Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Составление диалога с элементами рассуждения на морально-этические темы"»
Тема: Речевая деятельность. Составление диалога с элементами рассуждения на морально-этические темы.
Цели:
- учить учащихся определять ситуацию общения, рассуждать на морально-этические темы, вырабатывать навыки использования публицистических языковых средств для воздействия на собеседника;
- развивать навыки устной речи, словарный запас учащихся, умение применять изученные правила, умение работать в группе, развивать навыки общения в группе, навыки мыслительной активности, совершенствовать умения составлять диалоги в разговорном стиле с элементами рассуждения на морально-этические темы;
- воспитывать культуру речи, умение пользоваться формулами речевого этикета при составлении диалогов; воспитывать чувство гордости, уважения к героическому подвигу, смелость, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная доска, мультимедийная презентация, запись с музыкой космического характера, портрет Юрия Гагарина, компьютер, карточки для индивидуальной работы, схемы оформления диалога, микрофон
Тип урока: космическое путешествие.
Ход урока
І. Организационный момент.
1. Приветствие
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие
2. Проверка готовности к уроку.
- Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку?
Если да, тогда начинаем.
ІІ.Мотивация учебной деятельности.
1.Слово учителя
Знаете ли вы, ребята, какой завтра день? (учащиеся отвечают)
Правильно, завтра День космонавтики. И я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие сейчас, на уроке русского языка. Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, таинственный, такой же интересный, как космос, еще мало изведанный вами мир русского языка. В космос летают космонавты, но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты-знатоки русского языка. Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию развития речи.
Хочу сообщить, что в полет отправляются две команды:
І команда «Знатоки»
ІІ команда «Грамотеи»
В центре управления полетом за прохождением нашего путешествия наблюдают ученые-эксперты-гости, присутствующие на уроке. Руководство полетом разрешите взять на себя.
Ребята, а ведь мы не случайно говорим сегодня о космосе. Космос связан с темой нашего сегодняшнего урока. Современный человек не мыслит своей жизни без общения, а общение связано с космосом. Ведь без космоса не существовало бы различных современных коммуникации.
2. Упражнение «Мозговой штурм»
- А каких именно?
- А для чего это все нам необходимо?
( учащиеся отвечают: интернет - для нахождения информации в различных поисковых системах, для общения через скайп, в социальной сети «Одноклассники»; телефон для звонков, получения смс; телевизор- для получения информации)
– Правильно. Я думаю, что именно поэтому мы можем связать тему нашего сегодняшнего урока с Днем космонавтики.
Каждый экипаж должен знать, куда он отправляется в полет. Мы сегодня будем покорять просторы лингвистического космоса. А ученица 8 класса расскажет нам о том, кто же первым осваивал и покорял горизонты космоса.
3.Выступление ученицы.
(12 апреля 2012 года исполняется 51 год со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут, проведенные им в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды).
(во время чтения сообщения на интерактивной доске появляются слайды с изображением портрета Гагарина, космонавт в ракете, его отлет, звучит тихая музыка) ( слайд)
ІІІ. Сообщение темы и задач урока
В любое путешествие отправляются с определенной намеченной целью. Есть она и у нас. Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. Давайте вместе определим, что мы будем делать во время нашего космического путешествия. Сегодня мы будем составлять диалог с элементами рассуждения и оценки на морально- этическую тему.
ІV.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст»
Давайте вспомним, что такое диалог.
Диалог - форма устного или письменного обмена высказываниями в разговоре между двумя и более людьми
- Где встречается диалог?
Построение ассоциативного куста) (дописываю на доске)
Письма интервью телефонный разговор
Общение по скайпу диалог разговор двух людей
Смс (сообщения) переписка в интернете
Слово учителя.
А теперь, внимание! Сделайте записи в ваши бортовые журналы (тетради). Хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звездами. Набравшие большее количество звезд, будут занесены в Почетную книгу космических достижений (журнал).
Теперь проверим наш космический корабль. Он взлетит, если заполнить все осеки элементами, необходимыми во время нашего урока-путешествия. Так как тема диалога – морально-этическая, нам необходимо вспомнить, что такое мораль и этика, а также, что такое рассуждение.
Мораль- это правила нравственности, то есть правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Этика- это учение о морали, ее развитии, принципах и роли в обществе.
Рассуждение- это ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.
V. Работа над темой урока.
Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. Наше путешествие тоже будет проходить в несколько этапов
І этап «Подготовка к полету»
Каждый путешественник, намечая маршрут, знает о том месте, в которое направляется. Проверим, готовы ли мы к полету.
Если цель нашего полета – научиться составлять диалог на морально-этическую тему, то это значит, что нам необходимо повторить значение космических слов, которые пригодятся нам в дальнейшем при составлении диалога. (появляются слайды с «космическими словами»)
И сейчас у нас лексическая работа
Лексическая работа (космонавт, космодром, сурдокамера)
Космонавт- человек, летающий в космос (слово «космонавт» составлено из части слова «космос» и корня «навт», заимствованного из греческого языка, что значит моряк, мореплаватель), поэтому буквальный смысл слова «космонавт»- моряк Вселенной)
Космодром- это сложное сооружение, обслуживаемое квалифицированным персоналом, на котором подготавливаются к запуску космические корабли( слайд)
Сурдокамера - (от лат. surdus — глухой и камера) в космонавтике, помещение со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенами, в котором кандидаты в космонавты (при их отборе и тренировке) проводят много часов в одиночестве.
Вижу, что к полету вы готовы. Переходим ко второму этапу нашего путешествия.
ІІ этап – «Взлет ракеты»
Домой вам было дано опережающее задание: подготовить мини-сообщения, темы которых касаются нашего диалога.
2.Выступление учащихся с мини-сообщениями.
1-й учащийся «Героизм и смелость»
Что такое смелость? Об это задумывается хоть раз в жизни каждый из нас. Смелость- это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела. Только смелому человеку под силу совершить героический подвиг, например, такой, как подвиг первого космонавта-Юрия Алексеевича Гагарина. Есть много примеров замечательного героизма и подвиги космонавтов - одни из самых ярких. Герои космоса. Кто знает, не поджидает ли на этот раз космонавтов непредвиденное? И все же они уходят в полет, чтобы открыть всему человечеству путь в неизведанное.
2-й учащийся: «Слово о подвиге»
Дорогой ценой достаются людям знания. Во все времена жили, живут и будут жить люди, которые готовы идти вперед, прокладывая дорогу другим. Им труднее, потому что перед ними неведомое, неопознанное, потому что они первые. Первые шаги в просторы пятого океана. Работа космонавтов несравнима ни с одной из земных работ. Космическая среда не похожа на ту, к которой привык человек за тысячелетия своего существования. Каждый полет- это полет в неизвестность, и ни один полет не похож на другой. Вот почему работу космонавтов мы называем подвигом. Подвиг не ради славы - ради дела, начатого Юрием Гагариным.
( за домашние задания ученики получают оценки- звезды)
3.Слово учителя.
Прежде, чем мы начнем наш полет, давайте проведем физкультминутку)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз-два, стоит ракета
Три-четыре, скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год
Но дорогой нам не страшно
Каждый ведь из нас отлет
Пролетая над землею
Ей передадим привет
Молодцы, присаживайтесь! Все к полету готовы! Взлетаем!
( звучит музыка космического характера)
ІІІ этап – «Ориентирование по маршрутному листу»
В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Мы путешествуем по стране русского языка, поэтому, чтобы не сбиться с пути и приступить к самому важному заданию нашего полета - составлению диалога, давайте вспомним, какие виды диалога вы знаете?
Учащиеся отвечают: устный и письменный.
- Ну а теперь приступаем к самому важному этапу, самому ответственному.
ІV этап – «Выход в открытый космос»
(звучит музыка)
Слово учителя.
Сейчас я прочитаю Вам текст, а вы, прослушав его, составите диалог.
Чтение учителем текста «В сурдокамере»
В сурдокамере - закрытом наглухо помещении, из которого нельзя самому выйти,- будущий космонавт проходит испытание на одиночество. Когда он входит в сурдокамеру, за ним захлопывается тяжелая стальная дверь.
Главный конструктор Королев придавал колоссальное значение тому, кто первым полетит в космос. Полное одиночество- удел первого космонавта, уже второй космонавт не будет столь одинок, ибо с ним будет первый . первому космонавту надо было доказать раз и навсегда всем, всем, всем , что пребывание в космосе посильно человеку.
Естественно, что Королев с особым вниманием следил за испытаниями в сурдокамере, испытаниями на одиночество. Он жадно спрашивал:
- О чем вы там думали?
И слышал обычно в ответ: «Всю жизнь перебирал…»
А вот испытуемый, чьи показания оказались самыми высокими, ответил с открытой мальчишеской улыбкой:
- О чем я думал? О будущем, товарищ Главный!
Королев посмотрел в яркие, блестящие глаза, даже на самом дне не замутненные отстоем пережитого страшного одиночества, и сказал: «Товарищ Гагарин, вашему будущему можно только позавидовать!»
Один и из друзей Королева спросил его как-то раз:
- Неужели другие космонавты справились бы с задание хуже, чем Гагарин?
- Ничуть! – горячо воскликнул Королев. –Придет время, и каждый из них превзойдет Гагарина. Но никто после полета так не улыбнется человечеству и Вселенной, как Юра Гагарин. А это очень важно…
Вы прослушали текст, теперь приступайте к составлению диалога.
Составление учащимися диалога.
Чтение диалога учащимися
Обсуждение диалога.
- Как вы считаете, тема, прозвучавшая в составленных вами диалогах, действительно морально-этическая?
- Какими качествами должен обладать человек, совершивший подвиг?
6.Оценивание диалога.
VІ. Закрепление знаний и умений учащихся.
1. Слово учителя.
Следующий этап нашего путешествия «Внимание! Неопознанный объект!»
На нашем пути встретился неопознанный объект, который вам предстоит изучить и обезвредить.
Делать наши команды будут поочередно: сейчас первая команда «Знатоки» будет работать за компьютерами, им предстоит найти ошибки в диалогах и определить правильный вариант ответа. Оценивать эту работу будет компьютер. Вторая команда «Грамотеи» получает карточки с заданием, им предстоит сделать графическую запись диалога. А после команды поменяются местами. Прежде чем приступить к работе за компьютерами, давайте вспомним правила работы за компьютерами (учащиеся говорят правила).
Работа учащихся за компьютером
Тестирование
Задание: найти ошибки в диалогах и определить правильный вариант ответа.
№ 1
Здравствуй! Послышалось со стороны.
Бог в помощь, мужичок!
Спасибо, добрый человек.
Много ли получаешь с этой полянки пользы?
Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
№ 2
По тому, как тепло и дружно приветствовали его у нас на пристани женщины, было видно, что мальчик не случайно, не в первый раз сидит на веслах.
- Капитану привет! – зашумели женщины.
- Мотенька, поспеши, опаздываем!
- Матвей Капитоныч, здравствуй!...
№ 3
Здорово, кума!
Здравствуй, говорит лиса.
Далече ли бредешь?
Куда глаза глядят!
№ 4
Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Кот говорит дяде Федору:
- Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:
- А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором зовут?
Кот отвечает:
- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу и мне все видно.
- А кто тебя разговаривать научил?- спрашивает дядя Федор
- Да так, где слово запомнишь, где два.
Работа учащихся с карточками
Задание: По схеме оформления диалога записать только знаками диалог двух героев.
(Схема оформления диалога лежит у каждого на парте)
Карточка № 1
- Здравствуй!- послышалось со стороны.
-Бог в помощь, мужичок!
-Спасибо, добрый человек.
Много ли получаешь с этой полянки пользы?
-Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
- Пора в обратный путь. К пяти часам я должен быть на вокзале Ватерлоо.
- Да вокзал Ватерлоо тут ведь! - сказала бабушка. - И спешить тебе некуда.
- В самом деле! - обрадовался король. - Значит, можно не спешить. Выпьем еще по чашечке.
Карточка № 2
- Здравствуй, Айлып! Давно я от своей нянюшки-лисички про тебя наслышана. Будто ты всех больше да краше, всех сильнее да удачливее. Не возьмешь ли меня замуж?
- А какой, - спрашивает, - за тебя калым платить?
- Какой, - отвечает, - калым, коли мой тятенька всему золоту хозяин! Да и не отдаст он меня добром. Убегом надо, коли смелости да ума хватит.
- Что ты там видишь, осел? - спрашивает петух.
- Вижу я, - отвечает осел, - сидят за столом разбойники, едят и пьют.
- Ох, как есть хочется! - сказала собака.
- Ох, как пить хочется! - сказал кот.
- Как бы нам разбойников из дома выгнать? - сказал петух.
Оценивание работы учащихся.
Слово учителя.
Все команды с задание справились. Неопознанный объект успешно ликвидирован (звучит музыка)
VIІ. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подходит к концу, и мы приближаемся к последнему этапу.
V этап – «Возвращение на Землю»
1. Слово учителя.
Вот мы и на Земле. Давайте обсудим наш полет.
2. Обсуждение полета.
3. Интерактивное упражнение «Микрофон»
- Понравилось ли Вам путешествие?
- О чем мы сегодня с вами говорили? ( Сегодня мы говорили о подвиге человека, который 51 год назад первый своим поступком доказал, что был достойным часовым своей Отчизны. Юрий Гагарин не стремился быть героем, но он стал героем и в жизни, и в работе. Его традицию продолжали и первый украинский космонавт Леонид Каденюк и наш земляк Георгий Береговой.)
На экране во время рассказа появляются портреты этих космонавтов, фрагмент встречи Гагарина, как он вернулся с полета
- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего полета?
4. Подсчет оценок.
5. Слово учителя.
Наше космическое путешествие состоялось.
VIIІ. Домашнее задание.
1 группа - составить диалог на морально-этическую тему о дружбе.
2 группа – составить мини-сочинение на морально-этическую тему о дружбе
ІХ. Заключительное слово учителя.
(Звучит музыка)
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей!
Делай доброе дело
Ради счастья людей!
Как бы ни было трудно,
Выстой, веру храня,
В нежность нового утра,
В доблесть славного дня.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле!
- Благодарю всех за участие в уроке. До новых встреч!