kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе «Подготовка к написанию изложения «Поговорим о бабушках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня вам предстоит написать подробное изложение, которое называется «Поговорим о бабушках». Цель нашего урока – как следует подготовиться к написанию этой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку в 7 классе «Подготовка к написанию изложения «Поговорим о бабушках»»

Урок развития речи

по русскому языку в 7 классе

«Подготовка к написанию изложения «Поговорим о бабушках»».

Цели:

Образовательная: формирование навыков работы с текстом (составление плана, анализ текста);

Развивающая: развивать умение определять тип текста и стиль речи, развивать письменную и устную речь учащихся;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своей семье, к ее старшим членам, воспитывать чувство гуманности.



  1. Организационный момент

Сегодня вам предстоит написать подробное изложение, которое называется «Поговорим о бабушках». Цель нашего урока – как следует подготовиться к написанию этой работы.

  1. Вступительное слово учителя.

Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. У каждого из вас есть бабушка, а то и две. Поднимите руки, кого есть бабушка? А у кого две, поднимите две руки. А кто такая бабушка? (это мать матери или отца). Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на татарском языке бабушку называют ДЭУ ЭНИ – старшая мама. Все бабушки любят вас, своих внуков, все в вас души не чают, о чём свидетельствуют фотографии, которые вы принесли к сегодняшнему уроку и которые представлены на нашей фотовыставке. Пока я вешаю фотографии, подберите одноструктурные слова к слову бабушка. А затем эпитеты (художественные определения). (Бабушка – заюшка, солнышко, соловушка, матушка, Ванюшка; родная, добрая, теплая, заботливая). Как видите, все эти слова отражают ласку, теплоту. Само слово бабушка очень теплое. Посмотрите на фотографии. Какие у вас красивые бабушки! В основном фотографии, где бабушки улыбаются.

Мне бы очень хотелось, чтобы во время урока вы вспомнили о своих бабушках, а дома нашли для них ласковые, добрые слова.

Ведь недаром одна из Божиих заповедей гласит:

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Текст, который вам предстоит сегодня написать в качестве изложения, принадлежит перу современного автора – И. Медведевой. Сейчас вы услышите его. Подумайте над вопросом, почему перед чтением этого текста я вспомнила об этой заповеди.


3. Работа с текстом

А) чтение текста изложения

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся. (По И. Медведевой.)


Б) беседа по тексту.

- Итаккак вы думаетепочему перед чтением этого текста я вспомнила о заповеди: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле». Но ведь в заповеди ничего не говорится о бабушках. Что же, их уважать и любить не надо? Или в заповеди нужно было перечислить всех возможных родственников (дядей, тётей… )? Как вы считаете?

- То есть нужно любить и уважать не только родителей и прочих родственников, но и всех старших, кто желает тебе добра, слушаться их добрых советов и наставлений, отвечать добром на добро и относиться к ним так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились потом.

За это Бог и обещает продлить земную жизнь.

И неважно, какой ты веры. Все заповеди создают нравственный закон, нравственные правила.

Наши бабушки любят нас безусловной любовью, т.е. просто за то, что мы есть. Я старше вас, и могу сказать, что чем старше ты становишься, тем таких людей все меньше и меньше. Поэтому бабушка – это наша ценность, которую мы должны беречь.

В) разбор текста

Вернёмся к тексту.

- Только ли свои мысли и чувства выражает автор в тексте. (мысли внука еще, а в общем имеются в виду все внуки). Где мысли внука? (2 абзац).

- Какое отношение по тексту у внука к бабушке? (снисходительное).

- В каком предложении отражается это отношение? (Ох уж это бабушка!)

- Что в поведении и поступках бабушек не устраивает внука? (делает замечания при ребятах; кутает, когда все раздетые ходят; ждёт у школы с зонтиком).

- А каким одним словом можно определить эти поступки бабушки? (забота)

Выходит, раздражает в бабушках то, что они постоянно заботятся о внуках. Но разве забота - это плохо? Чем же тогда продиктовано недовольство? (излишней опекой). А вы считаете, что эта забота излишняя? Я вам скажу так: то, что кажется вам излишней опекой, связано еще и с вашей безопасностью, особенно в наше время. (пример жизненный).

Но даже если бабушка видит в вас только ребёнка и не хочет понять, что вы взрослеете и становитесь самостоятельными людьми, нужно ли обижаться на неё за это? Нет, конечно.

- Какое чувство испытывает внук после того, как, не сдержавшись, нагрубит бабушке? (стыд)

- А как же можно решить проблему, что предлагает делать автор с такими бабушками? (прощать, а именно терпеть, беречь, опекать)

- За что, по мнению автора, надо терпеть бабушку? (она самый близкий тебе человек)

- Почему старость автор называет самым печальным временем жизни? Вы согласны с ним?

- В ком видит бабушка, по мнению автора, радость своей жизни, о ком она постоянно тревожится, кто её тайная надежда и единственная забота?.. И стоит ли обижаться на бабушку?

Г) работа над стилистическими особенностями текста

- Каким стилем речи написан данный текст? (публицистический)

Давайте докажем это.

- Какова задача автора? (воздействовать на читателя, убедить его)

- Можно ли назвать проблему отношения к старшим актуальной для нашего общества? Почему вы так считаете?

- Можете ли вы сказать, что текст отличается эмоциональностью? (можно).

- Можно ли утверждать, что текст отличает призывность? К чему призывает автор? (беречь бабушку).

- Какие средства выразительности использованы автором в данном тексте? (восклицательные и вопросительные предложения (Ох уж эта бабушка!, Ну что делать с такой бабушкой?, Знаешь, что делать с бабушкой?, Она-то сколько прощает тебе?), обратный порядок слов (инверсия), расчленение предложения на отдельные части (1. Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только; 2. Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь.), ряды однородных членов…)

Всё это доказывает, что перед нами какой стиль? (публицистический).

Д) работа над типом текста

Теперь определим, какой тип текста представлен. Как вы считаете, это повествование, описание или рассуждение? (Это рассуждение). Какова цель автора при рассуждении? (Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность). Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде (на доске эта схема):




Давайте, пользуясь этой схемой, составим план текста.

Е) составление плана

- Сколько всего абзацев в тексте?(5)

- Чем будет являться первый абзац? (Тезисом). Как мы его озаглавим? («Поговорим о бабушках»).

Далее, исходя из нашей схемы, должны идти аргументы. Как мы можем назвать аргументы в общем? («Ох уж эта бабушка»)

- О чём говорится во 2 абзаце? (какими бывают бабушки; бабушка надоедает, кутает…). Так и назовем первый аргумент. «Кутает, надоедает…». О чем еще сказано здесь?

- Чему посвящён следующий аргумент (3 абзац)? (совет, что делать с бабушкой). Как назовем? («Знаешь, что делать с бабушкой?»). Какие же советы дает автор?

- О чем говорится далее? (о возрастных особенностях стариков). Какое название дадим этому аргументу (4 абзац)? («У каждого возраста есть особенности»). Какие же особенности у них?

- Что представляет из себя 5 абзац? (вывод). Как назовем его? («Представь и пойми»).

Итак, у нас получился план, по которому вы сможете написать изложение. Справа у вас записаны слова, с помощью которых вы сможете вспомнить некоторые детали.


План: (пишу без кавычек на доске).


II. Аргументы «Ох уж эта бабушка»:


«Ох уж эта бабушка!»

1. «Надоедает, кутает…»


Считает, заставляет, с плащом, стыдно, пружина.

2. «Знаешь, что делать с бабушкой?»


Прощать, опекать, маленьким, шустрей, меньше, старость, позади, ты.

3. «У каждого возраста есть особенности»

Ворчать, младенца

III. Вывод «А все-таки попытайся».


Трудно, старым


4. Пересказ (сначала по частям, потом целиком).

5. Повторное чтение текста изложения

6. Написание изложения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казакова Людмила Александровна

Дата: 26.05.2022

Номер свидетельства: 608081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства