятельности.

1.Слово учителя

Знаете ли вы, ребята, какой завтра день? (учащиеся отвечают)

Правильно, завтра День космонавтики. И я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие сейчас, на уроке русского языка. Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, таинственный, такой же интересный, как космос, еще мало изведанный вами мир русского языка. В космос летают космонавты, но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты-знатоки русского языка. Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию развития речи.

Хочу сообщить, что в полет отправляются две команды:


І команда «Знатоки»

ІІ команда «Грамотеи»

В центре управления полетом за прохождением нашего путешествия наблюдают ученые-эксперты-гости, присутствующие на уроке. Руководство полетом разрешите взять на себя.

Ребята, а ведь мы не случайно говорим сегодня о космосе. Космос связан с темой нашего сегодняшнего урока. Современный человек не мыслит своей жизни без общения, а общение связано с космосом. Ведь без космоса не существовало бы различных современных коммуникации.

2. Упражнение «Мозговой штурм»

- А каких именно?

- А для чего это все нам необходимо?

( учащиеся отвечают: интернет - для нахождения информации в различных поисковых системах, для общения через скайп, в социальной сети «Одноклассники»; телефон для звонков, получения смс; телевизор- для получения информации)

– Правильно. Я думаю, что именно поэтому мы можем связать тему нашего сегодняшнего урока с Днем космонавтики.

Каждый экипаж должен знать, куда он отправляется в полет. Мы сегодня будем покорять просторы лингвистического космоса. А ученица 8 класса расскажет нам о том, кто же первым осваивал и покорял горизонты космоса.

3.Выступление ученицы.

(12 апреля 2012 года исполняется 51 год со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут, проведенные им в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды).

(во время чтения сообщения на интерактивной доске появляются слайды с изображением портрета Гагарина, космонавт в ракете, его отлет, звучит тихая музыка) ( слайд)


ІІІ. Сообщение темы и задач урока

В любое путешествие отправляются с определенной намеченной целью. Есть она и у нас. Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. Давайте вместе определим, что мы будем делать во время нашего космического путешествия. Сегодня мы будем составлять диалог с элементами рассуждения и оценки на морально- этическую тему.


ІV.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.


  1. Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст»

Давайте вспомним, что такое диалог.

Диалог - форма устного или письменного обмена высказываниями в разговоре между двумя и более людьми

- Где встречается диалог?


Построение ассоциативного куста) (дописываю на доске)


Письма интервью телефонный разговор


Общение по скайпу диалог разговор двух людей



Смс (сообщения) переписка в интернете


  1. Слово учителя.

А теперь, внимание! Сделайте записи в ваши бортовые журналы (тетради). Хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звездами. Набравшие большее количество звезд, будут занесены в Почетную книгу космических достижений (журнал).

Теперь проверим наш космический корабль. Он взлетит, если заполнить все осеки элементами, необходимыми во время нашего урока-путешествия. Так как тема диалога – морально-этическая, нам необходимо вспомнить, что такое мораль и этика, а также, что такое рассуждение.


Мораль- это правила нравственности, то есть правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Этика- это учение о морали, ее развитии, принципах и роли в обществе.

Рассуждение- это ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.


V. Работа над темой урока.

Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. Наше путешествие тоже будет проходить в несколько этапов


І этап «Подготовка к полету»


Каждый путешественник, намечая маршрут, знает о том месте, в которое направляется. Проверим, готовы ли мы к полету.

Если цель нашего полета – научиться составлять диалог на морально-этическую тему, то это значит, что нам необходимо повторить значение космических слов, которые пригодятся нам в дальнейшем при составлении диалога. (появляются слайды с «космическими словами»)

И сейчас у нас лексическая работа

  1. Лексическая работа (космонавт, космодром, сурдокамера)


Космонавт- человек, летающий в космос (слово «космонавт» составлено из части слова «космос» и корня «навт», заимствованного из греческого языка, что значит моряк, мореплаватель), поэтому буквальный смысл слова «космонавт»- моряк Вселенной)


Космодром- это сложное сооружение, обслуживаемое квалифицированным персоналом, на котором подготавливаются к запуску космические корабли( слайд)


Сурдокамера - (от лат. surdus — глухой и камера) в космонавтике, помещение со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенами, в котором кандидаты в космонавты (при их отборе и тренировке) проводят много часов в одиночестве.

Вижу, что к полету вы готовы. Переходим ко второму этапу нашего путешествия.


ІІ этап – «Взлет ракеты»

Домой вам было дано опережающее задание: подготовить мини-сообщения, темы которых касаются нашего диалога.


2.Выступление учащихся с мини-сообщениями.

1-й учащийся «Героизм и смелость»

Что такое смелость? Об это задумывается хоть раз в жизни каждый из нас. Смелость- это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела. Только смелому человеку под силу совершить героический подвиг, например, такой, как подвиг первого космонавта-Юрия Алексеевича Гагарина. Есть много примеров замечательного героизма и подвиги космонавтов - одни из самых ярких. Герои космоса. Кто знает, не поджидает ли на этот раз космонавтов непредвиденное? И все же они уходят в полет, чтобы открыть всему человечеству путь в неизведанное.


2-й учащийся: «Слово о подвиге»

Дорогой ценой достаются людям знания. Во все времена жили, живут и будут жить люди, которые готовы идти вперед, прокладывая дорогу другим. Им труднее, потому что перед ними неведомое, неопознанное, потому что они первые. Первые шаги в просторы пятого океана. Работа космонавтов несравнима ни с одной из земных работ. Космическая среда не похожа на ту, к которой привык человек за тысячелетия своего существования. Каждый полет- это полет в неизвестность, и ни один полет не похож на другой. Вот почему работу космонавтов мы называем подвигом. Подвиг не ради славы - ради дела, начатого Юрием Гагариным.

( за домашние задания ученики получают оценки- звезды)


3.Слово учителя.

Прежде, чем мы начнем наш полет, давайте проведем физкультминутку)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз-два, стоит ракета

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год

Но дорогой нам не страшно

Каждый ведь из нас отлет

Пролетая над землею

Ей передадим привет


Молодцы, присаживайтесь! Все к полету готовы! Взлетаем!

( звучит музыка космического характера)

ІІІ этап – «Ориентирование по маршрутному листу»

В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Мы путешествуем по стране русского языка, поэтому, чтобы не сбиться с пути и приступить к самому важному заданию нашего полета - составлению диалога, давайте вспомним, какие виды диалога вы знаете?

Учащиеся отвечают: устный и письменный.

- Ну а теперь приступаем к самому важному этапу, самому ответственному.


ІV этап – «Выход в открытый космос»

(звучит музыка)

  1. Слово учителя.

Сейчас я прочитаю Вам текст, а вы, прослушав его, составите диалог.

  1. Чтение учителем текста «В сурдокамере»

В сурдокамере - закрытом наглухо помещении, из которого нельзя самому выйти,- будущий космонавт проходит испытание на одиночество. Когда он входит в сурдокамеру, за ним захлопывается тяжелая стальная дверь.

Главный конструктор Королев придавал колоссальное значение тому, кто первым полетит в космос. Полное одиночество- удел первого космонавта, уже второй космонавт не будет столь одинок, ибо с ним будет первый . первому космонавту надо было доказать раз и навсегда всем, всем, всем , что пребывание в космосе посильно человеку.

Естественно, что Королев с особым вниманием следил за испытаниями в сурдокамере, испытаниями на одиночество. Он жадно спрашивал:

- О чем вы там думали?

И слышал обычно в ответ: «Всю жизнь перебирал…»

А вот испытуемый, чьи показания оказались самыми высокими, ответил с открытой мальчишеской улыбкой:

- О чем я думал? О будущем, товарищ Главный!

Королев посмотрел в яркие, блестящие глаза, даже на самом дне не замутненные отстоем пережитого страшного одиночества, и сказал: «Товарищ Гагарин, вашему будущему можно только позавидовать!»

Один и из друзей Королева спросил его как-то раз:

- Неужели другие космонавты справились бы с задание хуже, чем Гагарин?

- Ничуть! – горячо воскликнул Королев. –Придет время, и каждый из них превзойдет Гагарина. Но никто после полета так не улыбнется человечеству и Вселенной, как Юра Гагарин. А это очень важно…

Вы прослушали текст, теперь приступайте к составлению диалога.

  1. Составление учащимися диалога.

  2. Чтение диалога учащимися

  3. Обсуждение диалога.

- Как вы считаете, тема, прозвучавшая в составленных вами диалогах, действительно морально-этическая?

- Какими качествами должен обладать человек, совершивший подвиг?

6.Оценивание диалога.


VІ. Закрепление знаний и умений учащихся.

1. Слово учителя.

Следующий этап нашего путешествия «Внимание! Неопознанный объект!»

На нашем пути встретился неопознанный объект, который вам предстоит изучить и обезвредить.

Делать наши команды будут поочередно: сейчас первая команда «Знатоки» будет работать за компьютерами, им предстоит найти ошибки в диалогах и определить правильный вариант ответа. Оценивать эту работу будет компьютер. Вторая команда «Грамотеи» получает карточки с заданием, им предстоит сделать графическую запись диалога. А после команды поменяются местами. Прежде чем приступить к работе за компьютерами, давайте вспомним правила работы за компьютерами (учащиеся говорят правила).

  1. Работа учащихся за компьютером

Тестирование

Задание: найти ошибки в диалогах и определить правильный вариант ответа.


№ 1

Здравствуй! Послышалось со стороны.

Бог в помощь, мужичок!

Спасибо, добрый человек.

Много ли получаешь с этой полянки пользы?

Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.


№ 2

По тому, как тепло и дружно приветствовали его у нас на пристани женщины, было видно, что мальчик не случайно, не в первый раз сидит на веслах.

- Капитану привет! – зашумели женщины.

- Мотенька, поспеши, опаздываем!

- Матвей Капитоныч, здравствуй!...


№ 3

Здорово, кума!

Здравствуй, говорит лиса.

Далече ли бредешь?

Куда глаза глядят!


№ 4

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Кот говорит дяде Федору:

- Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:

- А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором зовут?

Кот отвечает:

- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу и мне все видно.

- А кто тебя разговаривать научил?- спрашивает дядя Федор

- Да так, где слово запомнишь, где два.


  1. Работа учащихся с карточками

Задание: По схеме оформления диалога записать только знаками диалог двух героев.

(Схема оформления диалога лежит у каждого на парте)

Карточка № 1

- Здравствуй!- послышалось со стороны.

-Бог в помощь, мужичок!

-Спасибо, добрый человек.

Много ли получаешь с этой полянки пользы?

-Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.



- Пора в обратный путь. К пяти часам я должен быть на вокзале Ватерлоо.

- Да вокзал Ватерлоо тут ведь! - сказала бабушка. - И спешить тебе некуда.

- В самом деле! - обрадовался король. - Значит, можно не спешить. Выпьем еще по чашечке.


Карточка № 2

- Здравствуй, Айлып! Давно я от своей нянюшки-лисички про тебя наслышана. Будто ты всех больше да краше, всех сильнее да удачливее. Не возьмешь ли меня замуж?

- А какой, - спрашивает, - за тебя калым платить?

- Какой, - отвечает, - калым, коли мой тятенька всему золоту хозяин! Да и не отдаст он меня добром. Убегом надо, коли смелости да ума хватит.



- Что ты там видишь, осел? - спрашивает петух.

- Вижу я, - отвечает осел, - сидят за столом разбойники, едят и пьют.

- Ох, как есть хочется! - сказала собака.

- Ох, как пить хочется! - сказал кот.

- Как бы нам разбойников из дома выгнать? - сказал петух.


  1. Оценивание работы учащихся.

  2. Слово учителя.

Все команды с задание справились. Неопознанный объект успешно ликвидирован (звучит музыка)


VIІ. Подведение итогов урока.

Наше путешествие подходит к концу, и мы приближаемся к последнему этапу.


V этап – «Возвращение на Землю»

1. Слово учителя.

Вот мы и на Земле. Давайте обсудим наш полет.

2. Обсуждение полета.

3. Интерактивное упражнение «Микрофон»

- Понравилось ли Вам путешествие?

- О чем мы сегодня с вами говорили? ( Сегодня мы говорили о подвиге человека, который 51 год назад первый своим поступком доказал, что был достойным часовым своей Отчизны. Юрий Гагарин не стремился быть героем, но он стал героем и в жизни, и в работе. Его традицию продолжали и первый украинский космонавт Леонид Каденюк и наш земляк Георгий Береговой.)

На экране во время рассказа появляются портреты этих космонавтов, фрагмент встречи Гагарина, как он вернулся с полета

- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего полета?

4. Подсчет оценок.

5. Слово учителя.

Наше космическое путешествие состоялось.

VIIІ. Домашнее задание.

1 группа - составить диалог на морально-этическую тему о дружбе.

2 группа – составить мини-сочинение на морально-этическую тему о дружбе

ІХ. Заключительное слово учителя.

(Звучит музыка)

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей!

Делай доброе дело

Ради счастья людей!

Как бы ни было трудно,

Выстой, веру храня,

В нежность нового утра,

В доблесть славного дня.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле!


- Благодарю всех за участие в уроке. До новых встреч!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кузуб Яна Александровна

Дата: 10.04.2021

Номер свидетельства: 577808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства